1) Место праздника в границах православного богослужебного года.
День Святой Троицы отмечается через пятьдесят дней после Пасхи и через десять дней после Вознесения. Он всегда приходится на воскресный день. Пятидесятница относится к числу Господских двунадесятых праздников.
День Святой Троицы — одно из самых значимых православных торжеств православного богослужебного года.
Ровно через неделю после Троицына дня (на какое бы календарное число он не приходился) начинается один из четырех годичных постов — “Петров пост”, продолжающийся до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня ст. ст. / 12 июля н. ст.).
2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.
Происхождение праздника Пятидесятницы — ветхозаветное. Именно древняя еврейская пятидесятница послужила основанием для установления одноименного новозаветного праздника; при этом ветхозаветная пятидесятница понимается христианами именно как древний прообраз Пятидесятницы новозаветной. Та первоначальная еврейская пятидесятница была днем, в который праздновалось получение Моисеем на горе Синай "скрижалей" (каменных плит) с записанными на них десятью заповедями — известными правилами верности Богу и уважительного отношения к ближнему. Это был момент рождения древней Церкви Израиля, чтившей Единого и Истинного Создателя. Новозаветная же Пятидесятница стала днем рождения уже христианской Церкви, — днем, когда, наконец, пришло во всей своей полноте подлинное духовно-опытное осознание троичности Божества. Ведь если в день Крещения Христова человечество еще только “со стороны” узнало о существовании Бога-Троицы, то в день Пятидесятницы Христовы апостолы уже — благодаря собственному внутреннему духовному опыту — лично познали совсем неведомое им прежде Третье Лицо Пресвятой Троицы: как сошедшего на них Святого Духа.
Сошествие Святого Духа, в соответствии с новозаветным рассказом, произошло так: при наступлении еврейского праздника пятидесятницы апостолы и Богоматерь сошлись в одном из домов Иерусалима, чтобы исполнить древние иудейские церковные обычаи, пребывая, по словам новозаветного евангельского текста, "единодушно вместе". И вот, весь дом вдруг наполнился странным шумом, похожим на шум сильного ветра, а затем с небес на каждого из присутствовавших спустились пламенеющие огненные языки. Тотчас же они почувствовали, что на них сошла благодать Святого Духа, и из уст их полилась странная, не знакомая даже им самим речь — они вдруг начали говорить на языках тех народов, что населяли в ту пору пределы Римской Империи (см. книгу Деяний святых апостолов 2:1-4).
3) Духовный смысл праздника.
Предощущение познания Бога христианской веры именно как Единой и Нераздельной Троицы коренится в Ветхом Завете; связанный с этим библейский сюжет отражен, в частности, на иконе праздника, в том числе и на знаменитой иконе "Святая Троица" преподобного Андрея Рублева. Здесь изображены три таинственных Ангела, пришедшие под видом путников к ветхозаветному праведнику Аврааму.
До пришествия на землю Христа, человек, даже почитая Истинного Единого Бога, в то же самое время не знал о Его троичности. Окруженные языческими народами, исповедовавшими множество самых разных, порой очень жестоких демонических культов, древние иудеи твердо и последовательно придерживались истины о единстве Божества. Во многом именно из-за этого мы напрасно станем искать на страницах Ветхого Завета ясных свидетельств о Троице. Лишь смутные, "прикровенные" высказывания древних пророков и поэтов наводят на мысль, что и тогда, еще до Рождества Иисуса Христа, некоторые израильские праведники уже догадывались о существовании в Едином Создателе и Творце Трех Личностей — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Именно об этом свидетельствует история посещения Авраама тремя путниками.
Авраам, живший у Мамврийской рощи при горе Хобар, сидя как-то жарким днем у входа в свой шатер, увидел вдруг, как к нему приближаются три человека. Заметив их, он вышел им навстречу, поклонился и заговорил с ними. Самым удивительным в этом разговоре было то, что Авраам обращался к этим путникам то как к трем, то как к одному человеку: "Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши..." (см. книгу Бытия 18:1-8).
Православные толкователи этого сюжета утверждают, что именно здесь, в этот миг, человеку (хотя еще и не вполне явно) открывается — в первый раз в земной истории — истина о Боге как Троице, к Которой можно равно обращаться и в единственном и во множественном числе. Потому-то изображение чудесного явления трех путников-ангелов Аврааму и стало иконописным символом Пресвятой Троицы...
