Проблема стилеобразования в современной теории искусства
Курашевич А.В.
Проблема стиля, стилеобразования всегда являлась одной из самых острых и актуальных в искусстве. Меняются задачи общества, стилистические эпохи, а сними и художественные критерии, однако высшие достижения искусства остаются, продолжают свою жизнь. Следовательно, в поступательном движении искусства мы обнаруживаем изменяющиеся и постоянно действующие факторы.
Стилевые черты, в основе которых лежат средства художественной выразительности, выражают суть, уникальность художественного творчества, явлений искусства. Система выразительных средств является носителем стилистических особенностей. На историческом этапе развития тех или иных стилевых черт устанавливается диалектическая связь, основанная на преемственности традиций и новаторских поисках.
История изучения стилей в искусстве, как история самого художественного творчества, прошла ряд закономерных этапов: от чисто эмпирических подходов, простого наблюдения через наивные попытки строгой систематизации и классификации по формальным признакам до осознания всей сложности, динамичности и неоднозначности явлений.
Основы понимания стиля в искусствознании заложил И.Винкельманн в своём классическом труде «История искусства древности» (1764). Различая «отдельный стиль народов, эпох и художников», он пытался дать их конкретно-историческое описание в сравнении с основной «идеей» стиля античного искусства [1]. И.В.Гёте в статье «Простое подражание природе, манера, стиль» (1788) поставил понятие стиля на более высокую ступень после художественного копирования природы или же привнесения в творческий процесс художника его субъективных личностных ощущений, которые создают манеру. Стиль в понимании Гёте – «познание сущности вещей»[2].
По сравнению с работами классиков искусствознания последующие исследования проблемы стиля носили более односторонний характер (социологические подходы В.Любке, И.Тена, В.Гаузенштейна). Ограниченность «социокультурного» подхода к искусству проявилась и в известных исследованиях И.Иоффе «Культура и искусство» (1915). По-иному односторонни работы классиков «формальной школы» искусствознания. В книгах А.Ригля «Возникновение искусства барокко в Риме» (1908), Г.Вельфлина «Основные понятия истории искусств» (1915) и других предметом рассмотрения являются различные «исторические стили» в их развитии и изменении от одной эпохи к другой: Античный, Готический, Классический, Барокко, Романтический, Ампир.
Существуют общие работы по теории стиля: В.Ванслова «Эстетика романтизма» (1966), А.Соколова «Теория стиля» (1968), А.Лосева «Проблемы художественного стиля» (1994). Реальная художественная практика не знает границ деления искусства на виды.
Понятие стиля в современной теории искусств в наше время имеет чрезвычайно широкий спектр значений, нюансов и ассоциаций. И в этом кроется глубокий историко-культурный смысл. Каждый художник совершенно индивидуально сочетает в себе особенности творца. Стиль – не постоянная и неизвестная структура, а живой художественный процесс. Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий.
Современные исследователи говорят о стиле как о «внутренней форме» художественного произведения. Стиль правильнее соотносить с более узким понятием способа творчества как конкретной системы взаимодействия закономерностей и приёмов художественного формообразования.
Стиль – единство, целостность содержательных и формальных элементов, с помощью которых непосредственно создаётся художественное произведение. Понятие исторической эпохи, художественного направления, течения, творческого метода, способа выражения и стиля составляют взаимосвязанную цепь, отражающую мнгогоступенчатость взаимодействия содержания и формы в искусстве. Вывод: стиль – это синтез. В художественном стиле все элементы не случайны, а взаимосвязаны между собой. Феномен стиля возникает между содержанием и формой. Стиль поднимается и над содержанием, и над формой, пронизывая всю структуру художественного произведения как музыка, как единая мелодия.
Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определённого этапа его развития. Все стили связаны с историей, их содержание определяется внутренней логикой развития определённых способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых действует и живёт конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях. На фоне относительности границ понятий исторической эпохи, исторического типа искусства, художественного направления категория стиля обладает наибольшей целостностью. Именно стиль выражает суть, уникальность самого феномена художественного творчества в единстве его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи. Поэтому художественный стиль имеет право занять первое место в ряду основополагающих категорий искусствознания.
Явление стиля может быть выражено лишь на языке того искусства, которому оно принадлежит. Стиль есть «символическое выражение мирочувствования», выделяющее «людей одной культуры из общей человеческой массы… смыкающее их воедино» [3]. При этом человек является одновременно субъектом и объектом такого «мирочувствования», частью «мировой картины». Поэтому существует столько же миров, а, следовательно и стилей, сколько культур и людей, даже для каждого человека в отдельности.
Современное понимание категории художественного стиля отличается от того, как определяли его классики формальной школы прошлого столетия. Г.Вельфлин понимал стиль как завершённую в себе, устойчивую и неизменную структуру формальных элементов, подчинявшуюся какому-либо одному формообразующему принципу: плоскостности или пространственности, графичности или живописности, «открытой или закрытой форме». По сути аналогичную формулировку стиля даёт и А.Лосев: «Принципы конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей» [4]. Чаще всего стиль определяют как «систему внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса: содержанием и формой, идеей, темой, сюжетом, пространственными построениями, колоритом, техникой выполнения, приёмами и материалами» [5]. М.Каган ввёл понятие «внутренней формы, или внешней идеи подвижного образования, находящегося между содержанием и формой того, что связывает духовный смысл искусства с материальным миром» [6]. Это понятие ближе всего подходит к определению стиля, но не раскрывает его внутренней структуры и функций.
|