История одного негласного соперничества
А. А. Дмитриевский
В настоящем сообщении рассказывается о негласном соперничестве, о гонке за наивысшими достижениями в области оптического телескопостроения, — лучшие телескопы позволяют, как правило, выполнить первоклассные наблюдения и получить уникальные результаты.
В этой гонке Россия (СССР) дважды оказывалась лидером: в 1885 (среди рефракторов) и в 1975:
1885. В Пулковской обсерватории установлен рефрактор с диаметром объектива 76 см. (Рефрактор — линзовый телескоп.)
1975. Установлен крупнейший в мире, вплоть до 1993 года, Большой Телескоп Альт-Азимутальный (БТА), — рефлектор с диаметром объектива 6 метров. (Рефлектор — зеркальный телескоп.)
Оправдали ли эти инструменты надежды на результаты первостепенной значимости для развития астрономии? — Увы, нет. Выясним почему.
Вернёмся в далёкий уже XIX век.
1885 г. В этом году вступили в строй два крупных телескопа: это не только 76-см (25 дюймовый) Пулковский рефрактор, но и 90 сантиметровый (36 дюймовый) телескоп-рефлектор с параболическим главным зеркалом. Вначале он использовался неэффективно. Но через десять лет, в 1895 г., этот рефлектор, получивший имя Кросслеевского, был подарен Ликской обсерватории, где благодаря ему были получены прорывные результаты в области внегалактической астрономии.
А Пулковский рефрактор ничем особым не отличился. Потому что эра рефракторов заканчивалась: то, что можно было получить с помощью рефракторов, было, в основном, уже получено. — Начиналась эра рефлекторов.
Образно говоря, Пулковский рефрактор смотрел в прошлое, а Кросслеевский рефлектор — в будущее.
А ведь можно было задаром получить Кросслеевский рефлектор (ссылка: "Перспективы наземной оптической астрономии"), смонтировать его в подходящем месте и получать первоклассные результаты!
Увы…. Мы все умны задним умом, а тогда такая возможность российским астрономам даже в голову не приходила. Но, американцы подсуетились, проявили активность, а мы благоприятную возможность прозевали....
Вернёмся теперь в ХХ век.
В 1948 году вступил в строй 5 метровый (200-дюймовый) телескоп Хейла, Паломарская обсерватория (США).
В 1975 году установлен 6 метровый БТА, Специальная астрофизическая обсерватория (СССР).
И, несмотря на то, что при строительстве БТА найдены интересные конструктивные решения (доказана перспективность альт-азимутальной монтировки для гигантских телескопов), всё же этот телескоп, — повторение прошлого. Уже почти тридцать лет в США работал примерно такой же по мощи телескоп, — телескоп Хейла.
Дальнейшие направления развития оптической астрономии, которые реализованы после того, как был построен БТА таковы:
— телескопы с адаптивной оптикой (10, 4м Большой Канарский телескоп, Испания, и двойной 10м телескоп в обсерватории Кека, США),
— оптическая интерферометрия (двойной 10м телескоп в обсерватории Кека, США),
— вывод крупных телескопов в космос (телескоп "Хаббл", США).
Таким образом, несмотря на то, что БТА остаётся самым крупным телескопом в Европе, наши наивысшие достижения в области телескопостроения — опять скорее повторение прошлого, чем дорога в будущее. А, значит, прорывные результаты в астрономии не получились.
И всё же приятно вспомнить те времена, когда БТА был самым крупным телескопом в мире. Он был "нашей гордостью", — так говорится в статье тех времён: "Перспективы наземной оптической астрономии".
Наконец, будем оптимистами! Лет через пятьдесят-семьдесят Россия, может быть, снова выбьется в лидеры. И тогда нужно учесть ошибки прошлого: смотреть не назад, а вперёд.
|