М. Т. Якупов
Исламское вероучение вызывало крайне противоречивую оценку с первых же своих шагов и продолжает быть основой формирования неоднозначных подходов и в современную эпоху. Например, задолго до 11 сентября 2001 г. было отмечено, что ислам в связи с безволием правоверных вызывает агрессивность, которая тогда выразилась в форме газавата [10, 184]. Современные оценки природы арабо-исламской цивилизации, сделанные в свете последних событий, проявляют еще более негативный подход к мусульманскому вероучению. Например, Арье Барац прямо указывает, что тому, кто родился арабом, необходимо просто отказаться от религии и даже от своей национальной принадлежности [2, 9].
Среди множества оппонентов негативного восприятия ислама необходимо отметить В. С. Соловьева. Мыслитель доказывал, что, согласно учению Мухаммеда, «окончательная судьба человека определяется не исключительно религиозным, а религиозно-нравственным условием» [8]. Современный исследователь Ф. Шюон также увидел в мусульманстве бытие таких морально-этических начал, которые позволяют религии играть прогрессивно-конструктивную роль не только в Средневековье, но и в современных условиях. По его мнению, Коран доводит до мусульман такую картину мира, которая позволяет правоверным «растопить» осколки небесной мелодии и освободить «таящуюся в них музыку» [11, 97].
Одним из мифов о природе мусульманства является идея об отрицании им свободы и признании абсолютного фатализма. Предопределенность исходит из того, что Всевышний Аллах абсолютен. Все создано и управляется Им. Воля Всевышнего всеобъемлюща, даже ветка на дереве не шевельнется без Его соизволения.
При этом незначительная для всего мира, кроме арабо-исламского, проблема свободы воли в исламе в современных условиях превратилась в глобальную из-за распространения псевдоисламского экстремизма и терроризма. Зажатость личности в жестких рамках шариата и исламского адаба, безволие и безынициативность людей вызывают социально-экономическую отсталость мусульман-ского общества. А она предстает, и вполне обоснованно, источником формирования у определенной части правоверных недовольства, агрессивности и ненависти к окружающей социально-политической реальности. Понятно, что именно негативные явления толкают многих в лагерь экстремистов. Целью данной статьи является рассмотрение природы принципа предопределенности в исламе в контексте проблематики свободы выбора у правоверных. Наиболее оптимальными средствами, которые позволят решить поставленную задачу, по нашему мнению, являются диалектический метод и анализ первоисточников ислама — Корана.
С первых шагов развития ислама сложилась точка зрения, что провозглашение абсолютного всемогущества Всевышнего над миром и людьми имманентно предполагает фатализм, ибо предание себя воле Аллаха основывается принципом: «На все воля Господа!». Однако конкретный анализ источников ислама и реальной жизнедеятельности людей в исламском мире приводит к иным выводам. Прежде всего, и это принципиально важно, Писания мусульман, Коран и Сунна предоставляют личности свободу. Она осуществляется на основе того, что правоверные имеют право выбора между разного рода ошибками и просчетами.
Исходя из принципа верховенства шариата, мусульманские юристы выделяют около 70 стихов Корана (которые детальным образом истолкованы в книгах авторитетных юристов, являющихся также источниками права), посвященных правам и обязанностям человека. «Считается, что в их основе лежат такие начала, как достоинство и свобода человека, равенство и справедливость» [9].
Всевышний предоставил возможность своим созданиям самостоятельно делать какие-то шаги, поставив творческую свободу над догматизмом. Это лишний раз доказывает божественное происхождение Книги и ее духовность, демонстрируя отсутствие идеологической парадигмы в исламе. «Именно поэтому каждый аят на разных этапах развития человека может читаться (слышаться, восприниматься) по-разному. По-разному — не в корне, что очень важно, а в соответствуя состоянию души, жизненному опыту и т. д.» [6].
Возможность выбора между большим злом и мелкими прегрешениями, которые подлежат прощению, предоставляется потому, что люди слабы. Речь идет о том, что не все из них способны выдерживать натиск шайтана-сатаны и удержаться от соблазнов — рюмки вина, супружеской измены, потребления запретной пищи. Поэтому человеку дается знать, что если он ограничится мелкими проступками, он заслужит прощение. В этом аспекте мы видим проявление гуманности ислама, который с пониманием относится к человечеству, имеющему животные атавизмы, тянущие его назад. «У этих — убежище — геенна, и скверно это пристанище — кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах: ведь Аллах — извиняющий и прощающий!» [4, сура «Женщины», аяты 97–99].
