Андреева С.А.
Донецкий национальный технический университет
Интеллектуальный капитал
Современная экономика Украины находится в состоянии трансформации и структурной перестройки. Определяя приоритеты экономического развития необходимо учитывать тенденции мирового прогресса. Сегодня основные акценты экономического прогресса перемещаются на задания ускоренного инновационного развития, перехода к стратегии экономики, которая базируется на знаниях. В связи с этим первоочередной задачей, которая стоит перед руководством страны, является переход к той структуре экономики, которая позитивно решила бы все насущные проблемы общества.
Новая инновационная экономика принципиальным образом отличается от экономики естественно–сырьевого направления. Понятие интеллектуального капитала и связанное с ним понятие интеллектуальной собственности являются составными и неотъемлемыми частями инновационной экономики.
Под «интеллектуальным капиталом» в узком смысле следует понимать совокупность знаний всех работников, которые обеспечивают конкурентоспособность компании, а получение различного рода технических и организационных преимуществ перед конкурентами является основной функцией интеллектуального капитала.
Интеллектуальный капитал как термин в широком смысле часто используется для обозначения нематериальных активов, без которых компания теперь не может существовать. В этом знании интеллектуальный капитал предприятия можно подразделить на четыре части:
• рыночные активы;
• интеллектуальная собственность, как актив;
• человеческие активы;
• инфраструктурные активы.
К рыночному капиталу принято относить: товарные знаки и знаки обслуживания; фирменные наименования; деловую репутацию; наличие своих людей в организациях партнерах или клиентах; наличие постоянных покупателей; повторные контракты с клиентами и т.д. Только часть из перечисленного можно назвать активами в точном смысле слова. Например, нельзя считать активами людей, работающих в других организациях и обеспечивающих интересы данной организации. Хотя с точки зрения обеспечения успеха бизнеса это очень важные активы.
Измерение рыночного капитала в каких– либо количественных показателях, в том числе его стоимостная оценка отдельно от других составляющих интеллектуального капитала, скорее всего, не имеет смысла, хотя возможно количественное измерение отдельных частей рыночного капитала. Многие фирмы показывают количество постоянных потребителей своей продукции, например, количество зарегистрированных пользователей программного продукта, подписчиков журнала и т.п. В денежном выражении уже давно принято оценивать товарные знаки и знаки обслуживания, а в последнее время — брэнды.
Понятие интеллектуальный капитал в том виде, как оно сформулировано в Соглашении о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), очень широкое. Оно включает все права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио– и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите от недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. При таком понимании к интеллектуальной собственности относятся не только имущественные права, но также моральные права, в том числе право на целостность произведения, право на имя и т.д. Эти права совсем не обязательно приносят доход. Поэтому их нельзя относить к интеллектуальному капиталу.
Следующий этап уточнений касается отдельных видов интеллектуальной собственности. Самые существенные из них касаются различного понимания ноу–хау в концепциях интеллектуальной собственности и интеллектуального капитала, а также соотношения понятий «товарный знак» и «брэнд».
С точки зрения бизнеса принято различать три вида ноу–хау:
1) неотделимые от конкретного физического лица (работника);
2) неотделимые от фирмы;
3) отделимые в общем случае от физического лица и от фирмы. Правовая защита распространяется только на ноу–хау третьего типа. Только такие ноу–хау можно считать активами фирмы в полном смысле слова. Однако менеджмент в своих действиях должен учитывать существование ноу–хау всех трех типов.
Брэнд — это коммерческий эквивалент репутации. Именно репутация, а не товарный знак составляет обязательный элемент, присутствующий во всех вариантах употребления термина «брэнд». Этот термин широко используется специалистами по рекламе, менеджменту и профессиональными оценщиками. При этом под «брэндом» они могут понимать и название хорошо известной фирмы, и название популярного товара, и общеизвестный товарный знак. Однако наличие товарного знака не является обязательным. Поэтому связывать брэнд с товарным знаком не совсем правильно. Кроме того, в отличие от товарного знака термин «брэнд» не имеет легального определения. Однако управление интеллектуальным капиталом подразумевает выявление и оценку именно брэндов, а не товарных знаков.
