Сохранность пенсионных средств: миф или реальность?
Сергей Халатов, к. ю. н., доцент кафедры гражданского процесса УГЮА, г. Екатеринбург
Негосударственные пенсионные фонды, получив убытки от инвестирования пенсионных средств по итогам года, распределили эти убытки по счетам своих клиентов. Федеральная служба по финансовым рынкам усмотрела в таких действиях нарушение законодательства и предписала их устранить. В связи с этим разгорелась дискуссия о пределах реализации принципа сохранности пенсионных средств. Применим ли он к деятельности негосударственных пенсионных фондов и в каких пределах?
Законодательство об НПФ
Прежде всего, необходимо упомянуть о пенсионных резервах – средствах пенсионных фондов, из которых финансируются негосударственные/дополнительные пенсии. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 11.07.2011) средства пенсионных резервов размещаются через профессиональных участников рынка ценных бумаг – управляющие компании (УК), но в ограниченный перечень объектов (государственные ценные бумаги, депозиты и другие объекты, указанные Правительством РФ). Но негосударственные пенсионные фонды (НПФ) могут размещать эти средства и самостоятельно.
При этом в законодательстве отсутствует требование о соответствии договора доверительного управления средствами пенсионных резервов какой-либо типовой форме, утверждаемой государственным уполномоченным органом (государственный орган вправе лишь определять основные условия договора).
Для обеспечения прав вкладчиков и участников законодатель избрал форму контроля в виде контроля результата размещения средств пенсионных резервов и обязал НПФ формировать страховой резерв под обязательства, покрываемые пенсионными резервами. Кроме того, при размещении средств в рискованные активы (негосударственные ценные бумаги) через УК именно эти компании обеспечивают возврат переданных им пенсионных резервов и несут ответственность перед негосударственными пенсионными фондами и их участниками за ненадлежащее исполнение обязанностей (ч. 3, 4 ст. 25 Закона № 75-ФЗ).
Пенсионными накоплениями именуются средства, которые формируются для выплаты накопительной части трудовой пенсии. Пенсионные накопления в соответствии с законом учитываются, инвестируются и выплачиваются отдельно от пенсионных резервов, никакого смешения закон здесь не допускает. При этом НПФ не имеют права самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений, а должны делать это исключительно через УК (ст. 25, 36.13 Закона № 75-ФЗ; Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»).
Для обеспечения прав застрахованных лиц законодатель избрал иную форму контроля – в виде контроля процесса инвестирования средств пенсионных накоплений, строго ограничил перечень объектов инвестирования пенсионных накоплений (только государственные и высоколиквидные ценные бумаги и депозиты), установил, что НПФ и УК заключают договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений только в соответствии с типовой формой (ныне действует Типовая форма договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений между негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и управляющей компанией1).
Однако при этом субъекты инвестирования средств пенсионных накоплений (НПФ и УК) не несут обязательств в связи с таким инвестированием. В отличие от прямо сформулированных обязательств по возвратности пенсионных резервов (ч. 3, 4 ст. 25 Закона № 75-ФЗ) аналогичная норма в отношении пенсионных накоплений в действующем законодательстве отсутствует. Также законодатель не возложил на УК (через которые только НПФ и могут инвестировать пенсионные накопления) обязанность по возврату переданных им пенсионных накоплений, а на НПФ – по формированию страхового резерва под обязательства перед застрахованными лицами и не предусмотрел возможность страхования этих рыночных рисков.
Как видим, действующее законодательство полно, логично и различно регулирует вопросы размещения средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов: для пенсионных резервов действует принцип контроля результата и обязанность НПФ и УК обеспечить этот результат, а для пенсионных накоплений – принцип контроля процесса инвестирования и обязанность действовать строго в соответствии с утвержденными ограничениями. Однако законодатель не предусматривает ответственности за результат, полученный при инвестировании средств пенсионных накоплений.
И в плюс, и в минус
Согласно ст. 27 Закона № 75-ФЗ доход, полученный от размещения средств пенсионных резервов, НПФ должны направлять на счета средств пенсионных резервов и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а доход, полученный от инвестирования средств пенсионных накоплений, – на счета средств пенсионных накоплений и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. При этом ст. 3 Закона № 75-ФЗ устанавливает следующие понятия:
- доходы от размещения пенсионных резервов – дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату;
- доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений – дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату.
Точное определение чистого финансового результата применительно к НПФ в законодательстве отсутствует, однако и в экономической теории, и в действующем законодательстве под чистым финансовым результатом понимается разность между доходами и расходами, связанными с соответствующим видом деятельности.
В отсутствие правового регулирования порядка распределения результатов инвестирования пенсионных резервов (который в соответствии с п. 4 ст. 36.2 Закона № 75-ФЗ необходимо было разработать ФСФР, однако до настоящего времени он не утвержден) НПФ вынуждены применять по аналогии Порядок расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для их отражения в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц2, а также Порядок определения чистого финансового результата от временного размещения средств сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РФ в течение финансового года и еще не переданных в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по результатам конкурсов, и государственной управляющей компании3. Эти акты предписывают распределять по счетам застрахованных лиц чистый финансовый результат, который может быть как положительным, так и отрицательным.
Следовательно, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости имущества, за счет переоценки на отчетную дату может быть как положительной величиной, так и отрицательной. Такой финансовый результат НПФ должен распределять по пенсионным счетам своих вкладчиков, участников и застрахованных лиц.
Иное толкование понятия дохода и чистого финансового результата могло бы привести к недостоверному отражению обязательств фонда перед своими вкладчиками, участниками и застрахованными лицами и нарушению их прав при выплате пенсий и выкупных сумм. Подтверждает правильность понимания чистого финансового результата как величины, которая может быть и положительной, и отрицательной, Письмо Минфина России от 01.04.2009 № 05-01-11/40.