Гуманность мусульманства подтверждается в следующем аяте, где объясняется склонность людей к ошибочным выборам: «Аллах хочет сделать вам облегчение шариатом. Аллах сотворил человека слабым перед искушениями, страстями, желаниями, и поэтому Аллах не приказывает человеку то, что ему не по силам» [Там же, сура «Женщины», аят 28]. Это свидетельство проявления справедливости Всевышнего по отношению к своим тварям. Аят обращает внимание на то, что человек не столкнется с проблемой, которая была бы ему «не по силам». Естественно, что если человек не смог осилить свою ношу, совершил то, что не подобает, то будет отвечать по всей строгости шариата.
О несомненном приоритете свободы воли человека над предопределенностью говорит следующий аят: «Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними (полужирный наш. — М. Я.). А когда Аллах пожелает людям зла, то нет возможности отвратить это, нет у них помимо Него заступника!» [Там же, сура «Гром», аят 12(11)]. Таким образом, аят можно признать одним из фундаментальных положений, помогающих анализировать проблему предопределенности и свободы в исламе. Здесь конкретно излагается, что Всевышний только реагирует на действия личности, которая постоянно делает выбор между Аллахом и сатаной. Люди сами творят свою судьбу, строят жизнь и счастье, Всевышний не мешает им это делать. Однако если люди поддались нашептыванию шайтана и пошли за ним, то соответствующая плата неотвратима, и это справедливо: согласно законам Вселенной каждый получает то, что заслуживает.
Ниже приведены аяты, несомненно, подтверждающие принцип свободы воли. Их лейтмотивом является мысль о том, что человек сам выбирает вариант своих поступков, своей жизнедеятельности, и в итоге он получит награду в виде рая или наказание в аде в день Страшного суда. «Что постигло тебе из хорошего, то — от Аллаха, а что постигло из дурного, то — от самого себя» [Там же, сура «Женщины», аят 81(79)]. «Кто творит зло, получит воздаяние только подобным, и кто творит благое из мужчин и женщин и верует — те взойдут в рай и наделены будут там без счета» [Там же, сура «Верующий», аят 43(40)]. «Кто идет прямым путем, тот идет для самого себя; а кто заблуждается, то заблуждается во вред самому себе: не понесет носящий ношу другой…» [Там же, сура «Перенес ночью», аят 16(15)].
Социально-политическая жизнь арабо-исламских социумов подтверждает обоснованность права на Писаниях ислама. Священный Коран и Сунна определяют общую тенденцию наказания и взыскания за преступления, угрожающие личной и общественной безопасности. За другие виды проступков в мусульманских социумах ограничиваются общественным порицанием, представляя право человеку исправиться самому. Также мусульманам предоставлена свобода выбора в определении ответственности за них на основе иджтихада, что позволяет вносить в эти нормы поправки и изменения в зависимости от исторических и социальных условий.
Среди аятов Корана мы нашли тот, который поясняет сочетание предопределенности и свободы воли личности. «На Аллахе лежит направление пути; и есть отступающие от него. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем вас всех» [4, сура «Пчелы», аят 9]. Здесь излагается мысль о том, что Всевышний не является той силой, которая предопределяет все, что есть в этом мире. Как известно, провозглашение такой силы — фундамент теории предопределенности. Аят же говорит, что Аллах определяет только общее направление развития событий, людей и общества, хотя мог бы организовать все. Далее каждый сам выбирает свой путь: кто идет за Аллахом, а кто за шайтаном.
При этом в Коране проступки, которые являются последствиями душевных поисков, оцениваются иначе, чем те, которые делаются по «наущению» сатаны. «Нет на вас греха, в чем вы ошиблись, а только в том, что замышляли ваши сердца» [Там же, сура «Сонмы», аят 5]. Здесь идет речь о двух видах проступков: о тех, которые ошибочны, и о тех, которые совершены по велению сердца. Ошибочные решения и действия исходят от нашего разума, от неправильных выборов, которые свойственны людям. Ошибочные действия можно и необходимо исправлять, Всевышний примет раскаяния человека.
