Перспективы развития таможенного Союза
Экономические потрясения, возникающие в последние годы то в одной, то в другой стране на постсоветском пространстве, отсутствие сколько-нибудь ощутимых результатов в преодолении кризисных явлений вынуждают политиков все чаще обращаться к опыту совместного ведения хозяйства в условиях управляемой интеграции. Даже благополучные в экономическом отношении страны давно уже избрали для себя путь многоступенчатой интеграции, ведущей в конечном итоге, по замыслу ее инициаторов, к политическому сближению. Именно межгосударственным, экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
Мировой опыт свидетельствует, что таможенные союзы создают благо-приятные условия для развития торговли, производства, способствуют укре-плению не только экономических, но и политических связей государств, ко-торые объединены общими экономическими интересами. Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз. Именно образование в соответствии с Парижским (1951) и Римским (1957) договорами таможенного союза ЕЭС стало стартовой площадкой процесса европейской интеграции и началом создания единой Европы. Этот процесс не был гладким и лишенным проти-воречий, но политическая воля, стремление к поиску компромиссов, общие экономические цели обеспечили в конце концов успех. Это позволило дос-тичь поставленных перед таможенным союзом целей досрочно, к 1 июля 1968 г.
В данной работе мы попытаемся показать место таможенных союзов в мировой интеграции государств. Второй задачей является выделение конкретных призна-ков таможенного союза как явления современной мировой экономики. И, наконец, на заключительном этапе работы мы покажем перспективы создания таможенных союзов на примере сотрудничества России и Белоруссии.
В начале 90-х сразу после распада большого государства СССР среди интеллигенции бытовало мнение, что из экономического кризиса ставшие бывшими союзные республики могут выйти, только реализуя совместные экономические проекты. В качестве мотивации таких рассуждений приводилось наличие интегрированной экономической системы, сформированной за десятилетия нахождения в одной стране. Естественно это система нуждалось в реформировании, но многие экономисты были уверены в том, что ее ни в коем случае нельзя было разрушать.
В идеале такой вариант развития событий мог бы стать более быстрым и безболезненным путем. Одним из первых за это выступил президент Казахстана Н.Назарбаев. Но, к сожалению, это идея не была поддержана всеми руководителями республик. В то время большинству более правильным казалось отстранение от общего союза и самостоятельное развитие. Это, по их мнению, было единственно верным и быстрым прыжком в экономический рай. Но, на наш взгляд, это было ошибкой, с обратным эффектом и негативными результатами. И чем раньше республики постсоветского пространства откажутся от такого подхода, тем эффективнее будет реализованы поставленные экономические задачи, обеспечивающие экономической рост всех этих странах в целом.
Таможенный Союз стал не политической декларацией, а экономической необходимостью. Президент Дмитрий Медведев подписал закон «О ратификации договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза», принятый Госдумой 8 октября 2008 года и одобренный Советом Федерации 15 октября 2008 года. Таможенный Союз это шаг будущего единого экономического пространства и представляет собой форму торгово-экономической интеграции. Он предусматривает единую таможенную территорию, где в отношении взаимной торговли не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Предпосылки расширения этого союза возложены в основных правилах руководства этим органом.
Функциями высшего органа Таможенного Союза наделен межгосударственный совет ЕврАзЭС. Решения по вопросам его функционирования принимаются представителями стран-участников Союза, тогда как остальные имеют право совещательного голоса. Нас, бывших граждан СССР, всегда тяготили административные границы между бывшими братскими государствами, ставшими общим жизненным пространством для наших народов. По условиям Таможенного Союза, административные границы между государствами, подписавшими соглашение о вхождении в новую формацию, должны быть удалены.
В заключении можно отметить, что этот документ является историческим и значение его станет еще более весомым после включения в этот Союз не только стран Центральной Азии, но и потенциально Южного Кавказа. По нашему мнению, такой поворот событий может иметь место. Таможенный Союз - может стать также неким подготовительным этапом для безболезненного вхождения оставшихся стран СНГ во Всемирную Торговую Организацию.
Движение от зоны свободной торговли к Таможенному Союзу – показатель того, что политические элиты трех стран хорошо усвоили уроки 90-х, когда разрушение прежней системы единых хозяйственных связей определило целый комплекс вызовов и рисков, на преодоление которых потребовалось десятилетие поисков новых решений.
