Если бы А. С. Пушкин изобразил в своем романе «Евгений Онегин » только удивительные характеры Онегина и Татьяны, если бы он рассказал только об отношениях этих людей на протяжении всего романа, то и тогда роман был бы достоин бесконечного восхищения. Но величайшим достижением Пушкина является то, что он нашел и объяснил причину появления и развития в России таких людей. Причина эта — русское общество двадцатых годов XIX века.
Именно общество рождает, воспитывает, изменяет людей. В «Онегине» нашло наиболее полное отражение сословие, к которому принадлежал сам поэт, детьми которого были многие герои романа — дворянское сословие, «в котором выразился прогресс русского общества».
Жизнь светского человека до предела насыщена событиями. Он постоянно в действии, он всегда в обществе. И постепенно свет заменяет ему внутренний, духовный мир внешней суетой и блеском. Человек перестает быть самим собой, он умеет только «казаться». А для того чтобы казаться умным, обаятельным, обществу нужна самая малость: «легко мазурку танцевать и кланяться непринужденно».
Страшно подумать, что они и не живут в полном смысле этого слова, а создают видимость жизни. Как будто жизнь — большое представление в театре, а люди — актеры. Они не любят и не страдают, они играют влюбленных и страдающих. Только единицы понимают, что такая жизнь напрасна. Немногие, в которых «светская жизнь не убила чувств, а только охладила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям». И осознав это, не смогут больше вести светскую жизнь, не знают, как можно жить иначе, тоскуют и медленно умирают душой: «бездеятельность и пошлость жизни» душат их. Так появляется Онегин — внешне угрюмый, озлобленный. Но в душе живет поэзия, которую не сумел убить свет. Убегая от суеты и блеска, Онегин поселился в деревне, но и там столкнулся с обществом, ведущим такую же пустую жизнь, только более просто. Та же пустота, которую пытаются заполнить, правда, менее изысканными разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». «Онегину было дико в обществе Лариных, но образованность еще более, нежели светскость, была причиною этого». Пустота во внутреннем мире поместных дворян усугублялась их невежеством. И только в этом различие между балом в Петербурге и именинами в доме Лариных. Трудно представить себе, что в обществе Петушковых, Буяновых, Пустяковых могла появиться Татьяна — «редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы». Звучит парадоксально, но Татьяна несчастна отчасти и потому, что лучше, тоньше, умнее большинства окружающих ее людей.
Положение женщины в обществе — критерий, по которому можно судить, насколько общество развито, насколько оно прогрессивно. И если женщина не занимает в обществе никакого положения, если даже Татьяна — «…создание страстное, глубоко чувствующее », но «наглухо запертое в темной пустоте своего интеллектуального существования», если женщины, подобные ей, — «натуры гениальные» безжалостно убиваются бессознательным обществом, то ни о какой гуманности такого общества не может быть и речи. А ведь это сословие самое прогрессивное в России. Жизнь русского общества, которую так полно и выразительно описал Пушкин, оказывается невыносимой для лучших людей этого общества.
Эта жизнь прекрасна лишь для ничтожеств. Нетрудно понять, что общество, убивающее своих лучших представителей, обречено на гибель. Потому что лишь умные люди способствуют прогрессу, пустые и черствые — деградации.
Этот вывод подсказан Пушкиным. И сделать такой вывод можно, лишь ознакомившись детально и полно со всеми сторонами русской жизни того времени. Заслуга Пушкина в том, что, читая его роман, можно глубоко изучить русскую жизнь, энциклопедией которой является «Евгений Онегин».
|