Наталья Дубова
В марте 1997 года в подмосковном пансионате «Бор» состоялся первый Российский Интернет-форум
Во второй половине 90-х Сеть перестала восприниматься российскими пользователями исключительно как среда обмена электронной почтой. Число Web-сайтов в Рунете к 1997 году составляло не одну тысячу, около трех сотен провайдеров предоставляли коммерческий доступ в Internet, появились поисковые системы и каталоги русскоязычных информационных ресурсов. Сеть стала настолько значимым фактором для российского компьютерного сообщества, что назревала необходимость в мероприятии, которое позволило бы заинтересованным сторонам обсудить проблемы Рунета. В марте 1997 года в подмосковном пансионате «Бор» представители компьютерной отрасли, пользователи, государственные мужи и журналисты собрались на первый Российский Интернет-форум.
Председатель правления РОЦИТ Андрей Зотов рассказывает, что о необходимости подобного форума для России он впервые задумался, побывав в США на конференциях Эстер Дайсон, где его поразило то обстоятельство, что для западных участников, среди которых присутствовали первые лица компьютерного бизнеса, самой горячей темой был Internet.
К середине 1996 года началась активная работа по созданию общественной ассоциации — Регионального общественного центра Интернет-технологий (РОЦИТ) — и организации первого РИФа.
Ключевыми фигурами этого процесса стали, помимо Зотова, менеджер маркетинговых программ корпорации Intel Егор Яковлев и Анатолий Шкред, директор издательства «Открытые системы», которые были основными генераторами идей и принципов организации нового мероприятия. Технические проблемы подготовки форума решали штатные сотрудники РОЦИТа; очень много для успешного старта РИФа Антон Чижов, Кирилл Говор, Владимир Соркин. Значительную информационную и организационную поддержку форуму оказало издательство «Открытые системы».
Определяя формат форума, организаторы определили несколько принципов, которые остаются неизменными из года в год. Во-первых, мероприятие проводится обязательно вдали от столицы, чтобы участников ничто не отвлекало. Во-вторых, обеспечиваются комфортные условия проживания. В-третьих, форум имеет предельно напряженную программу, так чтобы загрузить каждого участника мероприятиями с утра до позднего вечера.
«На первом же РИФе выяснилось, что форум нужен всем, потому что он дает возможность соединить поставщиков Internet-услуг и тех, кто заинтересован в Internet и движется к нему в своем бизнесе и просто в своей повседневной жизни», — отмечает Зотов. Организаторы первого РИФа сразу получили поддержку со стороны представительств западных компаний, которые стремились позиционировать себя как ведущих игроков в области Internet, и крупных провайдеров.
Первый РИФ собрал 250 участников, но преобладали на нем западные фирмы.
«Первый форум выглядел как игра в одни ворота — пришли мощные западные игроки и рассказали нам, как все замечательно будет в Internet», — говорит Зотов. Ситуация изменилась уже через год. На РИФе-98 появилось много новых докладчиков из России. Помимо поставщиков услуг, которые выступали и на первом форуме, в конференции 1998 года активное участие приняли системные интеграторы, почувствовавшие перспективность Internet-бизнеса. На втором форуме впервые присутствовали представители российских регионов, хотя их тогда, впрочем, как и сейчас, было немного — участие в столичной конференции для многих из них остается дорогостоящим удовольствием.
Зотов признается, что тематика первых форумов определялась скорее из конъюнктурных соображений, преобладало желание заинтриговать и привлечь как можно больше участников. Название первого РИФа — «Использование Internet в корпоративных сетях» — не несло в себе большой смысловой нагрузки. Но на рубеже 1996-1997 годов слово «Internet» волновало умы, а «корпоративные сети» были предметом реальной нужды и заботы. На третьем и четвертом РИФах все уже было иначе, тематика отражала реальные тенденции Internet-рынка, которые обсуждались на ежемесячных семинарах РОЦИТа.
По мнению Зотова, на РИФах ближайших лет основным предметом обсуждения станет Internet как фактор выживания России в современном мире, поскольку, фактически проиграв развитым странам индустриальное соревнование, мы еще не потеряли шанс занять достойное место в сфере разработки высоких технологий для Internet.
|