Елена Викторовна Харитонова
Из собрания Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы
Летом 1814 года Москва готовилась к встрече русской армии, возвращавшейся из Парижа после победы над французскими войсками. По этому случаю на площади Тверской заставы построили Триумфальные ворота, через которые процессия во главе с императором Александром I должна была проследовать в город. Закончились торжества, отгремели праздничные салюты, и памятник славы русского оружия остался стоять в начале Петербургского шоссе. Деревянное строение быстро ветшало, и через 12 лет было решено заменить его каменным. Составление проекта поручили «главному архитектору» Москвы О. И. Бове.
Первоначально речь шла о простой замене деревянных ворот каменными. Они должны были сочетаться с кордегардиями Тверской заставы — деревянными постройками, где размещались караульные и чиновники, проверявшие документы проезжавших. Окончательный вариант планировки площади у главного въезда в Москву из Петербурга был принят в апреле 1829 года. Согласно ему, Триумфальные ворота строились точно на оси Большой Тверской-Ямской улицы, а отрезок Петербургского шоссе, примыкавший к заставе, выпрямлялся и благоустраивался. Ворота сочетались с двумя новыми каменными зданиями кордегардий, которые дополняли основное сооружение и, соединяясь с ним чугунными решетками, образовывали площадь — одну из самых красивых в Москве того времени.
17 августа 1829 года состоялась церемония закладки Триумфальных ворот. В фундамент легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье». Надпись на плите гласила, что «сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества Российских воинов в 1814 году и возобновления сооружения великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков»1. Строительство растянулось на пять лет. Возводились ворота из кирпича, а облицовывали так называемым белым татаровским камнем — редким и ценным, добывавшимся в карьерах близ села Татарово под Москвой.
О. И. Бове проектировал Триумфальные ворота как синтез архитектуры и скульптуры. Пока шло сооружение основной конструкции, за создание их скульптурного оформления взялись выпускники Петербургской академии художеств И. П. Витали и И. Т. Тимофеев. Мощные фигуры древних воинов в пластинчатых доспехах и островерхих шлемах расположились на высоких постаментах между каждой из шес-ти пар колонн. Простенки над фигурами украшали рельефы «Изгнание французов» и «Освобождение Москвы». Вертикальный строй колонн завершали аллегорические фигуры Твердости и Храбрости. На пышно орнаментированном фризе разместили изображения гербов тридцати шести губерний России, жители которых участвовали в Отечественной войне 1812 года, а также медальоны с инициалами Николая I. Шестерка коней, запряженных в колесницу Славы, в которой гордо стояла крылатая богиня Победы, венчала ворота. Надпись на фронтоне, утвержденная Николаем I, гласила: «Благословенной памяти Александ-ра I, воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826». Со стороны города надпись была выполнена на русском, а с противоположной — на латинском языке.
Все чугунные детали ворот отливали на Алексинском заводе в Тульской губернии. Декоративное литье было тяжелым и громоздким — от 7 до 14 тонн отливка. Пришлось ждать санного пути, чтобы доставить обозом все эти медальоны с гербами, многофигурные рельефы, чугунные доски с изображением военных доспехов. О. И. Бове не дожил несколько месяцев до торжественного открытия Триумфальных ворот, состоявшегося 20 сентября 1834 года, — заканчивал строительство монумента его младший брат Михаил.
У полосатого шлагбаума и кордегардий, увенчанных низкими плоскими куполами, днем и ночью царило оживление: дилижансы, помещичьи дормезы, казенные тройки. Все изменилось в 1850?х годах, когда началось регулярное железнодорожное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. Тверская застава потеряла свое былое значение, а вскоре исчез и шлагбаум. В. А. Гиляровский так описывал площадь Тверской заставы в конце XIX века: «В домиках кордегардии при мне уже помещались то городские метельщики, то полицейская стража, то почтенные инвалиды, растиравшие на крыльце, под дорическими колоннами, в корчагах нюхательный табак для любителей?нюхарей. Потом поместилась в одном из домиков городская амбулатория, а в другом — дежурка для фельдшера и служителей. Кругом домика, с правой стороны ворот, под легкой железной лестницей, приделанной к крыше с незапамятных времен, пребывали «холодные сапожники», приходившие в Москву из Тверской губернии с «железной ногой», на которой чинили обувь скоро, дешево и хорошо. Их всегда с десяток работало тут, а их клиенты стояли у стенки на одной ноге, подняв другую, разутую, в ожидании починки»2.