Фундаментом развития интеграционных процессов являются российско-казахстанские отношения. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев последовательно выступал за развитие совместных проектов на равноправной, взаимовыгодной основе, что, на мой взгляд, и является практическим воплощением евразийской идеи на качественно новом уровне.
ЕврАзЭС за последние годы вошел в десятку крупнейших интеграционных объединений, и для более четкого позиционирования по отношению к другим главным интеграционным структурам ему не хватало именно такого прорывного проекта, в котором четко просматривалось прагматичное распределение ролей между участниками, разветвленная структура, разработанная правовая база.
Одно из главных условий функционирования Таможенного Союза - равные условия для конкуренции. Именно эта позиция может стать привлекательной для развития интеграционных проектов в рамках ЕврАзЭС и для тех государств, которые в настоящий момент не являются членами этой организации или же не в полной мере готовы выйти на новый уровень взаимодействия.
Примечательно, что на недавней встрече в Астане была принята Стратегия экономического развития СНГ, в разработке которой приняли участие государства, которые прежде достаточно скептически относились к "встраиванию" в совместные интеграционные проекты. Четко обозначены наиболее перспективные сферы взаимовыгодного взаимодействия: энергетика, транспорт, продовольственная безопасность.
Планируется разработать и заключить новый договор о зоне свободной торговли, следовательно, расширить рынок сбыта, создать дополнительные рабочие места, повысить качество жизни граждан. Даже украинская стороны, которая традиционно скептически воспринимает любые интеграционные предложения со стороны ближайших партнеров, проявила глубокую заинтересованность в формировании этой стратегии.
Можно рассчитывать, что в ближайшей перспективе продолжится и расширение Таможенного Союза - Киргизия и Таджикистан, как мне кажется, потенциально к такому шагу готовы. Вопрос только в том, как на практике реализовать принципы разноуровневой и разноскоростной интеграции.
Для Азербайджана также важно участвовать во всех тех экономических структурах, которые в конечном итоге способствовали бы улучшению экономической ситуации в самой стране, а в стратегической перспективе - интеграции экономических отношений со странами СНГ. Например, нет препятствий для подключения Азербайджана к тем антикризисным мерам, которые были приняты в рамках ЕврАзЭС.
В перспективе, в случае реализации поставленных задач, ЕврАзЭС может стать эталоном интеграционного объединения на постсоветском пространстве, но что самое важное – организацией, определяющей развитие огромного региона, ставшей центром притяжения для ряда сопредельных государств Евразии.
Перед таможенными структурами стоят важнейшие задачи по борьбе с контрабандой, наркотиками и незаконным вывозом культурных ценностей. Результатом работы таможенных структур должна стать унификация таможенного законодательства. Еще более тесную интеграцию председателям таможенных служб предлагает генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота, который настаивает на скорейшем создании единого Таможенного союза. Преимущества союза очевидны: быстрое передвижение грузов через границы стран — участниц Евразийского экономического сообщества, единый таможенный тариф и ряд других льгот. Генеральный секретарь подчеркнул, что страны — участницы ЕврАзЭс готовы к созданию Таможенного союза: технология вступления отработана, готова и нормативно-правая база, осталось только определиться со сроками и принять соответствующее решение. Г. Рапота дал высокую оценку деятельности органов таможенных служб, отметив, что перед ними стоят три важнейшие задачи: совершенствование нормативно-правовой базы, обустройство внешних границ и создание пунктов таможенного пропуска, а также создание единого информационного ресурса. «Уверен, что устойчивые темпы экономического роста стран — участниц Евразийского экономического сообщества будут увязываться со вступлением в ВТО и другими интеграционными процессами. Главная задача — соединение экономик наших государств», — сказал он.
Отметим, что на очередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭс, которое состоится 23 июня 2006 г., будут рассматриваться вопросы создания Таможенного союза, а также согласовываться темпы и очередность принятия решений по его формированию. По мнению экспертов, это заседание станет решающим для развития и становления Сообщества. Сегодня на экспертном уровне разработана договорно-правовая база Таможенного союза из 12 соглашений, 16 еще предстоит принять. Планируется, что на заседании будет также рассмотрен вопрос вступления государств ЕврАзЭС во Всемирную торговую организацию. Напомним, что существует несколько вариантов. Один из них — создание Таможенного союза и вступление союзом в ВТО. Есть также позиция раздельного вступления: государство вступает в торговую организацию самостоятельно, но при этом согласовывает свои позиции со всеми, сведя при этом возможный «вред» к минимуму. В заседании Таможенных служб при Интеграционном комитете Сообщества приняли участие председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский, председатель Комитета таможенного контроля Минфина Казахстана Аскар Шакиров, директор Государственной таможенной инспекции при правительстве Кыргызстана Салайдин Айдаров, начальник Таможенного департамента Министерства по государственным доходам и сборам Таджикистана Аслам Акрамов и руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов.