Здесь необходимо также коснуться и понимания православными истолкователями смысла события сошествия Святого Духа на апостолов. Ради чего Бог совершает это чудо?
Во-первых, по православному вероучению, Святой Дух — Податель знания о Боге, открывающий людям тайны бытия их Создателя. Именно благодаря Ему человек оказывается способен надлежащим образом познавать Творца, ибо почивающий в нем Святой Дух, учит его этому, подавая истинное богопознание. Ради дарования человеку как раз такого “боговедения” Дух и сходит на апостолов. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, “надлежало принявшим Иисуса получить также и Духа, чтобы дело боговедения в них достигало все более и более совершенной степени”.
Во-вторых, человек не может достичь духовного спасения лишь собственными силами. Как новорожденному младенцу, для того чтобы ему не умереть, но жить необходима подающая силу его физическому росту пища, так и человеческой душе необходима подающая ей силы для возрастания и укрепления в Боге благодать Святого Духа. Как некогда — в день Пятидесятницы — такая благодать оказалась дарована апостолам, так и ныне, сегодня, в христианской Церкви существует подающее эту благодать особое таинство (одно из известных семи таинств Православной Церкви) — миропомазание, обычно совершаемое в Православной Церкви непосредственно вслед за таинством крещения. Через помазание особым благовонным составом (он именуется “миро”) частей человеческого тела, на верующего сходит освящающая и преображающая его благодать Святого Духа, равная той, что сошла в день Пятидесятницы на учеников Спасителя. Именно поэтому таинство миропомазания зачастую называют “личной Пятидесятницей” каждого христианина.
4) История возникновения праздника.
Как уже указывалось выше, праздник Пятидесятницы берет свое начало от пятидесятницы ветхозаветной. В древней Христианской Церкви под Пятидесятницей подразумевался как сам этот праздник, так и промежуток времени, отделявший от него Пасху. В III и особенно в IV веке Пятидесятница — это уже повсеместно распространенное торжество, сопровождаемое различными богослужебными обрядами и обычаями. Поначалу (в частности — в Иерусалимской Церкви) праздник Пятидесятницы отмечался в один день вместе с празднованием события Вознесения Господня. После IV века эти праздники уже начали отмечаться отдельно друг от друга. В древней Церкви в этот день совершались массовые крещения. Святитель Иоанн Златоуст пишет об обычае украшать в праздник Пятидесятницы дома христиан зелеными ветвями.
5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.
Первоначально наиболее торжественно праздник Пятидесятницы отмечался в Иерусалимской церкви. Здесь в различных местах, исторически связанных с теми или иными важнейшими сюжетами Священного Писания, совершались особые краткие богослужения.
В VIII веке преподобными Косьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным были составлены каноны праздника. От IX века до нас дошло полное праздничное богослужебное чинопоследование (в его константинопольской редакции); уже тогда оно было одним из самых торжественных в году. Из других авторов богослужебных текстов праздника следует отметить императора Льва VI (IX век), которому принадлежит одна из стихир на “Господи воззвах”, прекрасно выражающая православное богословие догмата о Пресвятой Троице.
6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.
Пятидесятница — единственный из двунадесятых праздников, который не имеет предпразднства как такового. Вместе с тем, служба накануне Пятидесятницы именуется Троицкой родительской субботой и посвящена поминовению умерших. Таким образом, именно она оказывается полупечальным “сочельником” праздника.
Подобно Рождеству и Крещению, Пятидесятница имеет и второй день праздника — понедельник Святого Духа.
Отдание Пятидесятницы совершается в следующую за ней субботу — накануне Недели всех святых.
7) Важнейшие черты праздничного богослужения.
Устав праздничного богослужения Пятидесятницы довольно своеобразен. Собственно служба Троицына дня строится по вполне привычной схеме праздничного всенощного бдения. Однако к Литургии дня праздника присоединяется вечерня дня Святого Духа, именуемая еще “Вечерней коленопреклонения”.