Термин «человеческий капитал» введен в научный оборот, как минимум с 1962 г. (Machlup F. 1962), причем именно в связи с экономикой знаний (Machlup F. 1984). В истории движения интеллектуального капитала (Sullivan P.H., 2000, pp.238-2440) отсчет ведется от публикации на японском языке монографии (Itami H. 1980). Что свидетельствует о замкнутости движения интеллектуального капитала внутри сообщества специалистов по менеджменту.
Человеческий капитал — это не только собранная вместе и обученная рабочая сила, но и хороший менеджмент, контракты с выдающимися специалистами в той сфере, к которой относится бизнес. Например, менеджеры Lucent Technology, стараясь показать достоинства компании, первым делом обращают внимание на количество нобелевских лауреатов, работающих в Bell Laboratory. Именно Bell Laboratory с ее уникальным научным потенциалом составляет главную ценность фирмы, хотя этот потенциал нельзя считать активом в обычном смысле. К человеческому капиталу также относятся ноу–хау, неотделимые от конкретного физического лица. Использование таких ноу–хау обычно требует не только знания, как делать, но и умения выполнить соответствующие операции. Ярче всего это свойство проявляется в цирковых фокусах. Нечто подобное имеет место в хирургии, где мало знать, как выполняется операция, надо уметь ее сделать на должном уровне, а также во многих других областях человеческой деятельности. Сюда же относятся так называемые «молчаливые» или подразумеваемые знания (tacit knowledge). Чтобы успешно управлять человеческим капиталом менеджмент должен отслеживать примерно следующий набор параметров: образование; профессиональная квалификация; связанные с работой знания; профессиональные наклонности; психометрические характеристики; связанные с работой умения.
Человеческий капитал не отражается в составе активов фирмы, так как он фирме не принадлежит. Существует юридическая техника, позволяющая привязать к фирме наиболее ценных специалистов с помощью вознаграждений и обязательств (golden handcuffs). Однако такая техника не может быть применена ко всем сотрудникам. Более простой способ привязать персонал к фирме — это включение работников в число акционеров или совладельцев фирмы. Эта форма также не универсальна. К тому же возникает проблема с правами собственности уволившихся работников и т.п.
Существенные проблемы возникают с учетом инвестиций в человеческий капитал и измерением получаемых результатов. Затраты на обучение персонала и повышение его квалификации по правилам финансового учета следует относить к расходам, а не к инвестициям, хотя с точки зрения управленческого учета их лучше относить именно к инвестициям. Чтобы оценить результаты таких инвестиций многие фирмы разрабатывают довольно сложные системы учета, состоящие в основном из качественных показателей. Переход от качественных показателей к количественным, выражаемых в деньгах, достаточно проблематичен. В лучшем случае можно ожидать наличия зависимостей, выполняющихся для больших фирм с тысячами сотрудников.
Инфраструктурные активы — это те технологии, методы и процессы, которые делают работу предприятия вообще возможной. Сюда входят: корпоративная культура, методы оценки риска, методы управления торговым персоналом, финансовая структура, базы данных по рынку в целом и отдельным покупателям, коммуникационные системы наподобие электронной почты и телеконференций. Многие компании обращаются к инфраструктурным активам лишь в кризисных ситуациях, относясь к ней как к вынужденному шагу, а не как к действующей структуре, укрепляющей организацию. Значимость инфраструктурных активов заключается в том, что они позволяют предприятию функционировать более упорядоченно, надежно, исправно и качественно.
Оценка прав на изобретения и полезные модели
Права авторов защищает «Закон Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» (Сведения Верховной Рады Украины, 1994, N 7, ст. 32).