Таким образом, получение отрицательного результата в соответствии со ст. 3 и 27 Закона № 75-ФЗ влечет за собой уменьшение обязательств НПФ, учтенных на пенсионных счетах вкладчиков, участников и застрахованных лиц.
Порядок един для всех
В качестве примера правильного распределения отрицательного финансового результата в соответствии с Порядком расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений следует указать распределение результатов инвестирования средств пенсионных накоплений для отражения их в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, утв. Распоряжением Правления ПФР от 21.01.2009 №11р по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений в 2008 году. Результаты утверждены с показателем коэффициента прироста менее 1, что означает распределение по счетам застрахованных лиц отрицательного финансового результата, рассчитанного в соответствии с указанным Порядком, утвержденным Минфином.
Исходя из принципа равной защиты частной и государственной собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) правовой режим пенсионных накоплений, имеющих единый порядок формирования (за счет обязательных пенсионных взносов) и единое назначение (выплата трудовой пенсии гражданам), также является единым, в том числе в части распределения финансового результата, полученного в результате их инвестирования.
Порядок распределения финансового результата от инвестирования пенсионных накоплений не может быть различным только потому, что часть из них является государственной собственностью (пенсионные накопления, учитываемые и инвестируемые ПФР), а часть – частной собственностью (пенсионные накопления, учитываемые и инвестируемые НПФ).
Таким образом, к порядку распределения финансового результата негосударственными пенсионными фондами могут быть по аналогии закона применены нормы, регулирующие распределение финансового результата государственным пенсионным фондом.
НПФ для исполнения принятых на себя обязательств перед застрахованными лицами не имеет возможности принять решение о восполнении дефицита средств за счет страхового резерва, поскольку страховой резерв создается для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками, но не перед застрахованными лицами (ст. 20 Закона № 75-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Закона № 75-ФЗ участник – физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. То есть участником именуется лицо, в пользу которого заключен пенсионный договор и сформированы пенсионные резервы – совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.
Следовательно, страховой резерв формируется исключительно на случай недостаточности средств пенсионных резервов для исполнения обязательств перед участниками. НПФ не только не имеют оснований для принятия решения о направлении средств страхового резерва на покрытие отрицательного финансового результата от размещения пенсионных накоплений, но и не вправе этого делать под страхом привлечения к административной ответственности.
Отметим, что до настоящего времени не существует ни одного объединенного гарантийного фонда, в который могли бы вступить НПФ для покрытия отрицательного финансового результата. Отсутствие объединенных гарантийных фондов связано с отсутствием закона, в соответствии с которым могли бы создаваться такие фонды, а также с отсутствием нормативных актов ФСФР по вопросам создания и деятельности объединенных гарантийных фондов.
НПФ не имели и не имеют возможности участвовать в обществах взаимного страхования или заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств перед участниками с целью компенсации рыночных потерь от изменения рыночной цены ценных бумаг, в которые инвестированы пенсионные накопления, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона № 75-ФЗ подобным образом могут быть обеспечены только дополнительные гарантии участникам. Обязательства перед застрахованными лицами в соответствии с действующим законом обеспечены быть не могут.
Таким образом, доводы о необходимости компенсации отрицательного финансового результата от инвестирования средств пенсионных накоплений за счет страхового резерва, объединенных гарантийных фондов, обществ взаимного страхования или страховых организаций противоречат ст. 23 Закона № 75-ФЗ.
Судебная практика
Имеющаяся судебно-арбитражная практика высшей судебной инстанции не дает оснований для универсализации принципа сохранности пенсионных средств.
Так, три судебные инстанции и ВАС РФ по одному из дел рассматривали вопрос исключительно об уменьшении обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, возникших по конкретным договорам негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения и связанных с отрицательным финансовым результатом от размещения средств пенсионных резервов. Вопрос об уменьшении обязательств по обязательному пенсионному обеспечению в связи с отрицательным финансовым результатом, полученным от инвестирования средств пенсионных накоплений, не был предметом рассмотрения ВАС РФ (Определение от 07.07.2010 № ВАС-8713/10).
В названном Определении ВАС РФ очень важно указание на то, что, поскольку законодательством предусмотрено «создание фондом страхового резерва для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками, суды пришли к выводу о неправомерных действиях фонда по одностороннему изменению обязательств перед своими вкладчиками и участниками, и, следовательно, законности оспариваемого предписания, вынесенного службой в пределах своей компетенции».
Таким образом, судебная практика не только не указывает на необходимость компенсации отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений, но и формирует важнейший вывод, составляющий основу экономического функционирования НПФ: фонд тогда не может уменьшать свои обязательства перед вкладчиками и участниками, когда законом предусматривается создание специального механизма и источника (страхового резерва), который позволяет компенсировать отрицательный финансовый результат. Создание такого механизма и источника (страхового резерва) предусмотрено для компенсации отрицательного финансового результата, полученного от размещения средств пенсионных резервов (ст. 23 Закона № 75-ФЗ). Создания механизма и источника для компенсации отрицательного результата от инвестирования средств пенсионных накоплений законом не предусмотрено.
Как видим, действующее законодательство и судебно-арбитражная практика высшей судебной инстанции по-разному подходят к вопросу действия принципа сохранности пенсионных средств. На пенсионные резервы, формирующиеся для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению, принцип сохранности распространяет свое действие, а на пенсионные накопления, формирующиеся для исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию, нет.
Список литературы
1 Утв. Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.07.2010 № 10-44/пз-н.
2 Утв. Приказом Минфина России от 18.11.2005 № 140н.
3 Утв. Приказом Минфина России от 30.06.2003 № 55н.
|