Они словно вышли погулять на улочку тихого уездного города. Степенный папаша в синем цилиндре, темно-красном сюртуке и полосатых светло-коричневых брюках. Заботливая мама в желтой кофте, красной юбке до пят, в шляпке и с зонтиком. Впереди чинно выступают разнаряженные взрослые дочери, семенят братья-малолетки, кто с тросточкой, кто с веткой в руке. Эту семейку, будто сошедшую с нарядного городецкого донца, сделал замечательный народный мастер Тимофей Федорович Краснояров.
Т. Краснояров. «Карета». 1983.
Вырос он в семье потомственного городецкого художника-«красильщика» и с детства помогал ему в работе. Отец, как и другие мастера, писал на донцах прялок представительных кавалеров и дам, торжественные сцены застолий. Промысел этот возник в середине прошлого века и сразу стал пользоваться успехом. Садились женщины прясть – вставляли в донце гребень, кончали работу и, словно картину, вешали его на стену. Но просуществовал он недолго: появляется дешевая фабричная пряжа, и расписные донца для прялок становятся ненужными. Мастера-красильщики, чтобы не дать угаснуть ремеслу, берутся за роспись мебели и посуды.
Вот и Тимофей Федорович, работая на фабрике «Городецкая роспись», писал диковинные цветы и листья, быстроногих коней и задиристых петухов. А уйдя на пенсию, начал мастерить игрушки, ведь Городецкий район славился ими исстари.
Т. Краснояров. «Гренадеры». 1980.
И какие игрушки он только не делает! Вот на раздвижных планках разместился целый взвод гренадеров с барабанщиком впереди и бравым офицером во главе. Достаточно развести планки, и удалые солдатики с мушкетами на плечах и в высоких шапках вмиг перестроятся в длинную шеренгу.
Покрутишь за ручку игрушки «с движением», и закружится пестрая карусель с нарядными седоками, увидеть которую можно было лишь встарь на ярмарке. За ручку иной игрушки возьмешься – заиграет на рожке деревенский паренек, заходят кругами, подпрыгивая и прискакивая, задорные девушки.
Т. Краснояров. «Утицы». 1978–1983.
Любит делать Тимофей Федорович и нарядные кареты. Из куска дерева уверенным движением ножа вырежет удалого возницу в армяке и шляпе, быстроногого коня с сильной, круто изогнутой шеей. Формы их обобщены и просты, во всем чувствуется точность глаза и руки, воспитанная долгим опытом.
Основой для другой игрушки послужили мастеру старинные солоницы-утицы. Утушки Красноярова словно плывут по воде: головки чуть устремлены вперед, хвостики сложены. А стоит сдвинуть верхнюю часть спинки в сторону, как откроется маленький тайничок: попробуй догадайся!
Празднична и нарядна роспись краснояровских игрушек. Утушек он прежде закрасит темно-красным или синим, затем на боках и спине цветы наведет, у хвоста перышки выправит. Другую утицу большими розами-«дикушами» с белыми оживками да листочками изукрасит. Цветочные мотивы, написанные декоративно, разбросает мастер по своим игрушкам то букетами, то целыми гирляндами.
Т. Краснояров. «Семейка». 1983–1984.
В звучной и насыщенной росписи преобладают контрастные цветовые пятна. Любит мастер , желтый и ярко-зеленый, ликующий красный, мощный бордовый и глубокий синий цвета. Под слоем лака краски станут еще более звучными и радостными!
В творчестве Тимофея Федоровича Красноярова ярко проявилась живописная и пластическая культура крестьянского искусства Поволжья. Его игрушки полны искренности и выразительности, а композиции вроде «Семейки» торжественны и нарядны.
|