Анри Пуанкаре: невероятная связь между Эйнштейном и Пикассо
Пуанкаре способствовал взрыву искрометного творчества в искусстве и науке, которое стало лейтмотивом XX-го века.
17 июля 2012 года исполнилось сто лет со дня смерти великого французского эрудита Анри Пуанкаре, который был назван “последним из универсалов’’. Его достижения охватывают математику (он создал основу для теории хаоса), физику (его математические методы до сих пор используются при изучении элементарных частиц), философию (его мысли по поводу изучения научных теорий остаются спорными) и психологию творчества (он изучал внутренние механизмы бессознательного).
Пуанкаре также связал удивительным образом Эйнштейна и Пикассо, которые оба вдохновились его бестселлером “Наука и гипотеза’’, опубликованном в 1902 году.
Работая в качестве клерка в Бюро патентов в Берне (в Швейцарии), Эйнштейн был генератором идей исследовательской группы, ее “мозговым центром’’. Один из членов этой группы описал, как книга Пуанкаре “их очаровала’’. В ней Пуанкаре переходит от анализа научных теорий к анализу познания, к исследованию самой мысли, подводя читателя с помощью кристально ясной прозы к самой границе знаний. Как писал Эйнштейн годы спустя: “Пуанкаре в своей книге понял истину [об отношении повседневного опыта к научным понятиям]’’.
Но Эйнштейн нашел мысли Пуанкаре о связи повседневного опыта и лабораторных данных слишком ограничивающими. Весной 1905 года он пошел еще дальше. Результатом этого явилась его теория относительности.
Далекие от размышлений стереотипного ученого, суждения Пуанкаре были ближе художнику. Эдуард Тулузе, психолог, специализирующийся на творчестве, брал у него интервью в 1897 году и писал, что мысль Пуанкаре “была спонтанной, не так чтобы осознанной, больше похожей на мечты, чем рациональной, кажущейся наиболее свойственной чистому воображению’’.
Так что не удивительно, что Пикассо тоже был вдохновлен его работой. Но каким образом он узнал о Пуанкаре? Пикассо был “мозговым центром’’ группы передовых литераторов, которые держали его в курсе последних достижений науки и техники. Довольно неожиданно, что одним из членов группы был Морис Принсе, страховой актуарий с большим интересом к высшей математике и философии. После обеда в бистро он читал импровизированные лекции, часто по книге “Наука и гипотеза’’.
Пикассо был особенно поражен советом Пуанкаре о том, как увидеть четвертое измерение, которое художники рассматривали как еще одно пространственное измерение. Если бы вы могли оказаться в нем, вы увидели бы все перспективы картины одновременно. Но как спроектировать эти перспективы на холст? Предложение Пуанкаре в книге “Наука и гипотеза’’ было таким: делать это по очереди, показывая каждый раз одну проекцию. Пикассо не согласен. Он хотел изобразить их все сразу.
Слушая Принсе, Пикассо понял, что геометрия предлагает язык, позволяющий выразить глубокий смысл примитивного Иберийского искусства, над которым он работал в то время. На картине Les Demoiselles d’Avignon (Девушки из Авиньона) он изображает одну из девушек одновременно анфас и в профиль — это две перспективы за один раз, проекция из четвертого измерения. Он вышел за пределы идей Пуанкаре.
Но хотя Эйнштейн и Пикассо опередили Пуанкаре, его работы указали им правильный путь, заставляя думать не только о своих дисциплинах.
Эйнштейн встречался с Пуанкаре в 1911 году, они разошлись во мнениях по поводу теории относительности. Пикассо никогда не встречался с Эйнштейном и не знал о его существовании, когда писал “Девушек из Авиньона’’, картину, которая знаменует возникновение кубизма.
Так кто же такой Анри Пуанкаре? Он родился 29 апреля 1854 года в Нанси, во Франции, был не по годам развитым ребенком и сделал в университете прекрасную карьеру, начав с чрезвычайно оригинальных математических исследований. В 1889 году он получил премию короля Оскара II за исследования устойчивости Солнечной системы. Это привело его к созданию топологии, а затем, в 1904 году, к гипотезе, что сфера является самой простой формой в трех измерениях. Это в действительности не так тривиально, как оно звучит: прошло почти сто лет до доказательства его гипотезы эксцентричным русским математиком Григорием Перельманом, который затем отказался от премии в миллион долларов за свое решение. В 1905 году Пуанкаре разработал математический метод для изучения движения электронов со скоростями, близкими к скорости света. Это стало основной для разработки теории относительности Эйнштейна в четырехмерном пространстве-времени (три пространственных измерения и четвертое измерение — время).
Пуанкаре был человеком среднего роста, полным и слегка сутулым, с бородой, в очках с толстыми стеклами и легендарным отвлеченным видом. Его рукописи — это страницы абстрактной математики и подробные расчеты по физике и астрономии, в которых зачеркнута едва ли строчка. Для его философских работ и эссе тоже было достаточно одного черновика. Он получил все научные премии, кроме Нобелевской, но и ее лоббирование состоялось от его имени.
Человек высокой культуры, он был директором Французской академии (выдающейся французский литературной академии), а также президентом Академии наук — чрезвычайная честь.
Однажды он написал: “Только благодаря науке и искусству цивилизация имеет значение’’. Он покорил два мира, вдохновляя как Эйнштейна, так и Пикассо, и сыграл ключевую роль во взрыве творчества в искусстве и науке, которые явились лейтмотивом XX-го века.
|