Тема: Представления восточных славян о воспитании
План:
1.
Общий взгляд
2.
Народная педагогика восточных славян
Литература:
1.
Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX в. М.,1987
2.
Зеньковский В.В. Педагогика. М.,1996
3.
Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.,1993
4.
Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке. Париж, 1960
5.
История воспитания и образования в России XVII века. Хрестоматия. М.,1992
6.
Йегер В. Пайдея. Воспитание античного грека. Пер. с нем. М.,1997
7.
Константинов Н.А. и др. История педагогики. М.,1981
8.
Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М.,1994
9.
Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России. М.,1998
10.
Ленин И.В. О воспитании и образовании. В 2т. М.,1980
11.
Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в древнем мире и средневековой России. Орехово-Зуево. 1992
12.
Хофман Ф. Мудрость воспитания. Педагогия. Педагогика. М.,1979
13.
Хрестоматия по истории Древнего Востока. М.,1980
14.
Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М.,1996
15.
Школа и педагогика в культуре Древней Руси. Ч.1. М.,1992
16.
Герцен А.И. Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М.,1990
17.
Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999
18.
Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М.,2000
19.
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М.,1998
20.
Зеньковский В.В. Педагогика. М.,1996
21.
Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.,1991
22.
Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.,1976
23.
Малькова З.А. школа и педагогика за рубежом. М.,1983
24.
Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М.,1985
25.
Очерки истории школы и педагогики древнего и средневекового Востока. М.,1988
1. Общий взгляд
До принятия христианства культура восточных славян имела многовековую историю. В их представлениях о природе проявились образность, фантазия, священные отношения с окружающим сонном богов и мифологических существ. Славяне не видели вокруг себя изначального зла, воспринимали мир как дар жизни во всей ее сложности. Едва ли не главным подходом в древних культуре и воспитании славян оказалось эстетизированное отношение к природе (Матушке-земле), которую следовало покорить и направить на пользу людям.
С VI в. в Среднем Поднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании произошли существенные перемены, которые были следствием серьезных социальных изменений. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.
У основных социальных групп – земледельцев, ремесленников, знати с дружинниками и языческих жрецов – подходы к воспитанию все более различались. Наряду с едиными традициями (инициации, к примеру) у соплеменников усиливаются различия в представлениях о воспитании в зависимости от общественной принадлежности. У рядовых общинников и ремесленников ведущим педагогическим идеалом оставалось воспитание в труде как высшая социальная и нравственная ценность. В ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества. Для знатной прослойки особую важность представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной; для жрецов – умственное воспитание и культовые знания, включавшие, в частности, владение пиктографической праписьменностью («черты» и «резы»).
Носителями подобных идеалов являлись персонажи эпоса и сказок. Они олицетворяли героев из воинской, крестьянской и ремесленной среды. Будучи образцами трудолюбия и профессионального умения, они были идеальными портретами вождей и воинов, мудрых старцев – хранителей языческих культов, которым подвластна «хитрая наука» общения с богами, перевоплощения в зверей, предсказания судеб.
Представления восточных славян о воспитании соответствовали общинно- родовому образу жизни, особенностям среды обитания. Из-за отсутствия естественных границ проживания (в виде морей, горных массивов), из-за частных набегов кочевых племен, при довольно суровом климате сформировался особый уклад оседлого общинно-семейного сельскохозяйственного труда и совместной обороны. Основной ячейкой общества была семья, куда входило несколько поколений родственников. Семьи объединялись в общины, общины – в племя. Сохранение племени являлось главным смыслом жизни. Отдельный человек мог выжить только в составе семьи, общины и племени. Людей объединяла круговая порука. Уклад жизни определил особенности воспитания детей и подростков, нравственные ценности, в передаче которых от поколения к поколению состояла сущность воспитания.
В семье старшие учили младших, что наиболее достойное занятие – повседневный труд земледельца и что первейшая обязанность человека – охрана этого труда. С молоком матери, с первых осознанных поступков впитывались идея жертвенности во имя сохранения жизни сородичей. Таким образом, посредством воспитания закреплялись отношения внутри общины, каждый член которой приучался подчиняться отцу главе рода, общины, племени, брать на себя ответственность за соблюдение общих интересов. Идея такого подчинения и одновременно отеческого покровительства и защиты со стороны соплеменников сделалась естественной сутью духовного развития и воспитания.
Восточные славяне отличались определенным характером поведения, мироощущением, сложившимся под влиянием образа жизни и воспитания. По свидетельству византийских и других источников (VI в.), «славам» были присущи вера в высшее божества и магию, добронравие, воинское умение. Говорилось также о таких качествах славян, как свободолюбие, физическая крепость и закалка (легко переносят жар, холод, дождь, наготу, нехватку в пище
). Жизнеутверждающий настрой героев древних былин прекрасно передает характерную склонность славян к юмору и смеху.
У восточных славян сложились важные общие подходы к воспитанию, представления о добре и зле, правде и лжи, силе и слабости и т.д. Идеалом были отважные, добрые и сильные герои мифов, сказок и преданий. Воспитание рассматривалось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» (3-6-летнее дитя), «чадо» (7-12-летней ребенок), «отрок» (12-15 лет).