При этом, на фоне разговоров о необходимости создания единого Таможенного пространства, начинают всплывать интересные цифры. Так, например, согласно данным таможенной статистики Республики Казахстан, наблюдается значительное снижение внешнеторгового оборота Казахстана с Российской Федерацией и Белоруссией. В частности, экспорт Казахстана в Россию по итогам I полугодия 2009 года сократился на 50% (в сравнении с аналогичным периодом 2008 года), составив 1,5 млрд. долларов США, в Белоруссию - на 74,1% (!), составив 26,1 млн. долларов.
Следует отметить, что основными статьями экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию, по которым наблюдается резкое снижение объемов, являются руды, шлак и зола, минеральное топливо, нефть и нефтепродукты, продукты неорганической химии и черные металлы. Основными статьями экспорта в Белоруссию, по которым наблюдается спад, являются черные металлы, цинк и подшипники роликовые и шариковые. Как видно, в основном, это либо сырье, либо продукция с низкой добавленной стоимостью, что в очередной раз подчеркивает отраслевую уязвимость Казахстана перед более сильными конкурентами.
В то же время у Казахстана наблюдается увеличение товарооборота с соседним Китаем, который уже сейчас составляет реальную геополитическую конкуренцию России. В перспективе нельзя исключать того, что Пекин предложит странам – участницам ШОС создать некий аналог единого экономического пространства в рамках этой организации, сдобрив данное предложение хорошей порцией кредитов и займов. Надо отметить, что Китай уже выделил ШОС 10 миллиардов долларов в качестве антикризисного фонда, что сравнялось с размером аналогичного антикризисного фонда, который раньше был создан в рамках ЕвразЭС. Пекин довольно деликатно ведет себя с соседними государствами Центральной Азии, используя принцип «мягкой силы».
Так что в целом перспективы Таможенного союза в значительной степени будут зависеть от модели поведения России, которой предстоит избежать искушения стать первой скрипкой в этом трио. По крайне мере, Москва все-таки пошла на уступки Астане и Минску в вопросе осуществления поставок энергетических ресурсов по внутренним ценам страны-производителя. На практике это означает, что Россия будет продавать своим партнерам нефть и газ по льготным ценам. Первоначально, Москва была против этого.
В целом трем государством до 1 января 2010 года, добираясь до Таможенного союза, предстоит преодолеть свою Сциллу и Харибду. Во-первых, пока неясно, как воспримут в Минске и Астане заявления первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова о том, что экономическое законодательство Казахстана и Белоруссии должно быть синхронизировано с российским законодательством, так как в России оно в большей степени совпадает с законодательством ЕС. Согласятся ли Казахстан и Беларусь значительно перекроить свое правовое поле по российским лекалам, или же этот процесс затянется?
Во-вторых, по предварительным планам, уже к июлю 2011 года у трех стран должна появиться общая таможенная граница. Сейчас, по официальным заявлениям, главы правительств согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. Но важным остается вопрос о механизме распределения таможенных сборов в справедливой пропорции между участниками Таможенного союза. Как показывает практика, распределение денег часто приводит к обидам и трениям. Частично этот риск может минимизировать хорошо прописанный Таможенный кодекс, проект которого должен быть доработан к ноябрю текущего года.
В целом движение вперед всегда лучше топтания на месте. Поэтому любую попытку создания Таможенного союза следует воспринимать как эксперимент и экзамен на зрелость, и понимать, что перспективы развития собственных государств невозможно рассматривать в отрыве от темпов развития всего постсоветского пространства.
В отличие от европейской модели формирования единого экономического и политического поля, наши страны уже имели опыт взаимодействия в рамках общего советского народно-хозяйственного комплекса. На его обломках должны расти не сорняки конфликтов, а плодоносящие деревья кооперации.
|