Сердечные грехи диктуются самыми глубинными истоками, они связаны с духовностью и представляют собой принципиальные искажения морально-этических требований ислама, т. е. общечеловеческих нравственных ценностей. Поэтому аят Корана обращает внимание на то, чтобы люди остерегались фундаментальных проступков, которые не могут быть прощены в день Суда. Таким образом, ислам допускает возможность принятия неверных решений на основе разумного выбора, которые, в свою очередь, допускают исправление раскаянием. Самое строгое наказание предстоит тем, кто грехи совершает душой: долго и сильно обижается, особенно на близких, постоянно осуждает людей, выражает ненависть по тем или иным причинам, завидует, проявляет сильное недовольство собой и судьбой. По сути, все эти ошибочные действия есть недовольство Промыслом Божьим, что представляет вызов нашему миру.
Источники ислама и шариат представляют правоверным следующие виды свобод:
1.Личная свобода, дарованная людям Аллахом, причем «свобода индивида носит двойственный характер и ограничивается свободой уммы» [3, 89].
2. Свобода поведения и собственности. Ислам узаконил личную собственность: если она является следствием законных действий, запрещает посягательство на нее и гарантирует ее обладателю свободу распоряжаться своей собственностью, если только такие действия не представляют угрозу обществу. Шариат устанавливает контроль за несовершеннолетними, слабоумными и сумасшедшими, поскольку они не способны вести дела (действовать) самостоятельно.
3.Свобода мнений. Согласно исламскому вероучению они должны основываться на достоверных фактах и ориентироваться на пользу людям. «Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой — Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!» [4, сура «Пчелы», аят 125].
4.Свобода вероисповедания. Согласно шариату человек обладает полной свободой вероисповедания, имеет право защищать свое вероисповедание, отправлять религиозные обряды и призывать других следовать его примеру. В исламе подчеркивается необходимость свободного выбора вероисповедания на основе полного убеждения. «Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?» [Там же, сура «Йунус», аят 99].
Этот и другие аяты Корана свидетельствуют о том, что действия современных псевдоисламских экстремистов не имеют ничего общего с исламской религией. Попытка осуществления методом насилия и терактов утопической идеи мирового Халифата, где будут жить одни «истинные мусульмане», представляет собой принципиальную ревизию сущности мусульманства.
Кроме перечисленных свобод мусульманин имеет политические права и свободы. Они в «исламе классифицируются на права в отношении индивиду-умов, общества и “зимми” (иноверцев, получивших покровительство мусульман) и восходят к деятельности государства на основе принципа “Шура” (совет, совещание), т. е. политического права граждан (мусульман) в Мире Ислама участвовать в управлении обществом» [3, 106].
Сам совет и принцип участия в совете рассматриваются как проявление равенства, свободы мнений и критики, признание личности индивида в рамках общественного интереса.
Юристы-теологи считают, что «если и поскольку объектом права является справедливость в отправлении правосудия, то субъектами права выступают права и обязанности человека» [Там же]. Необходимо отметить, что исламская концепция права рассматривает «права человека» не как права индивидуума, а как права «Уммы» (общество соверующих) в целом. Такая теория и практика основывается на аяте 106 суры «Семейство Имрана»: «...вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха. А если бы уверовали обладатели писания, было бы лучше для них...» [4, сура «Семейство Имрана», аят 106].
Ислам, как утверждают мусульманские юристы, стремится предоставить индивидууму более высокий уровень уважения, не признавая какого-либо различия между верующими с точки зрения расы, класса или цвета кожи, за исключением их принадлежности к исламскому братству. Таким образом, принцип национальной общности (принадлежности) постепенно вытеснялся принципом религиозной общности.
Кроме общих принципов прав человека ислам предписывает индивиду соблюдать специфические регулирующие человеческие отношения нормы, которые в определенной степени противоречат современным тенденциям в области прав человека. «Всеобщая декларация прав человека 1948 года получила поддержку в тех мусульманских странах, которые участвовали в разработке Устава ООН в Сан-Франциско в 1945 году» [3, 109]. При этом некоторые страны внесли поправки, учитывающие специфику шариата. Все мусульманские страны — члены ООН голосовали за принятие Декларации прав человека, за исключением Саудовской Аравии, которая воздержалась, и Северного Йемена, который не принял участия в голосовании.
В связи с началом 15-го века исламской эры Исламский совет для Европы подготовил и опубликовал 19 сентября 1981 г. в Париже Всеобщую исламскую декларацию прав человека. Эта декларация была принята на международной конференции, посвященной пророку Мухаммеду, проходившей в Лондоне с 12 по 15 апреля 1980 г.
Как отмечал генеральный секретарь совета Салем Аз-зам, «Всеобщая исламская декларация прав человека основывается на Коране и Сунне и разработана видными мусульманскими эрудитами и юристами, а также представителями исламских движений и течений мысли» [3, 106]. Во введении к декларации подчеркивается, что ввиду божественного происхождения свобод никакой руководитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом.