2. Народная педагогика восточных славян
Как и у других племен, у славян в древности воспитание осуществлялось спонтанно, в виде рефлексии на необходимость кормить, оберегать, растить детей. Постепенно формировались простейшие педагогические представления. Особое место в воспитании отводилось матери, которая опекала детей до 3-4-летнего возраста. Под присмотром матери дети помогали старшим, выполняли посильную работу. Ее роль признавалась важнейшей в воспитании. «Какова матка, таковы и детки», - гласит древняя поговорка. Участие матери в воспитании расценивалось как крайне важное. Вот отчего вступавшего во взрослую жизнь человека называли «матерым», т.е. воспитанным матерью. Подобное отношение к женщине идет от времен матриархата. Позже в патриархальной семье на главные роли воспитателей выходят мужчины. Перемена отразилась, например, в слове «возмужалый», относившемся к юноше, завершившему воспитание и готовому к самостоятельной жизни.
Отголоском архаических общинных времен был обычай отдавать детей до 7-8-летнего возраста в другую семью, который именовался кормильством
или кумовством
. «Кум да кум наставляют на ум», - говорит об этом обычае древняя поговорка. Такой воспитательный обычай отражал намерения поддержать целостность рода.
До 7 лет все дети находились под опекой матерей. Затем девочки оставались под присмотром женщин, приучаясь к домашнему хозяйству, а мальчики оказывались под опекой мужчин. У рядовых общинников они помогали в земледельческих работах, овладевали ремеслом, у дружинников учились ратному искусству; а с 12-летнего возраста жили в особых домах – гридницах,
где осваивали воинское дело.
В дохристианской Руси педагогические воззрения тесно увязывались с языческими анимистическими природными представлениями и культом предков. Восточные славяне поклонялись Богам солнца, грома и молнии, ветра, матери Земле - сырой, отождествляли себя с внуками Бога солнца (Даждь Бог
). Природа виделась населенной множеством духов, многих из которых следовало опасаться (лешие, водяные). С малолетства учили почитать умерших предков – рода
(или щура
) и рожениц
. С ослаблением родовых связей их место занял покровитель семьи - дедушка домовой.
В воспитание причудливо вплетались заговоры, заклинания, магия. Вот как, например, творила заговор над ребенком мать, желая, чтобы тот вырос счастливым и здоровым. Взяв чашу для воды, свечу и платок, она удалялась с младенцем в лес, где произносила следующие слова:
«Умываю я своего дитятко в чистое личко, утираю платом венчальным его уста сахарные, очи ясные, чело думное, ланиты красные, освещаю свечею обручальною его осанку соболиную…, его лицо молодецкое, его поступь борзую. Будь ты, мое дитятко ненаглядное, светлее солнышка, милее вешнего дня, светлее ключевой воды, белее ярого воска, крепче камня горючего…»
Воспитание рассматривалось как включение в определенные виды деятельности. Особая роль придавалась издревле сложившимся ритуалам. Воспитание было нацелено на передачу опыта от старших к младшим, сохранение жизненного уклада. Главными нормами воспитания были традиции и обычаи. Через них передавались конкретные примеры поступков, воспитывались общественно важные и полезные качества: трудолюбие, честность, исполнительность и пр. Особое место отводилось в воспитании различным обрядам, которые хранили определенные знания и советы для жизни, труда поведения. Например, зоофические пляски отражали представления о навыках охоты, повадках животных.
Здравый опыт трудового и нравственного воспитания сосредоточивался в пословицах, поговорках, где формулировались важные истины, наставления, поучения, пожелания, касавшиеся жизненных принципов, хлебопашества, бортничества: «Держись за соху: она кормилица», «Не трогай пчелы – будешь плакать»; «Работа да руки – надежные в людях поруки»; «Добро творить – себя веселить» и т.д. Хранилищем представлений о воспитании была также аграрно-календарная поэзия (пастушеские, ритуально-сезонные песни и пр.). До наших дней дошла, например, игровая песня-хоровод «А мы просо сеяли», где по сути кратко описана распространенная у восточных славян подсечная система земледелия. Народная педагогика вводила подраставшее поколение в мир природы, передавала вековые приметы, помогала избежать неурожая, спастись от природных стихий: «Месяц красен- дождю», «Во время дождя – подальше от дуба»; «Кукушка закуковала – пора лен сеять»; «Овес сей, когда береза распускается» и пр. Заметное место в устном народном творчестве занимала тема учения, которому предалось значение залога благополучия и счастливой жизни: «Ученье свет, а неученье-тьма», «Красна птица пером, а человек ученьем», «Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает» и т.д.
Вопросы и задания.
1. В каких условиях возникли и развивались примитивные воспитание и педагогическое мышление?
2. Какими были особенности воспитании в первобытном обществе?
3. Как и почему менялись нормы и содержание воспитания в первобытном обществе?
4. Какими были представления о воспитании в Месопотамии и Египте?
5. Расскажите о «Домах табличек» в Шумере и школах писцов в Египте.
6. Объясните отличия и сходство индуистского и буддийского воспитания и образования.
7. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей?
8. Какие основные этапы развития воспитания и образования известны вам в истории цивилизаций античного Средиземноморья?
9. Определите общее и особенное в идеалах и практике воспитание и обучение в Спарте и Афинах.
|