В.А. Афанасьев
Доватор Лев Михайлович (1903–1941 гг.) генерал-майор
Герой Советского Союза
Война застала начальника штаба 36-й кавалерийской дивизии полковника Л.М. Доватора в московском госпитале, где он находился на излечении. Узнав о начале войны, он при первой же возможности убыл в свою дивизию, но добраться до нее ему было не суждено. В штабе Западного фронта Лев Михайлович узнал, что его дивизия оказалась в окружении, и связи с ней нет. По личному распоряжению Главкома Западного направления ему было поручено во главе сводного отряда обеспечить работу переправы у Ратчина через Днепр, по которой под напором превосходящих сил противника отходили на восток наши войска.
Отряд Доватора исполнил поставленную задачу, а когда к переправе вплотную подошли танки противника, Лев Михайлович лично возглавил отражение вражеских атак. Обстановка была критической, в один из моментов Доватор сам пополз навстречу танку со связкой гранат и подорвал его. Немецким войскам не удалось овладеть Ратчинской переправой. Уже поздно ночью саперы взорвали мост, и отряд Доватора организованно отступил. За образцовое выполнение этого задания Лев Михайлович был награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1941 г. полковнику Доватору было поручено возглавить кавалерийскую группу в составе 50-й Кубанской и 53-й Ставропольской кавалерийских казачьих дивизий. Уже в первых боях он проявил себя грамотным командиром, стремящимся по возможности сберечь подчиненных, и в то же время человеком большой личной отваги, способным при необходимости вдохновить бойцов и командиров личным примером.
Под его командованием во второй половине августа группа совершила глубокий рейд по тылам противника на территории Смоленской и Калининской областей. Группе Доватора удалось отвлечь на себя значительные силы немцев, дезорганизовать тылы врага и нанести ему значительный урон. 5 сентября в сводке Совинформбюро сообщалось: «На днях из вражеского тыла после двухнедельного рейда вышла в расположение наших войск кавалерийская группа под командованием полковника Доватора. Она уничтожила до 3 тыс. фашистских солдат, 19 офицеров, 150 разных машин, 9 танков, 4 орудия, 6 минометов. Вывела из тыла 400 бойцов и командиров, попавших в окружение советских войск. Около 300 километров прошли казаки по тылам врага, нарушили работу тылов 9-й немецкой армии, отвлекли с линии фронта более 2 пехотных дивизий, более 40 танков». Это был первый кавалерийский рейд такого масштаба, длительности, глубины проникновения во вражеский тыл с начала войны. Льву Михайловичу было присвоено тогда воинское звание генерал-майор, он был награжден орденом Ленина.
В октябре группа Доватора, преобразованная позже в 3-й кавалерийский корпус, в составе 16-й армии генерала К.К. Рокоссовского вела ожесточенные оборонительные бои на шоссе Белый–Ржев, прикрывая отход стрелковых частей на волоколамском направлении, затем провела ряд наступательных боев в районах Истринского водохранилища и города Солнечногорск. Как отмечалось в боевой характеристике, в этих боях Л.М. Доватор показал «хорошие знания природы общевойскового боя, твердо управлял подчиненными частями. При ведении боевых действий в тылу противника Доватор не терялся в сложной обстановке, принимал взвешенные, целесообразные решения». В ноябре 1941 г. соединение было преобразовано во 2-й гвардейский кавалерийский корпус и передано в подчинение 5-й армии генерала Л.А. Говорова. Под командованием Доватора корпус стал основой армейской подвижной группы, которая сыграла важную роль в контрнаступлении советских войск под Москвой. Соединения корпуса, пройдя 150 км по тылам немецко-фашистских войск, внезапными ударами уничтожали опорные пункты врага, нарушали его коммуникации и управление войсками. В боях под Москвой Лев Михайлович проявил себя мужественным, талантливым командиром.
19 декабря 1941 г. при форсировании реки Рузы Л.М. Доватор, лично возглавив атаку, погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
|