1. Что такое багуачжан
Багуачжан является одним из трех классических "внутренних" стилей китайского ушу. `Ба Гуа' в переводе означает "восемь триграмм". Этот термин относится к восьми базовым принципам, описанным в древнем метафизическом "Каноне перемен". В данном случае его использование означает, что стиль является физическим отражением этих восьми принципов, что его базовые положения соответствуют восьми триграммам, а переходы между ними - описанным в "Каноне перемен" взаимопревращениям триграмм. `Чжан' переводится как `ладони' и означает, что в этом стиле предпочитают использовать ладони, а не кулаки и крюки как в других стилях боевых искусств ибо ладонь может и бить как кулак, и захватывать как крюк. Таким образом, багуачжан - это боевое искусство, базирующееся на теории непрерывных изменений в зависимости от ситуации, в котором противника побеждают за счет мастерства, а не за счет грубой силы.
Кто, когда и где придумал багуачжан - неизвестно. Массы о нем узнали сравнительно недавно, и произошло это в общем-то случайно. Предание связывает рассекречивание этого стиля с именем Дун Хайчуаня, родившегося в уезде Вэньань провинции Хэбэй примерно в 20-х гг. XIX в. Он владел эрланцюань и считался неплохим бойцом. Отправившись путешествовать в поисках живущих в глухих местах мастеров боевых искусств, он в конце-концов добрался до расположенной в провинции Аньхой горы Цзюхуашань. Заблудившись в лесу, он случайно наткнулся на молодого даоса, ходившего кругами вокруг сосен. Дун Хайчуань сразу увидел, что тот занимается тренировкой боевого искусства, но не понимал, зачем это делается столь вычурным образом, и рассмеялся. Оскорбленный даос заявил, что они должны померяться силами. Дун Хайчуань согласился, рассчитывая преподать хороший урок, они вышли на полянку и бой начался. Однако какие бы мощные удары не наносил Дун Хайчуань, сколь быстро ни летали его кулаки и ноги, он никак не мог попасть в маленького даоса, который все время проскальзывал ему за спину и опрокидывал на землю. После третьего падения Дун Хайчуань признал себя побежденным, и встав на колени попросился в ученики. Однако тут за его спиной раздался смех, и на полянку вышел пожилой даос. Это был Би Чэнся - учитель того маленького даоса, уже давно наблюдавший за схваткой. Он согласился взять Дун Хайчуаня в ученики, и четыре года обучал его искусству поворачивания ладоней в хождении по кругу.
Позднее Дун Хайчуань перебрался в Пекин и стал слугой великого князя Су, который был родственником императрорской фамилии. Князь был большим любителем ушу, и у него постоянно бывали разные мастера. Однажды, когда князь пригласил продемонстрировать свое искусство очередного мастера, собралась большая толпа зрителей из числа челяди, было очень жарко, но слуга с чаем не мог пробиться к князю сквозь толпу. Чтобы выручить человека, Дун Хайчуань взял поднос с чаем и пробежал к князю по стене поверх голов. У князя глаз был наметанный, и он тут же спросил, не занимается ли тот каким-нибудь боевым искусством. Скрываться далее было невозможно, и Дун Хайчуаню пришлось все рассказать. С тех пор он открыл преподавание багуачжан в Пекине, откуда оно распространилось по всему Китаю.
