.
Александр МакГрегор 2007
Многие современные неоязычники хорошо знакомы с концепцией Матери-Земли, в которой она предстает либо как непосредственно планета Земля, либо более конкретно – как богиня верховной власти. Мы стремимся объединиться с силами Земли, чтобы обрести для себя некую основу и использовать ее животворящую магию, но как насчет силы Небес и способности сбалансировать и привести к центру свой внутренний космос? Как Друиды, мы, конечно, знакомы с просвещающей магией и созидательной искрой силы Небес, на которую мы так часто настраиваемся, однако мало обращаем внимание на источник этой силы. Как современные политеисты мы почитаем богов Неба, то есть божеств бури, солнца и луны, забывая о Небесном Отце. Так было не всегда.
Кроме божеств природы существует концепция Земли-Матери и Неба-Отца, которая, как кажется, уходит своими корнями в глубокую древность. Для некоторых из древних культур именно эта пара была ответственна за сотворение вселенной. Вместе с развитием этих культур росли и их пантеоны, перекрывая собой наиболее древних, изначальных богов.
Несмотря на то, что не существует прямых доказательств существования единого индоевропейского Небесного Отца, боги небес присутствуют во всех индоевропейских пантеонах. К тому же, лингвистическое доказательство связывает слова «день», «небо» и «бог» ( day, sky, god), таким образом сочетании «Бог Неба» происходит от протоиндоевропейского слова « deiuo» или « deiwo», означающего «светлое небо» или «дневной свет».
Внутри любой индоевропейской культуры Небесный Отец возглавлял пантеон и был одним из древнейших мужских божеств древних народов. Когда индоевропейцы двигались от Черного моря через степи в поисках новых земель, этот мирный бог чистого неба двигался вместе с ними. Когда люди осели на новой территории, Небесный Бог женился на Богине той страны, или Матери-Земле, таким образом оплодотворив ее и дав начало всему живому.
Для некоторых индоевропейских культур Небесный Отец был не только верховным богом, правящим пантеоном, но также управителем небес. Также считалось, что человек, принадлежащий любому социальному классу, должен почитать его и благоговеть перед ним. Первоначальная функция Небесного Отца – поддерживать религиозный/космический порядок, также он исполнял функции законодателя и воина. Не нужно путать Небесного Отца с Богом Солнца, который тоже занимает свое место в индоевропейской культуре. Чаще всего Небесный Отец и Мать-Земля являются родителями богов Солнца, Луны и Бури.
Несмотря на концепцию «Лорда и Леди», столь популярную во многих неоязыческих традициях, индоевропейский Небесный Отец и Мать-Земля не являются божествами, чьи дети являются отражением их аспектов. В то время, как многие неоязычники предпочитают сводить всех Богов к одному Богу и всех Богинь к одной Богине, они забывают, что этой концепции не существовало у наших индоевропейских предков, которые были политеистами. Изначальная пара, такая как например Дану и Биле, может вписываться в это дуалистическое мировоззрение, однако это мировоззрение не может вписаться в мир древних индоевропейцев.
Детальное изучение индоевропейских культур открывает божеств, являвшихся Небесными Отцами, чьи имена неизвестны большинству неоязычников. Зевс и Юпитер из, соответственно, греческой и римской культуры всего лишь два Небесных Отца, которые получили известность в качестве глав своих пантеонов. Также они широко известны, как Боги Бури. Зевс является не только отцом человечества и Богов, но также и собирателем облаков и громовержцем, также как Юпитер является Богом неба и Богом Грома. В индийской культуре Диаус, отец Индры и Агни, описывался, как отец Неба и пантеона, но в отличие от Зевса и Юпитера, он не властвовал над пантеоном, его место незаконно занял Индра. Подобно этому, в Северном пантеоне эта роль отдана Тиру, которого иногда затмевает Один.
Всего из нескольких примеров становится ясно, что вместе с тем как индоевропейские культуры мигрировали и развивались, боги погоды и войны становились все более необходимыми для выживания в новых землях, и мирный Бог Ясного Неба с готовностью уходил на задний план многих пантеонов, хотя он оставался спокойным, постоянным и, возможно, самым неиспользуемым источником порядка в нашем хаотичном мире. Гораздо проще почитать многих активных божеств наших пантеонов, в то время как Небесный Отец наблюдает за ними в мирной тишине. Живущим на земле кажется, что чистое небо не проявляет к ним интереса и на него не обращают внимания до тех пор, пока оно не покроется грозовыми облаками или не наполнится светом яркого солнца. В любом случае, для того, чтобы не только обрести основу («заземлиться»), но и сконцентрироваться на центре нашего мира, чтобы достичь истинного баланса, мы должны обратиться к священному и неразделимому союзу между Землей и Небом, который показывает нам, что одно не может существовать без другого. Мы должны осознать потенциал и необходимость искры и света, происходящих от ясного неба.
Список литературы
Burket, Walter. Greek Religion. Cambridge , Massachusetts : Harvard University Press, 1985.
Ellis Davidson, H.R. Myths and Symbols in Pagan Europe : Early Scandinavian and Celtic Religions . Syracuse : University Press, 1988.
Keith, Arthur B. The Religion and Philosophy of the Veda and Upanishads. Delhi , India : Motilal Banarsidass Publishers, 1989.
Winn, Shan M. M. Heaven, Heroes, and Happiness. Lanham , Maryland : University Press of America, Inc., 1995.
|