Некоторые социально-психологические характеристики современных исполнителей
Филинкова Е.Б.
Существует значительное количество работ, посвященных изучению психологии личности и деятельности руководителя. Аналогичных работ, ставящих своей целью изучение психологии исполнителя, крайне мало. Заметный вклад в понимание психологического портрета рядовых работников внесло масштабное исследование, проведенное под руководством А.Л. Журавлева [1]. Однако данная работа, несмотря на публикацию результатов в 2007 г., относится к 80-м годам ХХ века и не может быть прямо экстраполирована на современное состояние психологии исполнителей. Восполняя имеющийся пробел в исследованиях и учитывая высокую научную и прикладную значимость данной проблематики, в Московском государственном областном университете была разработана комплексная программа по изучению психологии исполнительской деятельности. В настоящей статье представлены основные результаты первого этапа исследования, проведенного в ноябре-декабре 2008 г. Целью первого этапа было изучение социально-психологических особенностей личности исполнителей – офисных работников.
Предметом исследования являлась самооценка социально-психологических характеристик работников низшего звена управления.
Основным методом исследования выступал опрос в форме анкеты, разработанной специально для данного исследования (см. Приложение). Анкета, содержащая 32 П С И Х О Л О Г И Я Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» www.evestnik.mgou.ru / E-mail: e-mag@mgou.ru 2011/2/Психология 120 вопроса, была нацелена на изучение семи социально-психологических характеристик исполнителя: мотивации и направленности интересов в деятельности, самостоятельности, организованности, компетентности, креативности, ответственности. Пять последних переменных были аналогичны переменным, исследуемым в работе А.Л. Журавлева [1], однако мы использовали другой подход для их изучения. В настоящей работе представлены основные результаты исследования по шести характеристикам исполнителей (за исключением мотивационных особенностей).
Обработка результатов проводилась с помощью критерия Фишера, критерия Пирсона хи-квадрат, корреляционного анализа по Спирмену.
Объект исследования. В исследовании приняли участие 170 человек, работающих в различных организациях г. Москвы, среди которых женщин было 90 человек (52, 9%), мужчин – 80 человек (47, 1%). Все участники опроса являются офисными работниками: две трети работают менеджерами различного профиля (по продажам, по закупкам, по персоналу, по проектам, офис-менеджерами), оставшиеся занимают должности курьеров, секретарей, специалистов. Всех респондентов объединяет одно – они являются низовым звеном организационной структуры. Возраст респондентов колебался от 25 до 55 лет, при этом работники до 30 лет составляли 48, 8%. В двух возрастных группах исполнителей (до 30 лет и 31-55 лет) количество женщин было практически уравнено с количеством мужчин: соответствующие доли женщин равны 51, 9% и 54, 0%.
В основу исследования была положена гипотеза, что современные исполнители отличаются низким уровнем самостоятельности и креативности и направлены в деятельности на реализацию собственных интересов.
Основные результаты исследования Общий уровень самостоятельности по самооценке субъектов исполнительской деятельности достаточно высокий (табл. 1). Наивысшая оценка самостоятельности отмечена в выполнении исполнителями своей повседневной работы: 89, 4% респондентов отметили, что в этом случае они практически всегда полагаются только на себя и только пятая часть (20, 0%) время от времени прибегает к помощи коллег по работе.
Несколько меньшая самостоятельность проявляется исполнителями при возникновении каких-либо проблем как производственного, так и внепроизводственного характера. Если возникают сложности, непосредственно связанные с работой исполнителя, то один из восьми (11, 8%) всегда решает свои проблемы самостоятельно и еще 53, 5% стараются при решении собственных производственных задач опираться только на свои силы. То есть самостоятельность в данном случае проявляют не более двух третей (65, 3%) исполнителей. Оставшаяся часть респондентов предпочитает с той или иной частотой решать собственные производственные проблемы, используя помощь коллег или непосредственного начальника, причем 14, 7% чаще прибегают к стратегии совместного решения производственных проблем, чем к самостоятельному их решению.
Примерно такой же уровень самостоятельности исполнителей выявлен в случае, когда требуется предложить решение проблемы, заранее зная, что реализация этого решения ляжет непосредственно на инициатора. Более половины участников исследования (57, 0%) в этом случае заявили о готовности взять инициативу в свои руки. В то же время 13, 0% исполнителей, зная, что инициатива в организации наказуема, предпочитают чаще всего следовать стратегии молчания, «не высовываться» и не брать на себя никаких обязательств. Приблизительно треть работников (30, 0%) характеризуется отсутствием ярко выраженной стратегии поведения и ведет себя поразному, скорее всего, в зависимости от ситуации в коллективе и от особенностей решаемой задачи.
Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» www.evestnik.mgou.ru / E-mail: e-mag@mgou.ru 2011/2/Психология 121 Уровень самостоятельности, проявляемый рядовыми работниками вне производства, в целом заметно ниже, чем их самостоятельность в решении деловых задач. Из двух изученных не связанных с производством переменных, более высокий уровень самостоятельности исполнители проявляют в процессе поиска работы: чаще всего рассчитывают только на себя три четверти респондентов (75, 8%). Однако и в данном случае выделяется небольшая (13, 0%) группа офисных служащих, которые не верят в возможность самостоятельного нахождения приличной работы и в основном опираются на помощь друзей и знакомых.
Самую низкую оценку среди пяти изучаемых переменных получила самостоятельность исполнителей при решении важной для группы непроизводственной задачи. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, как они будут действовать при необходимости самостоятельного принятия решения о покупке подарка руководителю от имени всего коллектива. Важность и нетипичность задачи, очевидно, обусловила тот факт, что готова принять абсолютно самостоятельное решение оказалась только десятая часть респондентов и еще около трети (28, 2%) высказались за частично самостоятельное решение проблемы (опираясь на советы коллег). Самая большая группа исполнителей (45, 9%) отказалась принимать какое-либо решение, передав эту функцию коллективу.
Таблица 1
|