Дело в том, что по существующему церковному уставу от четверга Страстной седмицы и до дня Пятидесятницы Церковь не благословляет христианам совершать коленопреклоненные молитвы (за исключением преклонения колен на Страстной — перед Плащаницей). Почему устав требует этого от христиан? С одной стороны пасхальный период — период сугубой радости, когда искупленному распятым и воскресшим Иисусом христианину следует ликовать а не уничижать себя. Но с другой стороны день сошествия Святого Духа на апостолов — это день, когда они подлинно научились тому, как на самом деле им надлежит молиться Богу, прославляя и благодаря Его за ниспосылаемые Им милости. Именно через преклонение колен все верующие в православных храмах в этот день учатся, вместе с апостолами, подобной — совсем новой, смиренной и очень личной, тихой и духовно-глубокой — благодарности Богу за все Его дары. Именно ради этого они и становятся теперь на колени: не столько для покаяния и самоуничижения, сколько в знак кроткого и, в то же время, возвышенного ликования, ради торжества их просвещенности огненными языками Духа.
Итак, на вечерне этого дня все христиане преклоняют колена и выслушивают весьма продолжительные молитвы, произносимые также стоящим на коленях — в Царских вратах — священником; эти молитвы обращены к Лицам Пресвятой Троицы.
Тропарь праздника Пятидесятницы: “Благословен еси Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе”. Перевод тропаря: “Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший рыбаков (большинство из апостолов прежде своего призвания Иисусом были рыбаками) премудрыми через ниспослание им Духа Святого и ими уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе”. Здесь говорится о том удивительном просвещающем действии Святого Духа, которое даже простых рыбаков превратило в людей, способных привлечь к истине Христова учения всю вселенную. Кондак праздника: “Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим всесвятаго Духа”. Русский перевод кондака: “Когда Ты сойдя смешивал языки, Всевышний, Ты разделял народы; когда же Ты раздавал огненные языки, Ты призвал всех к единению. И мы в согласии славим всесвятого Духа”.
Этот текст требует специального пояснения. Толкователи Священного Писания весьма часто сопоставляют два описанных в нем события — Вавилонское столпотворение (горделивое строительство древними людьми, обладавшими на тот момент единым языком, огромной башни, которая была призвана достичь престола Всевышнего, “достать” до Самого Бога) и сошествие Святого Духа. По рассказу Библии, разгневавшийся на дерзких строителей-вавилонян Бог, смешал их языки; после этого они перестали понимать друг друга и, прекратив возведение башни, — как символа человеческой гордыни и богопротивления, — рассеялись по всей земле (см. книгу Бытия 11:1-9). В событии же Пятидесятницы, Бог, напротив, дал апостолам дар говорить на языках других народов, чтобы они могли проповедовать по всей вселенной Его Евангелие. В первом случае происходит обособление людей друг от друга, во втором, наоборот, делается первый шаг к достижению духовного единения всего человечества.
Стихиры и каноны праздника также содержат прославление Бога за ниспослание людям дара благодати Святого Духа и за обретение ими подлинных богопросвещенности и богопознания (“Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть”).
Паремии праздника заключают в себе ветхозаветные прообразы новозаветной Пятидесятницы и пророчества о событии схождения Святого Духа на апостолов. Первая паремия говорит об исполнении Духом семидесяти еврейских старейшин во времена Моисея (книга Числа 11:16-17, 24-29). Вторая и третья предрекают две стороны благодатного действия Духа, Который некогда снизойдет на людей: обновление физической и духовной людской природы (книга пророка Иоиля 2:23-32) и ту нравственную перемену, которая произойдет здесь с христианами (книга пророка Иезекииля 36:24-28).
Евангельское чтение на утрени (Евангелие от Иоанна 20:19-23) рассказывает о как бы “предварительном” даровании Христом, по Его Воскресении, апостолам Святого Духа — через дуновение. Такое дарование дало ученикам Спасителя духовную силу священнодействовать.
Апостольское чтение на Литургии содержит рассказ о самом событии Сошествия Святого Духа (книга Деяний святых апостолов 2:1-11).
Евангельское чтение на Литургии (Евангелие от Иоанна 7:37-52; 8:12) также содержит обетование Христа о скором ниспослании всем “духовно жаждущим” утоляющей их благодати Святого Духа; эта благодать, в свою очередь, должна излиться — через воспринявших ее христиан — и на весь мир.
|