У Дун Хайчуаня было много учеников, и каждого из них он обучал по-иному, сообразуясь с его личными особенностями. Так появились несколько различающиеся между собой ветви багуачжан. К настоящему времени их сохранилось три. Первая идет от Инь Фу, который был телохранителем вдовствующей императрицы Цыси, прозанимался у Дун Хайчуаня очень долгое время и был одним из лучших бойцов своего времени. Инь Фу владел лоханьцюань, и поэтому в его версии багуачжан предпочитают вести бой на дальней дистанции, техника больше основана на ударах, шаг по кругу используют не для выхода за спину противнику, а для ухода с линии атаки и захода сбоку, при исполнении комплекса четко видны выбросы силы. Инь Фу был очень богатым человеком, именно на его деньги была сооружена стела на могиле Дун Хайчуаня с именами всех учеников. Другим знаменитым учеником господина Дуна был Чэн Тинхуа. Родом он был из деревни Чэнцзячжуан уезда Шэньсянь провинции Хэбэй, в молодости прославился как крупный мастер шуайцзяо. Потом он уехал на заработки в Пекин и получил прозвище "очковый Чэн", так как торговал очками в аптеке. В его версии багуачжан стараются как можно быстрее приблизиться к противнику и выйти ему за спину, в технике - -- много бросков, при исполнении комплексов стараются добиться непрерывности и скорости движений. В 1900 году когда объединенные войска Англии, Франции, России и Германии взяли Пекин и стали грабить город, вооруженный двумя кинжалами Чэн Тинхуа и его младший брат Чэн Дяньхуа выскочили на улицу, и Тинхуа успел перерезать половину немецкого взвода прежде чем был застрелен. Дяньхуа с голыми руками сумел прорваться сквозь окружение и убежал в родную деревню, где и жил до конца своих дней преподавая багуачжан. Все его искусство полностью перенял его четвертый сын - Чэн Юшэн. У Чэн Юшэна много лет учился Сунь Чжицзюнь, который в настоящее время работает заместителем главного инженера научно-исследовательского отдела Пекинского завода газового оборудования. Третья ветвь багуачжан идет от Лян Чжэньпу, который был одним из самых молодых учеников Дун Хайчуаня. Ли Цзымин - ученик Лян Чжэньпу - до самой своей смерти в возрасте 90 лет считался крупнейшим мастером багуачжан и одним из лучших бойцов Китая. В настоящее время его преемником является Суй Юньцзян. Характерной особенностью этой ветви багуачжан является наличие большого количества протыкающий и рубящих ударов.
Однако несмотря на стилевые различия система тренировок во всех школах багуачжан единая. Первые несколько лет ученик тренируется в "хождении по кругу" для выработки навыка постоянного ухода с прямой линии и привыкания к контролированию своего центра тяжести. Затем изучается комплекс "Динши бачжан" - "Восемь ладоней установленных форм" (в разных школах названия комплексов могут несколько различаться), в котором прорабатывается восемь различных положений ладоней. После него изучается комплекс "Бяньши бачжан" ("Восемь ладоней изменяемых форм"), который еще называют "Лаобачжан" ("Старые восемь ладоней") или "Бадачжан" ("Восемь больших ладоней"). После овладения этими техниками ученик может изучать боле высокие комплексы ("24 формы", "8 форм - 8 образов", "Тайные ноги" и т.д.), технику работы в паре, владение оружием и специальную технику перемещений. Интересным упражнением является "облет девяти дворцов", в котором в землю в форме квадрата 3 на 3 втыкается 9 двухметровых шестов, которые нужно непрерывно обходить в определенном порядке. Это приучает к навыкам ведения боя в толпе. Все упражнения имеют несколько уровней сложности. Так по кругу сначала ходят на почти прямых ногах и постепенно понижают уровень тела, чтобы в итоге перемещаться с бедрами параллельными земле; "девять дворцов" сначала просто обходят, а впоследствии с каждым из столбов во время обхода устраивают нечто вроде "боя с тенью", и т.п. Одновременно со всем этим тренирующийся занимается укреплением ударных поверхностей и противоударной закалкой тела. Очень многие мастера багуачжан прославились своим владением искусствами "железной ладони" и "железной рубашки".
Багуачжан никогда не было армейским искусством, оно всегда было искусством индивидуального боя. Поэтому даже стандартные виды оружия имеют здесь специфическую форму или специфическое применение. Так используемые в багуачжан мечи примерно в полтора раза длиннее обычных, а при тренировках с копьем и шестом прорабатывают "короткое использование длинного оружия". Помимо обычного копья используют еще и так называемое `двухголовое змеиное копье', имеющее наконечники на обоих концах. Любимым оружием Дун Хайчуаня являлись `острия петушиной лапы'.