В 1872 году под воротами проложили линию конки: маленькие двухэтажные вагончики, запряженные парой лошадей, возили пассажиров от Воскресенской площади до Тверской заставы. Маршрут первого в Москве трамвая также проходил под сводами арки — Страстная площадь и Петровский парк были конечными его остановками.
В канун столетия Бородинской битвы Триумфальные ворота слегка обновили и почис-тили. В день юбилея делегация города возложила к их подножию венок.
В 1935 году принимается Генеральный план реконструкции Москвы. Среди прочего в нем предусматривалось расширение улиц и площадей, особенно в центральной части города. Этот план и решил судьбу Триумфальных ворот. В начале июля 1936 года на страницах московских газет появились сообщения об их сносе.
Строго говоря, ворота, простоявшие 102 года и ставшие одним из символов Мос-квы, планировалось не снести, а разобрать, чтобы позднее их можно было бы восстановить на новом месте. Окончание работ, порученных тресту «Мосразборстрой» и проводившихся под наблюдением представителей Музея архитектуры3, намечалось на начало августа 1936 года. К этому времени предполагалось завершить не только разборку самих ворот, но и благоустройство участка площади Белорусского вокзала, на котором они находились. Параллельно с демонтажом конструкций специалисты музея делали обмеры, составляли чертежи фасадов, планы всех шес-ти ярусов, фотографировали сооружение со всех ракурсов. Часть основных конструкций, скульптуры, горельефы и другие украшения перевезли на территорию бывшего Донского монастыря — филиала музея. Крупные элементы оформления разбирали на части и в таком виде транспортировали. Мастера, их создавшие, оставили в «Колеснице Славы» ключи, при помощи которых и происходила разборка. Перед тем, как экспонировать привезенные скульптуры, их предстояло отреставрировать: очистить, покрыть специальной олифой, натереть графитом и прочее. В 1939 году реставрация была завершена.
Поскольку восстановление ворот в ближайшее время не планировалось, элементы их оформления устанавливались на территории музея капитально. Горельефы поместили в нишах монастырской стены, фигуры воинов заняли места на пьедесталах вдоль центральной аллеи, «Колесницу Славы» водрузили на специально для нее созданном постаменте.
Почти три десятилетия московские влас-ти не вспоминали о творении О. И. Бове. В 1966 году Моссовет принял решение о воссоздании Триумфальных ворот. Из нескольких мест их возможного размещения выбрали площадь Победы на Кутузовском проспекте. Неподалеку находился музей «Кутузовская изба», который в 1962 году стал филиалом открывшегося Музея?панорамы «Бородинская битва». Таким образом, Триумфальным воротам предстояло завершить мемориальный ансамбль, посвященный событиям войны 1812 года.
Главному архитектурно?планировочному управлению Москвы было поручено разработать проект и составить документацию, необходимую для воссоздания памятника. В этом принимали участие специалисты мас-терской № 7 Моспроекта-3 и мастерской № 4 Мос-проекта-1. Непосредственно работы осуществлялись СУ № 37 Треста по строительству набережных и мостов. Триумфальные ворота у Тверской заставы стояли на деревянных сваях. И на Кутузовском их решили поставить на сваи, но только на стальные, а не на дубовые. Кирпичный свод арки заменили железобетонным, цоколь и стены вместо кирпича сделали из монолитного бетона. Для облицовки использовали известняк, добытый в Бодракском месторождении (Крым). Сложнее всего оказалось восстановить в первозданном виде чугунный декор. В ходе разборки ворот пострадали некоторые фигуры, утерялись отдельные детали оформления. Их пришлось изготовлять заново на Мытищинском заводе художественного литья. На московском заводе «Станколит» отлили двенадцатиметровые чугунные колонны.
6 ноября 1968 года состоялось торжественное открытие Триумфальных ворот. Внешне они выглядели такими, как и полтора столетия назад, только надписи на досках изменились: на одной воспроизведен текст с закладной доски, положенной в основание ворот в 1829 году, на другой — строки военных приказов: «Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своей спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска!.. Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем».
|