Полезная модель — это наименование определенного вида изобретения. Объектами полезных моделей являются устройства, приспособления и полезные предметы. Полезные модели отличаются от изобретений, на которые выдается обычный патент, более низким изобретательским уровнем, более коротким максимальным сроком охраны, упрощенной процедурой патентования. Исключительное право на объект интеллектуальной собственности является имущественным правом, то есть с ним можно поступать так, как и с любым другим имуществом — его можно продать, обменять, подарить и т.п. Поскольку рыночная стоимость любого объекта проявляется в обмене (продаже), то при оценке рыночной стоимости интеллектуальной собственности объектом оценки будет исключительное право на данную собственность. Заметим, что личные неимущественные права в отношении интеллектуальной собственности — такие как право авторства, право на защиту репутации автора, право на обнародование, право на имя — хотя и защищаются законом, но оценке не подлежат, так как они неотделимы от владельца.
В основе стоимости (ценности) объекта интеллектуальной собственности лежит его способность приносить доход своему владельцу. Если объект обладает такой способностью, то он обладает и стоимостью, которую можно оценить. Доход от объекта интеллектуальной собственности генерируется в процессе его коммерческого использования, поэтому из всего многообразия интеллектуальной собственности наиболее часто приходится оценивать те объекты, которые достаточно широко представленные в коммерческом обороте. К таким объектам относятся: товарные знаки и знаки обслуживания; изобретения, полезные модели; ноу–хау; программы для ЭВМ.
В данном случае под коммерческим оборотом подразумевается вся совокупность возможных операций как с объектом интеллектуально собственности, так и с отдельными правами в отношении объекта ИС, а именно: купля–продажа; взнос в уставный капитал; передача во временное пользование; заключение лицензионного договора; нотариальное оформление наследства; постановка на бухгалтерский баланс юридического лица; приватизация объектов научно–технической сферы; передача в залог; определение размеров налогооблагаемой базы; определение размеров ущерба правообладателю при неправомерном использовании интеллектуальной собственности; расчет вознаграждения авторам, создавших интеллектуальную собственность; привлечение внешнего инвестора и др.
В результате оценки стоимость объектов интеллектуальной собственности компании может оказаться равной или превосходить стоимость ее материальных активов. Оценка объектов интеллектуальной собственности часто сталкивается с трудностями, связанными с определением достаточной информационной базы, на основании которой оценщик производит расчет стоимости.
В зависимости от текущего использования объекта интеллектуальной собственности и его потенциала, существует три основные стратегии оценки:
1. Если объект интеллектуальной собственности уже используется в коммерческих целях (т.е. для получения дохода), то его оценка будет основана на реальных данных о его коммерческой эффективности. В качестве показателей эффективности могут выступать:
а) выручка от продаж товаров (услуг), произведенных с использованием оцениваемого объекта интеллектуальной собственности;
б) экономия на затратах (снижение себестоимости) при производстве товаров (услуг), обусловленная использованием объекта интеллектуальной собственности.
2. Если объект интеллектуальной собственности еще не используется в коммерческих целях, но имеет обоснованный потенциал коммерческого использования, но при оценке будут использованы не фактические, а прогнозные показатели. Точность такой оценки целиком зависит от точности бизнес–плана коммерческого использования.
3. Если объект интеллектуальной собственности не используется в коммерческих целях и не имеет потенциала коммерческого использования в обозримом будущем, то его оценка проводится затратными методами (метод учета затрат на замещение или восстановление). В данном случае, стоимость объекта интеллектуальной собственности, в основном, определяется величиной затрат на его создание.
Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу–хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
Интеллектуальная собственность представляет собой капитал, обеспечивающий инновационное развитие экономики, права на интеллектуальную собственность являются объектом сделок и поэтому нуждаются в оценке их стоимости.
