Священник Александр Трепыхалин
325 лет назад, 1 июня (по старому стилю) 1679 года, "государевыми людьми" - стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова - был заложен первый камень в основание будущей церкви. Их иждивением и непосредственно с их участием было начато строительство полкового храма. Уже через год белокаменное чудо украсило собой не только деревянную стрелецкую слободу, но и стольный град Москву. В честь храма даже переулки, окружавшие его, стали называть Знаменскими.
250 лет назад состоялось освящение придела Всех Святых. Благодаря этому событию у всех, живущих на земле и приходящих в этот храм, появилась возможность ощутимой связи со своими небесными покровителями. Апостолы, праотцы, мученики, преподобные: Имена, полученные нами при святом крещении, когда-то носили люди, угодившие Богу и ставшие святыми. Все святые, пребывающие на небе, слышат нас и помогают нам своей благодатью, если мы с верой обращаемся к ним.
В приделе Всех Святых проводятся богослужения, служатся молебны, панихиды, ведутся огласительные беседы. Каждый желающий может прийти, поставить свечи перед иконой Всех святых и помолиться здесь своему святому.
И ещё одна дата, не такая значительная, как предыдущие. 4 декабря 1994 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, милостью Божией и благословением Предстоятеля нашей Матери-Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго мне был вручен Указ на настоятельство "вновь открываемого храма: с поручением попечения о скорейшем возвращении Церкви ранее принадлежавшего ей храма и возобновления в нем богослужений".
В сан священника меня рукоположил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй в день Рождества Богородицы 21 сентября 1991 года. С этого времени я стал служить клириком храма Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение") под мудрым руководством настоятеля храма, благочинного Центрального округа Москвы, заведующего канцелярией Святейшего Патриарха - маститого протоиерея отца Владимира Дивакова. Заботы о богослужебной деятельности, социальном служении, реставрации и множество других попечений - все это входило в его настоятельский крест. Между настоятелем, клириками и служителями храма сложились добрые, сердечные отношения. Поэтому Указ на настоятельство меня не обрадовал, поздравления я принимал с грустью. Совсем не хотелось расставаться с братией и храмом Большого Вознесения. Дьяконом я служил в другом московском храме, который никогда не закрывался, где прошло мое детство и юность, и где тоже осталась часть моего сердца. Это был храм Иоанна Воина, что на Якиманке. Здесь другой известный протоиерей, настоятель храма Николай Смирнов по-отечески помогал мне в начале моего дьяконского служения:
Но если оглянуться на 10 лет назад, то вспоминаешь, как после всенощной под Введение мы пошли смотреть новый для нас храм, расположенный рядом с Петровкой, 38. Войдя в Колобовский переулок, мы ахнули! Перед нами выплыл величественный древний храм необыкновенной красоты: Узорная колокольня, одиннадцать куполов с коваными крестами, резные порталы, кокошники: Вокруг было тихо и спокойно, как будто мы попали в другое измерение. Хотелось молиться и славить Бога за это чудо!
Как корабль, плывет в вечности храм Знамения Пресвятой Богородицы - чудо, созданное из камня. "Знамение" по-церковнославянски и означает "чудо".
Удивительна история Знаменского храма, связанная с судьбой людей воинских, "государевых". Удивительно его прошлое и настоящее...
|