2. История основания стиля
Основатель багуачжан господин Дун Хайчуань( 1797-1882). Родом он был из деревни Чжуцзяу уезда Вэньань провинции Чжили . Согласно существующим биографиям Дун Хайчуаня (в том числе и тексту, который был выбит на его могильной стеле), он с детства увлёкся боевыми искусствами - а изучать тогда он мог, очевидно, лишь местные стили.
Дун Хайчуань покинул родные места, путешествовал по стране, а потом прибыл в Пекин, был кастрирован и стал служить на подворье Великого князя Су. Про этот период и эти события ходит наибольшее число мифов и легенд, поэтому разберёмся с этим поподробнее.
Из текста на могильной стеле нам известно, что Дун Хайчуань в 1853 году посетил гору Цзюхуашань, и получил там "передачу от небожителей". Однако собственно боевая техника, которая впоследствии вошла в багуачжан, была к тому времени Дуну уже известна, так что скорее всего он там получил информацию (например, ознакомился с некоторыми даосскими философскими концепциями), которая помогла ему упорядочить имеющуюся в его арсенале технику и систематизировать её.
Во время своих странствий Дун убил довольно влиятельного человека, и был объявлен в повсеместный розыск. Если бы его не нашли в течении определённого срока - его родственники подверглись бы репрессиям. Уход же в императорские евнухи официально "смывал" все предыдущие прегрешения; таким образом, Дун был вынужден сделать этот шаг, чтобы не подвергнуть опасности весь свой род.
Существует известная история о том, что поначалу Дун был обычным слугой, но однажды князь решил принять на работу нового начальника охраны - "мусульманина Ша". По случаю своего назначения новый начальник охраны устроил показательные выступления, посмотреть которые собралось множество народу. День был жаркий, князь хотел чаю, но пройти через толпу зрителей было невозможно, и, чтобы донести чай до князя, Дун Хайчуань пробежал по стене. Князь был большим любителем боевых искусств, и тут же понял, что Дун Хайчуань - специально натренированный человек. Под прямыми вопросами князя Дуну пришлось рассказать, что он действительно изучал боевые искусства, а потом и продемонстрировать свои умения - после чего князь решил сделать новым начальником охраны не "мусульманина Ша", а именно Дун Хайчуаня. Когда князь спросил о названии продемонстрированного искусства, то Дун ответил: "чжуаньчжан" ("поворачивающиеся ладони").
Точно известно, кто был самым первым официальным учеником Дун Хайчуаня. Это был простой маньчжурский солдат Цюань Кайтин, который, увидев демонстрацию Дун Хайчуанем боевого искусства, понял, что перед ним - действительно великий мастер, и попросился стать его учеником. В историю багуачжан Цюань Кайтин вошёл тем, что именно он нарисовал единственный существующий портрет Дун Хайчуаня.
После того, как Дун Хайчуань перестал жить на подворье великого князя Су, слава о нём, как о великом мастере боевых искусств, уже гремела по Пекину, и люди шли к нему заниматься.
Стоит упомянуть также историю о том, как в 1870-х в Пекин прибыли два мастера стиля синъицюань - Го Юньшэнь и Лю Цилань. Услышав о новом стиле боевых искусств, они отправились с визитом к Дун Хайчуаню. После бесед о технике Го и Дун решили провести пробную схватку, чтобы лучше понять особенности обоих стилей, и оказалось, что ни один из них не способен взять верх над оппонентом. После этого Дун, Го и Лю решили стать побратимами, и начали "дружить стилями", в результате чего в Пекине было довольно много людей, изучивших в достаточной степени и синъицюань, и багуачжан.
Судя по дошедшей до нас информации, багуачжан как отдельного стиля, подобного существующему сейчас, тогда ещё не существовало. В резиденции великого князя Су господин Дун занимался именно тем, за что ему платили: натаскивал охранников, обучая их искусству драки. Когда он покинул княжеское подворье и стал на склоне лет обучать учеников, то, согласно надписи на могильной стеле, "каждого обучал отдельному искусству", то есть на основании своих взглядов на то, как надо вести бой, он улучшал уже имеющуюся у человека базу, в результате чего у его учеников получились немного различающиеся между собой направления багуачжан. Упор делался не на количество приёмов, а на качество овладения ими.
