Елена Кочева
|
Фасад дворца |
Известно, что село Усолье было подарено Екатериной II братьям Орловым еще в XVIII веке.
И усольская усадьба, пожалуй, самая старая из ныне сохранившихся в Самарской губернии. О ней известно, что в 1812 году деревянный графский дом выгорел вместе с большей частью села, и загородную резиденцию заново отстроили, только теперь из камня. План застройки усадьбы, включающей в себя дворцовый комплекс, парк и хозяйственные постройки, был разработан крепостными архитекторами Х.И. Сахаровым и А. Цукановым – при участии известного русского архитектора Дементия Жилярди, восстанавливавшего подмосковное имение графов Орловых. Парк закладывался в 40-х годах XIX века специально приглашенным французским садовником по рисункам самого владельца, Владимира Орлова.
Дворец строился в виде каменного замка с тремя домами и двумя воротами между ними на лицевой (восточной) стороне, с двумя флигелями вместо стен на южной и северной сторонах. Позднее к дворцу с запада был пристроен еще двор с каменной стеной и воротами, с двумя домами для лекаря и аптеки по южной и северной линиям флигелей. Каменные хозяйственные постройки возводились в 50-х годах позапрошлого века, в них содержалось до 20 тысяч баранов. Десятилетие спустя были произведены большие преобразования: усольская вотчинная контора была переведена из среднего большого дома в правый (южный) флигель, в остальной половине которого были оборудованы номера для приезжающих по службе. В самом графском доме все было перестроено «в лучшем виде и вкусе, начиная с полов, печей, рам, дверей, ходов и прочее и кончая крышею, балконами и верхнею над прежнею конторою террасою с будкою для наблюдения за Усольем и другими окрестными селениями и дорогами, и полями, особенно в случае пожаров, приезда Графов, и других обстоятельств. В Главной комнате бывшей конторы поставлен стол для билиарда, и портреты Графов 5-ти братьев, и в передней этой комнаты Гербы Владельца, его супруги, его детей и всех его родных» (протоиерей Сергий Преображенский «Усольская летопись», 1886 г.).
|
Дворец – вид с внутреннего двора |
В левом флигеле была устроена паровая машина, вал которой проходил через слесарную, токарную и кузницу. Деревянные поделки производились в столярной, сельскохозяйственные машины и орудия хранились в помещениях в западной стене к северу от парадных ворот, а к югу была устроена паровая мельница. Тогда же был сделан и водопровод-самотек, проложенный от верхнего Красного колодца чугунными трубами на скотный и господский дворы.
Так выглядела образцовая передовая загородная резиденция местного дворянства. Доподлинно неизвестно, сколько раз в году наблюдатель на верхней террасе господского дома кричал: «Барин едет!», но что в саду росло 16 сортов сирени, известно точно. Сейчас уцелело от силы пять, местные жители используют парк для выпаса скота. Так или иначе разрушены или перестроены все 25 объектов исторической ценности на территории усадьбы, хотя наверняка их было не двадцать пять, а гораздо больше. Относительный порядок в усадьбе поддерживался с 1919 по 1975 годы, когда территорию занимал Усольский сельскохозяйственный техникум. Когда техникум перевели в новое здание, помещения усадьбы в основном были оставлены пустыми, что и привело их к запустению и разграблению.
Усольская усадьба графов Орловых-Давыдовых еще в 1966 году была принята облисполкомом Куйбышеской области на государственную охрану, а в 1980-м была рекомендована Министерством культуры РСФСР для принятия под охрану как памятник республиканского значения. «Среди русских провинциальных усадьб, построенных в начале ХIХ века на самарской земле, первое место, безусловно, принадлежит Усольскому имению. Усадьба взята на всесоюзный учет под № 6583 как “памятник архитектуры, охраняемый государством”», – писала главный хранитель Самарского художественного музея Татьяна Алексушина.
Но никаких конкретных мер принято не было, и сейчас состояние построек таково, что следующей весной мы можем увидеть одни руины. На территории усадьбы живут люди, по слухам – беженцы, стены постепенно разбираются на кирпич, некоторые помещения используются для содержания скота.
В 1999 году сотрудниками Музея истории Усольского края было проведено обследование состояния графских владений, вот некоторые выдержки:
«…Усольская вотчинная контора. Состояние удовлетворительное, частично нарушены элементы декоративной отделки, произведена внутренняя перепланировка помещений. Однако сохранились чугунные кружевные ступени лестниц. Дубовые панели на стенах закрашены краской, как и изразцовые печи. Используется Усольским с/х колледжем как кабинет сельхозмашин, на балансе там же. Самое сохранившееся здание усадьбы.
…Дом графа. Деревянные части половины помещения уничтожены пожаром 1990 г., кровля нарушена, полы выломаны, кирпичные стены внутри разбираются, от изразцовых печей не осталось и следа. В двух уцелевших комнатах содержится личный скот. Уничтожен балкон и каменное крыльцо.
…Северный флигель. Отсутствуют полы, перекрытия, нарушена крыша. Наиболее сохранившаяся часть используется под жилье.
…Вотчинные больницы. Северный используется под жилье, южный заброшен.
…Каретник. Остались одни стены, которые разбирают на кирпич.
…Столярня. Состояние то же, что и у каретника, но сохранились остатки кровли. Используется для содержания скота.
…Колонны, облицованные известняком, на южном и северном въездах в усадьбу. Когда-то на них располагались фигуры орлов с опущенными крыльями. Северные практически разрушены, с юга у одной сброшен верх, начали разрушать облицовку».
Позже такие обширные исследования не проводились, но к документу сделана приписка: “На 1.11.2000 г. здания № 8 и 8а утрачены полностью, вплоть до фундамента”».
|