Оценка прав на изобретения и полезные модели
Результаты интеллектуальной деятельности отличаются от результатов иных видов человеческой деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Обязательное упоминание имени автора является одним из личных неимущественных прав автора, и возникло оно по существу с появлением письменности. С зарождением книгопечатания возникли элементы имущественных прав авторов, которые означали, прежде всего, право автора на использование произведения и право на получение вознаграждения за такое использование.
Таким образом, авторское право по существу включает в себя как личные неимущественные права, так и имущественные права. Такое же «расщепление» прав на две категории характерно не только для авторских прав, но и для смежных прав исполнителей, а также для прав на объекты промышленной собственности. Важно подчеркнуть, что в отличие от личных неимущественных прав, которые в большинстве стран признаны за создателем объекта интеллектуальной собственности, имущественные права могут ему и не принадлежать.
Далеко не во всех странах признается разделение авторских прав на личные неимущественные и имущественные. Например, англо–саксонская доктрина авторского права такое разделение не признает. Однако современное законодательство Великобритании признает «расщепление» авторского права. Разделение авторского права на личные неимущественные и имущественные права признается романской доктриной авторского права, которая была положена в основу законодательства стран СНГ. Практически все европейские страны также признают разделение авторского права.
Интересно проследить эволюцию признания личных неимущественных прав на международном уровне. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений изначально признавала имущественные права, но только в 1928 году Конвенция признала два личных неимущественных права — право авторства и право на защиту репутации. Соглашение ТРИПС разрешает своим членам не иметь каких–либо обязательств относительно личных неимущественных прав. Всемирная конвенция об авторском праве не содержит упоминания о личных неимущественных правах авторов. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций, которая впервые на международном уровне признала их имущественные права, не содержала каких–либо положений относительно личных неимущественных прав исполнителей. Впервые личные неимущественные права исполнителей признаны только в 1996 году в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам. Завершая обсуждение проблемы личных неимущественных и имущественных прав, необходимо подчеркнуть, что они включают несколько категорий права.
Личные неимущественные права включают право на имя и право на защиту репутации. Следует особо подчеркнуть, что личные неимущественные права принадлежат только автору и исполнителю и существуют вечно, эти права не могут быть изъяты у автора или исполнителя. Более того, ни автор, ни исполнитель не могут передать свои личные неимущественные права никакому лицу, даже своим родственникам. Имущественные права — это права на использование соответствующего объекта интеллектуальной собственности. Эти права по существу включают две широкие категории прав — право на воспроизведение и право на распространение объектов интеллектуальной собственности. Все остальные права могут пониматься как разновидности либо права на воспроизведение, либо права на распространение. Воспроизведение — это изготовление копий или экземпляров объектов авторского права или смежных прав. Распространение — это предоставление копий или экземпляров объектов в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики. В некотором смысле право на воспроизведение является первичным по отношению к праву на распространение, поскольку без воспроизведения объекта не может быть его распространения.
Имущественные права могут быть переданы или уступлены иным лицам (по закону, по договору либо без договора). Причем имущественные права могут быть переданы или уступлены полностью или в части. При этом полностью или в части могут передаваться как исключительные имущественные права, так и неисключительные имущественные права. В первом случае только правопреемник обладает переданными исключительными имущественными правами. Во втором — исключительные имущественные права принадлежат лицу, которое может передавать некоторые неисключительные имущественные права другим лицам.
Список литературы
Липинский В.В. Основы интеллектуальной собственности. Курс лекций. — Донецк: НОРД-ПРЕСС, 2005. — 188с.
Драпак Г., Скиба М. Основи інтелектуальної власності: Навчальний посібник. Видання друге, виправлене. — К.: Кондор, 2007. — 156с.
Киклевич Ю.М., Цесаренко С.М. Інтелектуальна власність. Законодавство. Нормативні документи. Інформація. Посібник для малого підприємництва/ Донецьке регіональне відділення Академії технологічних наук України. — Донецьк: МПП «ВІК» — 2005. — 281с.
Судариков С.А. Основы авторского права. — Минск: Амалфея, 2000. — 512с.
|