Декларация провозглашает следующие свободы и права личности:
1) все человеческие существа будут равны, и никто не будет иметь привилегий или подвергаться дискриминации из-за принадлежности к той или иной расе, цвету кожи, полу, а также в зависимости от происхождения и языка;
2) все человеческие существа рождаются свободными;
3) рабство и каторжный труд запрещены;
4) необходимы условия для сохранения, защиты и почитания института семьи как основы общества;
5) правители и управляемые одинаково отвечают перед законом, действующим в государстве, и равны перед ним.
В ст. I–XIV формулируются гражданские и политические права. Среди этих прав право на жизнь, право на свободу — по статье 2 предусматривает недопущение «никакого ограничения права на свободу, кроме случаев, когда этого требует применение Закона», а также то, что «любой человек и любой народ имеют неотъемлемое право на свободу во всех ее формах: физическую, культурную, экономическую и политическую и должны иметь право бороться всеми доступными способами против нарушения или отмены этого права. Любой угнетенный человек или народ имеют право на законную поддержку со стороны других лиц и/или народов в этой борьбе» [3, 113].
Миф о предопределенности, согласно которому мусульманин лишен свободы воли, создавал неадекватный исторической реальности образ ислама. Средневековье — это время расцвета мусульманства, характеризующееся небывалым развитием просвещения и наук в арабо-исламском мире [7, 16]. Большинство исследователей признают, что современная НТР и переход к информационному обществу во многом произошли благодаря проникновению арабо-исламской науки в Европу VIII–XII вв. Этого бы не случилось, если бы в мусульманстве отсутствовала свобода мысли. Коран и Сунна выражают диалектические противоположности: с одной стороны, Всевышний определяет все, что есть и будет в этом мире (на что ссылаются сторонники мифа о предопределении), с другой — правоверные получают свободу выбора. Исполнение требований Корана для правоверных развивать просвещение и науки исключалось бы отсутствием возможности свободомыслия.
Ислам устроен таким образом, что мусульмане имеют возможность выбора. Тем более что без свободы исключалось осуществление морально-этических аспектов религии. Историческая практика убедительно доказала, что «внедрение» какого-либо варианта морали, коммунистической, арийской и т. д., в конечном счете завершается полным крахом. Это происходит потому, что «привитие» новой морали происходит насильственными методами, т. е. без свободы воли субъекта.
Данный тезис доказывается современностью: в арабо-исламском мире происходит «возрождение» [1]. Оно реализуется не только в политической сфере, свидетельствуя о стремлении исламских стран к самовыражению и саморазвитию, но и в социально-экономической. Как отмечает Ф. Шюон, «мусульман-ский “фатализм”, положительные аспекты которого наилучшим образом уживаются с активностью — достаточно только вспомнить историю, — этот “фатализм” является логическим следствием фундаментальной концепции ислама, согласно которой все зависит от Бога и все возвращается к Нему» [11, 101].
Мусульманство, игнорируя прогнозы философов о скорейшем крахе, демонстрирует приспособление к современным социально-экономическим условиям. Обоснованным будет вести речь о феномене модернизации многих исламских обществ (Саудовская Аравия, Иран, Ливия, ОАЭ). При этом, как нам представляется, коррелят арабо-исламского обновления с научно-информационными достижениями Запада вполне естествен. Необходимо также отметить, что крайний догматизм, фатализм не дали бы странам мусульманского мира идти следом за высокоразвитыми странами.
Список литературы
1. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. URL: http//www.carnegie.ru/pubs/books/volume2302
2. Барац А. Родиться арабом // Вести-2 (газета на рус. яз., издаваемая в Тель-Авиве). 2008. 6 нояб.
3. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.
4. Коран. Минск, 1993.
5. Маудиди С. Права человека в исламе. Казань, 1995.
6. Распространение ислама и шариат. URL: http://www.islamrf.ru/news/faith/teology/1272
7. Рахматуллина З. Я., Якупов М. Т. Социальные аспекты ислама: развитие просвещения и гражданской активности народов Поволжья и Приуралья. Уфа, 2004.
8. Соловьев В. С. Магомет, его жизнь и религиозное учение. URL: www.vehi.net/soloviev/magomet/index.html
9. Статус личности по мусульманскому праву. URL: http://www.law- ыtudents.net/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=391
10. Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Соч. М., 1982.
11. Шюон Ф. Понять ислам // Вопр. философии. 1994. № 7.
|