Паршаков Евгений Афанасьевич
Мы уже говорили выше, что масса всех небесных тел Солнечной системы увеличивается. Но увеличивается она во времени крайне неравномерно, то очень медленно, во время галактического лета, то быстрее, при наступлении очередной галактической зимы, то очень быстро, когда Солнечная система пересекает плоскость Галактики в районе спирального рукава. При этом быстрее всего растет масса Солнца и планет-гигантов, затем ледяных тел, медленнее всего - планет земной группы и других силикатных тел.
Рост небесных тел происходит, во-первых, за счет вычерпывания диффузной материи небесными телами, во-вторых, за счет падений на небесные тела Солнечной системы других, меньших по массе и размерам небесных тел; и в-третьих, за счет конденсации диффузной материи. Именно конденсация (аккреция) диффузной материи на поверхность планет, Солнца и других небесных тел является главным механизмом увеличения массы и размеров небесных тел.
При обращении вокруг центра Галактики Солнечная система, как и всякая другая звездно-планетная система, через каждые 100-125 млн. лет пересекает плоскость Галактики. При этом Солнечная система находится внутри уплотненной части газово-пылевого диска в течение 10-15 млн. лет. Иногда же, один раз в несколько миллиардов лет, Солнечная система пересекает плоскость Галактики через спиральные рукава, которые являются как бы гигантскими трубопровода ми, по которым газ и пыль движутся, по-видимому, с периферии Галактики к ее центру. Через спиральные рукава постоянно проходит огромное количество звезд вместе со своими планетами. При своем прохождении через рукава они вычерпывают из них газ и пыль. Но, кроме этого, на поверхность звезд, планет и других небесных тел начинает под влиянием гравитационного притяжения опускаться диффузная материя, особенно быстро в тех случаях, когда скорость движения небесных тел не очень превышает скорость движения диффузной материи рукавов, через которые они проходят.
Небесные тела, попавшие в плотную диффузную среду, становятся гравитационными зародышами (ядрами) конденсации, теми центрами, вокруг которых начинается конденсация. Если газово-пылевые облака могут, как считают многие исследователи, конденсироваться в звезды на ╚пустом╩ месте без наличия гравитационных центров конденсации, то было бы странным отвергать идею более быстрой конденсации диффузной материи при наличии гравитационных зародышей конденсации, каковыми и являются звезды и планеты, которые, входя в газово-пылевые сгущения, ╚готовые╩ к конденсации в звезды, ускоряют конденсацию этих сгущений. При этом могут появляться и новые звезды, но они появляются не на пустом месте, а происходят из планет-гигантов, на поверхности которых сконденсировалось много материи.
Солнечная система как бы погружается при прохождении через спиральный рукав в единую, огромную по размерам, хотя и очень разряженную атмосферу, состоящую из межзвездной газово-пылевой материи. И эта диффузная материя под воздействием гравитационного притяжения начинает опускаться на поверхность Солнца, планет и других небесных тел Солнечной системы, подобно тому, как опускается на поверхность Земли или Марса пыль, поднятая в верхние слои атмосферы бурей, после ее окончания, или как опускается на поверхность Луны пыль, поднятая над ее поверхностью при ударе метеорита. При этом, надо полагать, аккреция межзвездной пыли происходит быстрее, чем звездного газа.
Конечно, за короткий промежуток времени, например за 1 год или даже за 100 лет, газа и пыли на поверхности небесных тел сконденсируется ничтожно мало. Однако за 10-15 млн. лет галактической зимы небесные тела Солнечной системы обрастут захваченным веществом весьма существенно. Трудно, конечно, определить, на сколько увеличатся за одну галактическую зиму небесные тела Солнечной системы. Тем более, что они прихватывают космическое вещество неодинаково, так что более всего приходится на долю газовых тел, а менее всего - на долю силикатных тел. Кроме того, величина прироста вещества зависит в огромной степени от того, через центр или через край (или мимо) спирального рукава пройдет Солнечная система, сколько времени Солнечная система будет погружена в спиральный рукав, каковы плотность и состав диффузной материи на данном участке спирального рукава, какова скорость движения Солнечной системы относительно диффузной материи рукава, через который проходит солнечная система. Можно лишь предположить, весьма приближенно, что прирост массы вещества может составлять от долей процента до десятков процентов, а в отдельные, особенно ╚урожайные╩ галактические зимы масса небесных тел звездно-планетных систем может увеличиться, особенно для газовых тел - звезд и планет-гигантов, в несколько раз.
|