Солослово в сохранившихся источниках впервые упоминается в 1504 г., хотя, несомненно, существовало гораздо раньше. По мнению академика С.Б.Веселовского, ее название происходит от известной торговой фамилии XIV в. сурожан Саларевых. Сурожанами или сурожскими гостями на Руси называли купцов-оптовиков, производивших торговлю с генуэзскими колониями на южном берегу Крыма (от города Сурож ~ ныне Судак). В Москве, в Китай-городе, для них был отведен особый торговый ряд, сохранивший название Сурожского и много позже, когда этот город уже утратил свое торговое значение.
Летописная повесть о Мамаевом побоище сообщает, что Дмитрий Донской, отправляясь в поход на Куликово поле, взял с собой "десять мужей сурожан гостей", как людей, известных "в Ордах и во Фрязях", знатоков путей на юг. Среди них были Михаил и Дементий Саларевы. Московские великие князья разрешали приобретать сурожанам земли вблизи столицы, и Саларевы оставили по себе память в названии этой деревни, которая долгое время именовалась Саларево, Солословлево тож.
В 1504 г. село Солословль принадлежало князю Федору Кривому Васильевичу Хованскому. Выходец из литовских князей, он в 70-80-е годы XV в. наместничал в Волоколамске у удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого, а позднее до своей смерти служил его сыну князю Федору.
Следующее упоминание о селе Салареве относится уже к 1627 г., когда оно значилось в вотчине боярина Федора Ивановича Шереметева, "что ему дано за московское осадное сиденье в королевичев приход, а преж того было за ним же в поместье". В селе тогда имелось 13 крестьянских и бобыльских дворов. С тех пор на протяжении двух с половиной столетий Солослово являлось родовым владением Шереметевых. Федор Иванович Шереметев был одним из виднейших бояр первой половины XVII в. Свою службу он начал в 1591 г. и первоначально поддерживал Годунова, но затем примкнул к враждебной ему партии Романовых, с которыми состоял через жену в родстве. Это привело к тому, что в начале XVII в. он был отправлен в почетную ссылку в Тобольск, откуда смог вернуться только через два года. При появлении Лжедмитрия I он перешел на сторону самозванца, за что получил чин боярина. В дальнейшем он принимал самое активное участие в событиях Смутного времени и, в частности, приложил немало усилий к избранию царем Михаила Романова. Именно ему приписывают знаменитые слова (в его письме князю В.В.Голицыну): "Выберем-де Мишу Романова, он молод и еще глуп", подлинность которых вызывает споры у историков. В дальнейшем он играл одну из ключевых ролей при дворе первого царя из династии Романовых. При нем Солослово быстро обустраивалось, и по переписи 1646 г. здесь уже значилось 23 крестьянских двора. 12 июля 1645 г. на руках у Шереметева скончался царь Михаил Федорович. Наступала новая эпоха, и выступили новые деятели. Шереметев решил сам отойти от дел. В одном из его писем читаем его скорбную жалобу: "Постиже мя старость и впадох в различные болезни, ничтоже помыслих разве смерть и суд Спасов будущего века, не вем, что сотворю". В 1649 г, он принял иноческий чин и в постриге был назван Феодосием, а в начале следующего 1650 г. скончался.
По переписи 1678 г. деревня Саларева, Солословлево тож, в которой значилось 20 крестьянских дворов, числилась за боярином Петром Васильевичем Меньшим Шереметевым и "тянула" к его селу Уборы. После его смерти в апреле 1697 г. деревня перешла по наследству к его сыновьям стольникам Алексею и Ивану Петровичам Шереметевым. По данным 1704 г. в ней отмечено 36 дворов и 160 жителей мужского пола. Сведений по истории Солослова за XVIII в, сохранилось немного.
"Экономические примечания" 1800 г. помещают сельцо на левой стороне речки Медветки, на которой стояла "раструсная мельница" о двух поставах. В 67 дворах значилось 203 души мужского и 236 женского пола. Владение находилось в собственности надворного советника Николая Владимировича Шереметева, девицы Натальи Владимировны Шереметевой и графа Федора Григорьевича Орлова. Крестьяне находились на барщине.
Данные 1852 г. отмечают деревню во владении генеральши Софьи Сергеевны Бибиковой и коллежской ассесорши Варвары Петровны Шереметевой. В 70 дворах проживало крестьян 144 души мужского и 160 женского пола. Спустя три десятилетия, по сведениям 1890 г. здесь имелось 414 жителей.
Реформа 1861 г. практически не дала земли местным крестьянам, и они вынуждены были искать новые виды заработков. В начале XX в. среди местных жителей появляется немало высококвалифицированных мастеров: литейщиков, кузнецов, слесарей, медников. Местный крестьянин Федор Михайлович Сидоров, выбившийся в купцы, на своей земле в 1891 г. основал медно-литейную мастерскую. Она довольно быстро развивалась. В 1911 г. здесь трудилось 12 человек, а перед революцией 1917 г. было занято уже около 60 рабочих. Другой местный купец Иван Федорович Кувшинов открыл в Солослове кожевенную мастерскую, где работало до 50 человек. В 1912 г. тут строится ткацкая фабрика немца Флориана Карловича Фидлера, вырабатывавшая хлопчатобумажную и шерстяную ткань, на которой работало более 300 человек. Для работников было построено общежитие, а само производство было для своего времени передовым. Кроме того, в деревне имелось много кустарей по металлу: кузнецов и слесарей. В годы первой мировой войны они изготовляли солдатские кружки, скребницы для лошадей и т.п.
Пролетаризация крестьянства привела к тому, что к 1917 г. в Солослове появились свои большевики: Николай Ильич Конолев, Сергей Иванович и Мария Павловна Кулагины. Активную агитацию в деревне в 1917 г. вел большевик Иван Алексеевич Шнырев, уроженец соседнего села Знаменского, организовавший здесь первые выборы в местный совет. Позднее он работал председателем уездной ЧК, а затем председателем уездного земельного отдела. После его гибели на фронтах гражданской войны бывшая Аксиньинская волость была переименована в Ивано-Шныревскую.
Перепись 1926 г. отметила в Солослове 122 хозяйства (из которых только 91 было крестьянским), 577 жителей, кустарно-промысловую артель, сельсовет, общежитие и контору фабрики Кувшинова, школу первой ступени, первые сведения о которой относятся к 1911. г. По данным 1933 г. в 136 дворах деревни проживало 705 человек. В это время здесь существовали фабрика искусственного меха и колхоз "Расцвет коллективного труда", который позднее вошел в состав совхоза "Горки-II, и на его базе была создана молочнотоварная ферма. По данным переписи 1989 г. в Солослове имелось 105 хозяйств и 212 человек постоянного населения. Лит.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы... М., 1886. Вып. 3. С. 357. А.С.Лившиц
|