«Мертвые души» вышли в свет уже после смерти А. С. Пушкина, но первые главы поэмы Н. В. Гоголь успел ему прочитать. Великий поэт, всегда смеявшийся при чтении Гоголя, на этот раз по мере чтения глав становился все мрачнее. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом, полным тоски: «Боже, как грустна наша Россия!».
Уже в законченном виде поэма навевала не только тоску, но и ужас. Пятеро помещиков, находящихся в центре повествования, сменяют один другого в определенной последовательности. Смену типов в таком порядке Гоголь объяснял тем, что правда о духовной, моральной и нравственной жизни целого класса таким образом раскрывается полнее.
Каждый помещик отличается резкой индивидуальностью, однако их отношение к крестьянам, полное цинизма, объединяет всех владельцев «крещеной собственности». Для них живые и мертвые души крестьян — это обыкновенный товар. О живых они говорят как о мертвых, а мертвых продают, что «пареную репу». Портретная галерея представлена прекраснодушным фантазером Маниловым, «дубинноголовой» Коробочкой, человеком «на все руки» Ноздревым, кулаком Собакевичем и скрягой Плюшкиным. Из этой пятерки несколько живее и деятельнее кажутся Ноздрев и Собакевич. О Ноздреве Гоголь пишет, что он из тех людей, что «начнут гладью, а кончат гадью». Он наделен феноменальной способностью врать без нужды, но вдохновенно, надувать в карты, меняться на что попало, устраивать «истории», покупать, что подвернется, и спускать все дотла. «Ноздрев, — иронически замечает Гоголь, — во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки». В Ноздреве видим своеобразную «широту натуры». Он с легким сердцем проигрывает в карты большие деньги, а обыграв на ярмарке какого-нибудь простака, готов тут же весь проигрыш пустить по ветру, накупить кучу ненужных вещей, подвернувшихся под руку.
Но это еще не все. Ноздрев — мастер «лить пули». Он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Пройдоха и скандалист, Ноздрев ведет себя всегда вызывающе, нагло, агрессивно. Ноздрев, по оценке Чичикова, — «человек-дрянь». Интересно, что поведение Ноздрева в обществе никого не шокирует. Его высокопоставленные партнеры по картам лишь внимательно следят, чтобы он не сплутовал. Правда, иная «комбинация» Ноздрева заканчивалась скандалом, а иногда он возвращался домой с одним бакенбардом. Но дружбы ни с кем он не лишался. Среди губернского начальства нет человека, который не был бы наслышан о «слабостях» Ноздрева. Но когда началась кутерьма в городе по поводу Чичикова, то обратились сначала к Ноздреву. Гоголь иронично замечает: «Странные эти господа чиновники… ведь очень хорошо знали, что Ноздрев лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице, а между тем именно прибегнули к нему». Они не могут без Ноздрева, как он не может без них.
Собакевич, в отличие от Ноздрева, хозяйственный человек. Его характер начинает раскрываться еще до встречи с ним. Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обратил внимание на большой деревянный дом с мезонином, «вроде тех, какие у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». Все у него было «упористо », без шаткости, в каком-то «крепком и неуклюжем порядке». Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Не только в доме его, а во всем поместье — до хозяйства последнего мужика — у него все прочно и крепко. По сравнению с другими помещиками, нерасчетливо обдиравшими своих крестьян, Собакевич выглядит положительным человеком. Однако Гоголь обращает наше внимание на окружающие вещи: огромный стол, пузатое ореховое бюро, тяжелые кресла, стулья, которые словно говорили: «и я тоже Собакевич!». Вещи, словно живые, обнаруживают «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а хозяин, в свою очередь, напоминает «средней величины медведя». Грубой, животной силищей веет от Собакевича, в голове которого не шевелилось ни одно дуновение человеческой мысли. Чичиков чувствует в Собакевиче опасного противника, он долго примерялся, как бы начать разговор о деле. Но Собакевич сам, неожиданно просто спросил: «Вам нужно мертвых душ?» После этого пошел прямой разговор двух мошенников, двух деловых людей. Убежденный крепостник, противник всего нового в жизни, Собакевич понимает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего можно извлечь выгоду. И Собакевич торгуется. Чичиков хорошо намаялся, пока договорился с Собакевичем.
Характеры Ноздрева и Собакевича являются открытием Гоголя. Никто до него не показал всю глубину их социально-психологической значимости. Сравнивая их с другими помещиками, мы убеждаемся, что активность Ноздрева и хозяйственная деятельность Собакевича являются просто пародией на действительность того времени. И мы соглашаемся с Гоголем, который писал, что «…у меня герои один пошлее другого».
|