сформировался в VII—VIII вв., хотя само название «синто» (японское заимствование из китайского — «путь богов») появилось значительно позже.
Синтоистская религия политеистична. По представлениям синтоистов, весь мир населен миллионами ками — божеств и духов. Во главе же всего пантеона богов стоит солнечная богиня Аматэрасу Омиками. Считается, что внук Аматэрасу — Ниниги, посланный ею на землю, основал японскую императорскую династию, сохранившую и поныне свою власть. Вплоть до окончания Второй мировой войны, синтоисты обожествляли особу японского императора. И, несмотря на то, что по окончании войны японский парламент специальным актом дезавуировал доктрину божественного происхождения императора, многие синтоисты до сих пор продолжают считать умерших императоров богами. Специфичен для синтоизма и культ погибших на войне солдат, которые после смерти становятся, по синтоистским представлениям, ками. С этим культом, в частности, связан и обычай самопожертвования добровольцев-смертников, принявших решение отдать жизнь за родину, — камикадзе.
Священными книгами синтоизма считаются Кодзики и Нихонги, написанные в первой половине VIII в. Кодзики содержит мифы космогонического и героического характера. В ней в мифологической форме повествуется о происхождении мира, Японии и японцев, а также описывается созидательная деятельность богов и культурных героев. Нихонги представляет собой в основном японские исторические хроники, есть там и мифы о происхождении мира и Японии, частично повторяющие сюжеты Кодзики.
Синтоистские обряды довольно просты и легко выполнимы. Они преимущественно состоят из молитв и жертвоприношений, которые совершаются в храмах (дзиндзя).
Для Японии с ее поликонфессиональностью весьма характерно посещение одним и тем же верующим и синтоистских и буддийских храмов, причем нередко бывает, что для одних обрядов выбираются синтоистские храмы, для других — буддийские. Так, обряды, связанные с рождением ребенка, обычно совершают в синтоистских храмах, а похоронные ритуалы — в буддийских храмах. Что касается свадебных церемоний, то их чаще проводят в синтоистских храмах, чем в буддийских.
Для синтоизма весьма характерны красочные храмовые праздники — мацури, собирающие большое число людей.
Символический знак синтоистской религии — особой формы деревянные ворота тории, открывающие путь к храму дзиндзя.
Определить численность приверженцев двух основных распространенных в Японии религий — синтоизма и буддизма — почти столь же трудно, как выяснить число сторонников разных религий в Китае. И синтоистская, и буддийская церковная статистика указывают в качестве своих адептов большую часть жителей Японии, что, принимая во внимание феномен поликонфессиональности, в общем-то, не должно удивлять. И все-таки при постановке во время социологических обследований прямого вопроса о том, какой религии верующий отдает предпочтение, подавляющее большинство японцев отвечают, что считают себя в первую очередь буддистами.
|