Шведский вокально-инструментальный ансамбль/
Причины триумфа шведского квартета в 70-е годы XX века сходны с причинами триумфа «Битлз» в 60-е — это концентрация многих необходимых для успеха вещей в одном месте и в одно время. Карьера ансамбля была столь удачной, что этому шведскому квартету суждено было стать одной из основных статей дохода национального бизнеса. Например, к 1978 году доля дохода от квартета «АББА» в обороте шведской индустрии грамзаписи составила десять процентов. Во всем же мире к этому году было продано более 200 миллионов экземпляров пластинок группы.
У истоков ансамбля стоял финансово-музыкальный гений по имени Стиг Андерсон. Он начал сочинять песни в 50-е годы, в конце 60-х многие его творения занимали верхние строчки в шведских хит-парадах, а 70-е годы стали временем создания самого успешного проекта Стига Андерсона — ансамбля «АББА».
Квартет состоял из двух композиторов — Бенни Андерссона и Бьорна Ульвеса и двух вокалисток — Анни-Фрид Лингстад и Агнеты Фальтског. Название группы было составлено из начальных букв их имен. Все участники ансамбля родились и выросли в Швеции. Бенни — один из основателей популярной в 60-е годы шведской группы «Hep Stars», он писал песни и играл в группе на клавишных. Бьорн Ульвес — бывший руководитель известного в Швеции фольклорного коллектива «Hootenanny Singers».
Познакомив Бенни и Бьорна, Стиг быстро понял, что перед ним одаренные композиторы, и создал им условия для работы. Когда стало ясно, что Бенни и Бьорн под руководством Стига способны писать шлягеры («сочиненные на простом фортепиано и акустической гитаре» — как позже рассказывали Бенни и Бьорн в одном из интервью), Стиг подобрал двух вокалисток — Анни-Фрид и Агнету.
В исполнении квартета были записаны несколько песен и выпущена первая пластинка «Ring, Ring». О группе узнали в Швеции и кое-где за ее пределами. Первый успех дал Стигу основания отправить весной 1974 года квартет в английский город Брайтон, где проводился престижный музыкальный конкурс «Евровидение». На конкурсе ансамбль исполнил песню «Waterloo». Результат превзошел все ожидания — песня мгновенно стала европейским хитом.
Стало ясно, что у проекта «АББА» большое музыкальное будущее. После возвращения с конкурса группа записала альбом, а затем на год умолкла... Почему? Стиг Андерсон рассудил, что ему нужно решить некоторые «оргвопросы» — перестроить административный офис, переоборудовать студию звукозаписи и наладить связи с рынками сбыта. Короче, все необходимое следовало сделать своевременно, чтобы потом, после того, как «машина» заработает, не останавливать ее ради мелких усовершенствований.
Через год «АББА» действительно начала выпускать один хит за другим с периодичностью примерно раз в четыре месяца: «SOS», «I Do, I Do, I Do», «Mamma Mia», «Fernando», «Money, Money, Money», «Eagle», «Dancing Queen»... Бенни и Бьорн работали не покладая рук, Анни-Фрид и Агнета не отставали. Хиты объединялись в диски: «ABBA», «Arrival», «Album»...
И — никаких страстей, никакого ажиотажа. Сперва «АББА» даже не гастролировала, разве что активно снималась в телепрограммах. Все участники группы вместе со своим продюсером жили в это время в центре Стокгольма в специально построенном особняке и выезжали для записи в студию, расположенную на одном из островов посреди пролива.
Постепенно прекрасно отлаженная «фабрика» по производству шлягеров заработала на полную катушку. За несколько лет в мире было продано 50 миллионов пластинок квартета. В середине 70-х лондонская «Тайме» писала: «Ни одна другая группа в мире не в состоянии так блюсти свои интересы». Вот уж действительно где проявился подлинный организационно-финансовый гений Стига Андерсона! Создатель «АББЫ» добился, чтобы ни на одном этапе музыкального производства не потерялся ни один цент... Годовой доход фирмы вскоре достиг 70 миллионов фунтов стерлингов. Как только была обретена сверхпопулярность, группа отправилась на гастроли. О них был снят полнометражный художественный фильм.
Музыку, которую играл квартет, нельзя отнести к рок-н-роллу. «В Швеции рок-н-рольных традиций не существовало, — говорил в одном из интервью Бьорн Ульвес— Мы, конечно, слушали Чака Берри и «Роллинг Стоунз», но не проникались духом этой музыки. Мы выросли из бытовой музыки Северной Европы». «Моим первым инструментом, на котором я играю с десяти лет, был аккордеон», — добавлял Бенни Андерссон.
«АББА» играла музыку для отдыха, для дискотек. Стиль этой музыки, довольно эклектичный, по мнению некоторых критиков, можно было определить как «евро-бит». Этот стиль получил распространение, как следует из названия, в Европе. При этом «АББА» в музыкальном плане выглядела значительно интереснее остальных представителей «евро-бита» — например, ансамбля «Teach-in» из Голландии. В музыке «АББЫ» главенствовала очень выразительная мелодия, которая проводилась с упором на двойной женский вокал. Аранжировки песен были насыщенными, сбалансированными и отличались очень плотным звучанием. Все это приносило успех. Следует отметить, что Стиг Андерсон на начальном этапе также писал песни для «АББЫ», но позже репертуар ансамбля состоял целиком из песен Бьорна Ульвеса.
Поскольку взлет «АББЫ» был запрограммирован, признаки падения популярности отнюдь не расстроили музыкантов. Квартет просто перестал существовать. Заработанные деньги были вложены в другие отрасли шведского бизнеса. Тем не менее, композиторы Андерссон и Ульвес до сих пор сочиняют мюзиклы, а бывшие вокалистки квартета время от времени выпускают сольные диски.
|