Разнообразные переходные формы являются красноречивым свидетельством процесса эволюции и в животном мире. Связующие звенья между низшими и высшими типами животных отчасти вымерли и могут быть установлены лишь по ископаемым находкам, отчасти же встречаются еще в настоящее время. Вообще формы организмов, которые отстали от других форм в дальнейшем ходе эволюции, могут быть отлично приспособленными к своим особым условиям существования и поэтому сохранять и впредь свою жизнеспособность. Ведь в противном случае на Земле были бы только цветковые растения и люди (что кажется идилличным только с поверхностной точки зрения).
Поднятый о мая 1952 года ни борт датского экспедиционного корабля «Галатея» в Мексиканском задние Тихого океана с глубины 3590 метров живой экземпляр чрезвычайно примитивного моллюска, который считался вымершим еще с девонского периода, проливает слет на организацию общего прототипа аннелидов и моллюсков.
Среднее место между червями и членистоногими занимает группа перипатидов. Их долгое время считали моллюсками, но теперь относят к червям, хотя они, подобно высшим членистоногим, покрыты защитным хитиновым покровом. Их челюсти и усики возникли из ног.
Переходной группой от раков к паукам служат мечехвосты. Вопрос о переходной форме между беспозвоночными и позвоночными еще спорен. Знаменитый ланцетник, несомненно, является чрезвычайно примитивным предшественником позвоночных животных, имеющих еще сегментное строение наподобие червей. Двоякодышащие рыбы, занимающие место между рыбами и амфибиями, дышат в полноводных реках посредством жабр. В периоды же заиления и пересыхания рек они дышат при помощи плавательного пузыря, снабженного большим количеством кровеносных сосудов.
Соединение носа и ротовой полости в первый раз встречается у двоякодышащих рыб. Признаки, свойственные первичным земноводным и пресмыкающимся, имеющие длину 60—80 см, лаитаназухус и котлассия. И. Л. Ефремов объединил их в особый подкласс батрахозавров. Ближе всего к первобытным млекопитающим стоит относящийся к рептилиям подкласс териодонтов. Эти животные были малого или среднего размера. Они передвигались не ползком и толчками, как пресмыкающиеся, а шагами а. Териодонты имели наружные слуховые органы, и их зубы уже слабо дифференцировались на резцы, клыки и бугорчатые коренные зубы. Носовая и ротовая полость уже была соединена вторичным нёбом.
Во время успешных раскопок в Зольнхофено был найден археоптерикс — ископаемая переходная форма между рептилией и птицей. По-видимому, археоптерикс произошел от живших на деревьях ящеров, которые приобрели способность взбираться вверх прыжками. После переходной стадии прыжка с планирующим полетом выработался настоящий птичий лёт. Однако этот родоначальник птиц величиной с голубя имел еще оперенный хвост пресмыкающегося, когти на передних конечностях и зубастый рот. Таким образом, он ясно выдавал свое происхождение.
Характерна группа и поныне существующих однопроходных животных. Это — примитивные яйцекладущие млекопитающие. Их органы пищеварения, выделения и размножения выходят, как у рептилий и птиц, в общий канал, клоаку. Выделяемый грудными железами секрет, которым питаются детеныши, еще не является настоящим молоком. Переходные формы от высших форм млекопитающих к первобытному человеку будут показаны позднее.
|