Дун Хайчуань обучил искусству боя очень многих людей, однако лишь немногие сумели передать его науку дальше. В частности, это было связано с тем, что он учил драться, но не учил как учить драться. Необходимо принимать во внимание тот факт, что в те времена боевые искусства считались на самом деле "низким" занятием, недостойным благородного мужа - благородный муж должен был зубрить иероглифы и изучать сочинения древних классиков.
Цзэн Цзэнци вошёл в историю багуачжан тем, что записал рифмованные правила, и его записи дошли до наших дней.
Юди, которые обучались у учеников учеников Дуна, обогатили технику багуачжан ещё больше.
Нельзя отрицать, что концепции инь-ян и восьми триграмм пропитывали всю традиционную китайскую культуру, и использовать их для упорядочения учения багуачжан начали представители если не второго, то уж точно третьего поколения багуачжан. Особенно бурно этот процесс пошёл после буржуазной революции 1911 года, когда начались издаваться массовыми тиражами книги, посвящённые боевым искусствам. Самой первой книгой по багуачжан была книга Сунь Лутана "Учение кулака восьми триграмм", опубликованная в 1916 году, в которой Сунь соотнёс движения багуачжан с восемью триграммами. Влияние этой книги (вспомним ещё раз - она была самой первой) было огромным, и прочие авторы того времени стали ей подражать.
Несмотря на распространение багуачжан в 1930-х годах по всей стране, центром стиля всё-таки оставался Пекин. В 1980 году по указанию спорткомитета пекинского района Дунчэн был организован "Дунчэнский институт ушу" - первый в стране институт ушу, открытый после Культурной революции; в нём была и группа багуачжан, руководимая Лю Цзинжу. В 1981 году в Пекине была основана первая в Китае после Культурной революции Ассоциация ушу (председатель - Лю Чжэ), а в 1982 году по указанию Пекинской ассоциации ущу было учреждено Пекинское общество по исследованию багуачжан (председателем избрали Ван Вэнькуя, а после его отказа занять этот пост председателем стал Ли Цзымин), на организационном собрании которого присутствовало более 100 человек. К сожалению, официальная идеология осталась прежней, и ушу приходилось преподавать как оздоровительную гимнастику. Перемены к лучшему начались лишь в 1990-х годах, когда заместителем председателя комиссии по традиционному ушу при Госкомспорте КНР стал Кан Гэу, изучавший, в частности, багуачжан у Ша Гочжэна и защитивший диссертацию по истории багуачжан. К сожалению, мастеров к этому времени в живых остались считанные единицы, и прикладным аспектам багуачжан у них хотят заниматься в основном иностранцы - устремлённую на Запад китайскую молодёжь эти реликты прошлого не интересуют.
Самое распространенное оружие стиля. Длина меча - около 120см, в том числе около 20см приходится на рукоять. В отличие от других стилей ушу в багуачжан боец и меч двигаются как единое целое. Базовые техники: тао (жадно хватать), туй (толкать), ла (тянуть), пи (рубить), ляо (поднимать), чжа (бросаться), мо (разрезать), фэнь (разделять), цзе (пресекать).
Самыми опытными в обращении с багуа дао сегодня являются Ван Тяньюй и Лю Юань из Ланьчжоу. Ван Тяньюй входил в первый выпуск Центрального института гошу, учился у У Цзюньшаня. Лю Юань является последователем Лу Шукуя. Известен также Го Чжэнъя (автор книги "Багуа дао"), который учился у своего отца - Го Мэншэня.
Багуа цзянь
(прямой меч багуа)
Техника действий мечом базируется на движениях багуачжан, соединенных с приемами меча.
Багуа цян
(копье багуа)
В багуачжан используются две разновидности копья. Первое - это шуантоу шэцян (двухглавое змеиное копье); оно имеет длину немногим более 2 метров и имеет по наконечинку на каждом из концов. Другая разновидность - багуа дацян (большое копье багуа), его длина - около 3 метров, наконечник - с одной стороны. Аналогично мечам, техника действий копьями базируется на приемах багуачжан, соединенных с приемами копий.
