Мэри Силхорст
Двадцатого июля 1969 года Баз Олдрин и Нил Армстронг стали первыми людьми, которым довелось пройтись по Луне. В ознаменование 25-й годовщины этого события, в 1994 году, Олдрин написал о своем опыте в июльском номере Popular Mechanics. Кому еще писать об исторической высадке на Луну, как не ее участнику, тому, кто мог сказать: «Я там был». Когда журнал обратился к Олдрину с предложением написать статью, тот был все еще на службе – спустя 25 лет он работал над созданием практичного и постоянного присутствия человека на орбите. В 1993 году он получил патент на конструкцию постоянной космической станции.
В своей статье «Почему я ходил по Луне» Олдрин пишет, что этому способствовали удача, точный временной расчет и труд сотен тысяч коллег, благодаря которым им с Армстронгом посчастливилось стать первыми людьми на Луне. Но в основном статья о более общей миссии, которая стала ему ясна задолго до 1969 года. После выпуска из Вест-Пойнта и 66 успешных вылетов во время Корейской войны логичной могла показаться карьера летчика-испытателя. Но Олдрин хотел продолжить образование. Опираясь на свои навыки пилота-истребителя, он хотел расширить кругозор.
Олдрин стал доктором астронавтики в Массачусетсском технологическом институте в 1963 году. Темой его работы стала «Навигация орбитальных кораблей при их сближении до стыковки». Первую его попытку стать астронавтом НАСА отклонило. Но он был настойчив, и в 1963 году наряду с 14 другими астронавтами был принят в программу Gemini. Так уж совпало, что вычисление и выполнение сближения и стыковки было одной из задач Gemini, которая предшествовала программе высадки на Луну. После полета Gemini и исторической прогулки по Луне Олдрин стал руководителем школы летчиков-испытателей на авиабазе Эдвардс (Калифорния). Именно там тестировался многоразовый корабль «Шаттл». Олдрин помогал оценивать ранние предложения по проекту, все еще находясь в НАСА.
К Луне американцев гнали слова президента Кеннеди, который в 1961 году поставил задачу долететь туда, и подстегивало соревнование с СССР – кто успеет первым. Но, как писал Олдрин, делая что-то в спешке, обычно не планируешь далеко вперед. Он был не согласен с некоторыми из окончательных решений, связанных с планами относительно «Шаттла». Он объяснил читателям, что хоть это, безусловно, и гигантское достижение, проект не был рассчитан на простоту использования, экономичность и повторное использование большинства элементов.
Олдрин предложил разные способы избежать подобных ошибок при создании Международной космической станции (МКС) – он хорошо знает, как важно помнить о стоимости проекта и суровых реалиях политического давления. Будучи горячим поклонником исследования космоса, он рассказал читателям о важности возвращения на Луну – это позволило бы поддержать усилия по исследованию космоса. Ведь проект гораздо проще и дешевле поддерживать, чем забросить и потом делать заново. Две главных темы Олдрина – это возможность поддержания в рабочем состоянии и практические шаги в освоении космоса. Он основал компанию Starcraft Boosters, занятую разработкой ракет, и ShareSpace Foundation, которая развивает тему космического туризма для всех и каждого, а не только для специально обученных астронавтов. Он также является советником компании LunaCorp, которая, среди прочего, помогает частным компаниям получить доступ на МКС. Недавно Джордж Буш назначил его своим представителем в Комиссию по изучению будущего американской аэрокосмической индустрии. В номере «Популярной механики» за июль 2003 года Олдрин писал о своих взглядах на будущее американской космической программы. В связи с катастрофой шаттла «Колумбия» он подчеркнул, что методы спасения астронавтов – приоритетная задача НАСА. Он также подтвердил приверженность своим идеям разворачивания космической станции на Луне. Такая база могла бы стать плацдармом для исследований космоса, в том числе полета на Марс. Кроме того, имело бы смысл развернуть временную космическую станцию на астероиде, чтобы проверить возможности работы на другой планете.
Какое бы направление ни выбрала программа исследования космоса, будь то создание колонии на астероиде или модульные космические станции, Олдрин всегда сможет сказать: «Я там был».
|