Цисингань
(бамбуковый шест семи звезд)
Специальная разновидность шеста. Изобретение приписывают Дун Хайчуаню. Для изготовления брался бамбук из провинции Сычуань (практически не имеющий пустоты внутри), ствол в семь коленец по семь цуней каждое. После вымачивания в тунговом масле просушивается и отшлифовывается до блеска. Затем тонким и длинным металлическим прутом проделывается углубление, в которое вливается ртуть, после чего отверстия в концах шеста заклеиваются латунными или тонкими деревянными пробками. В результате получили внешне легкое оружие с очень тяжелым ударом. Комплекс с цисингань состоит из 4 частей, каждая часть - из 32 форм. Искусству владения этим оружием Дун Хайчуань обучил лишь Инь Фу. Инь Фу обучил Ян Миншаня и Цзинь Юйхуэя. В процессе передачи была утрачена четвертая часть комплекса. Цзинь Юйхуэй своих учеников не имел, три части комплекса у него изучили ученики Лян Чжэньпу - Го Гуминь и Ли Цзымин.
Люхэгунь
(шест трех соединенных)
Специальная техника боя короткой палкой (около 1м длиной). Разработана Ян Миншанем на основе техник обращения с цисингань и приемов боя мечами, шестами и копьями других стилей ушу. Название отражает тот факт, что в техниках действий соединены приемы цисингань, а также приемы боя коротким и длинным оружием. В этой технике - 64 приема, есть приемы противодействия копью, алебарде, девятисекционному хлысту. Шест могут держать как одной, так и двумя руками. Ян Цзюньфэн обучил этой технике Ян Цзюцина, у Ян Цзюцина этот комплекс изучил Сунь Баотай. В конце жизни Сунь Баотай обучил этой технике Дань Юйкуя.
Цзичжао иньянжуй
(острия инь-ян петушиной лапы)
Специфическое оружие багуачжан, разработанное Дун Хайчуанем. После его смерти его любимая пара была положена с ним в могилу. После разграбления могилы в 10-х годах XX века эта оружейная пара попала в антикварную лавку, и никто не знал что это такое, пока это оружие не опознал писатель Чан Цземяо и не описал в сборнике "Портреты храбрых и честных борцов за справедливость".
Цзичжао иньянжуй - очень опасное оружие. На нем есть впадины, предназначенные для заполнения ядом, есть крючки для цепляния противника, есть многочисленные лезвия. Справа помещена фотография варианта этого оружия, которую предпочитал Го Гуминь. Для боя обеими разновидностями цзичжао иньянжуй используется один и тот же набор из 24 приемов, идущий от Дун Хайчуаня.
Цзыу юаньян юэ
(секиры знаков `цзы', `у' и уток-мандаринок)
Это оружие также известно как жиюэ цянь-кунь цзянь (мечи солнца, луны, триграмм цянь и кунь), луцзяо дао (мечи оленьих рогов). Происхождение неясно, есть версия что оружие было создано благодаря неверно понятому описанию цзичжао иньянжуй в книге Чан Цземяо. Сегодня оно часто неправильно считается классическим оружием багуачжан. Уже в наше время много усилий для разработки техники действий этим оружием приложил мастер Ша Гочжэн.
Каждая из пары секир состоит из двух перевёрнутых друг относительно друга и перекрещивающихся стальных пластин, имеющих форму полумесяца. Всего получается три острия - два вверху и одно внизу (иногда и внизу делают два острия), внешние из которых длинные, а внутренние - короткие. Средние перекрещивающиеся части полумесяцев образуют овал. На средней части полумесяца, обращённого остриями наружу, размещается рукоять, всё остальное - это лезвие.
Список литературы
Часть сети "Электронная энциклопедия традиционного ушу"
<http://baguazhang.narod.ru/>
Официальный сайт организации "Общество изучения Багуачжан"
<http://www.bagua.su/about_us.php>
|