Д О К Л А Д
по истории России
на тему «Сталинградская битва».
Выполнили ученицы 10 «б» класса А.Столярова, А.Антонова, Т.Мазуренко.
Битва на Волге занимает особое место не только в истории Великой Отечественной войны советского народа, но и в истории второй мировой войны, которая оставила неизгладимый след в памяти народов, особенно тех, кто на себе испытал ее истребительную и разрушительную силу и чья земля стала ареной жестоких сражений.
Глубочайшее влияние войны на последующий ход мирового развития определяется, во-первых, участием в нем Советского Союза, его решающей ролью в завоевании победы над германским фашизмом, во-вторых, теми последствиями, которые логически вытекали из политических целеей Советского Союза в навязанной ему войне.
На совещании политических и военных руководителей германского рейха, состоявшемся 13 марта 1941 года, Гитлер заявил: « Наши задачи в отношении России – разгромить её вооруженные силы, уничтожить государство. Уничтожающий приговор большевизму не означает социального преступления. Речь идет о борьбе на уничтожение. Мы ведем войну не для того, чтобы законсервировать своего противника.
Будущая картина политической карты России: Северная Россия отойдет к Финляндии; протектораты в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии».
Агрессия фашистской Германии являлась военно-политической акцией, давно задуманной и заблаговременно подгтовленной в стратегическом и экономическом отношении.
«План Барбаросса» – план войны против СССР – обеспечивался мощной экономикой всей Западной Европы.
Немецкое командование было убеждено в том, что эта задача вполне достижима. Успехи первых месяцев войны после вероломного нападения на Советский Союз вскружили головы фашистским стратегам. Используя отмобилизованность фашистского вермахта, покорившего Западную Европу, немецкая армия оккупировала значительную часть советской территории. Но это продвижение немецких армий не имело ничего общего с характером войны на Западе. Советская Армия отступала, нанося врагу тяжелейшие потери, заставляя его истекать кровью.
Под Москвой гитлеровский вермахт впервые понес самое сокрушительное поражение, был остановлен, а затем отброшен на сотни километров на запад от советской столицы. Гитлеровский блицкриг потерпел крах.
Однако немецкая армия, питаемая военной промышленностью оккупированной Европы, оставалась мощнейшей военной силой, какую знала история вооруженных сил капиталистических стран. Оправившись от поражения под Москвой, вермахт начал новое мощное наступление на другом стратегическом направлении. Это наступление, отмеченное жесточайшими сражениями, с переменным успехом длилось до зимы 1942-1943 гг. и переросло в величайшее сражение на Волге. Там, на берегах русской реки, в Сталинграде вермахту было нанесено такое сокрушительное поражение, которое положило начало не только изгнанию врача с временно оккупированной им территории Советского Союза, но также полному и окончательному разгрому германского фашизма, завершившемуся безоговорочной капитуляцией гитлеровской Германии.
Здесь, на этой земле, они повернули ход судьбы, заставили её идти от мрака к свету, от порабощения к свободе, от смерти к жизни.
Важнейшим результатом Сталинградской битвы явился переход стратегической инициативы к Советскому Верховному Главнокомандованию, к Советской Армии. Этот переход, закрепленный летом 1943 года в битве на Курской дуге, означал, что в дальнейшем характер и ход военных действий – и не только на советско-германском фронте будет определяться Советской армией и её стратегическим руководством, что и имело место до полного окончания войны.
В январе 1942 года в беседе с японским послом Осима Гитлер заявил, что важнейшим направлением наступления немецких войск летом этого года будет направление на Кавказ. «Нужно выйти к нефти…Конечно, кроме того, я позабочусь о том, чтобы уничтожить Москву и Ленинград». Эти цели были конкретизированы в декрете Гитлера N 41 от 5 апреля 1942 года, в котором немецко-фашистским войскам ставились задачи: «снова овладеть инициативой» и, сохраняя положение на центральном направлении, на севере взять Ленинград, а на южном фланге осуществить прорыв на Кавказ. Так как сил для одновременного решения этих задач явно недоставало, то было предписано в первую очередь имеющиеся в распоряжении силы, сосредоточить для проведения главной операции на южном крыле с целью уничтожения советских войск западнее Дона и захвата нефтеносных районов Кавказа. В отношении Сталинграда в дерективе было указано, что «в любом случае необходимо попытаться достигнуть Сталинграда или, по крайней мере подвергнуть его воздействию тяжелого оружия с тем, чтобы он потерял свое значение как центр военной промышленности и узел коммуникаций».
Однако события развивались не так, как намечало немецкое командование. В результате активных действий советских войск ряд задач, поставленных перед вооруженными силами фашистского блока – а на южном крыле дей ствовали также венгерская, румынская, итальянская армии, - не были решены. Упорное сопротивление. Оказанное Советской Армией на Воронежском направлении, в большой излучине Дона и в районе Сталинграда, привело к тому, что Сталинградское направление из вспомогательного переросло в главное. Здесь потерпели полный крах и немецкий план летней кампании, и план дальнейшего ведения войны против Советского Союза.
Разгром сил фашистского блока под сталинградом имел важнейшее значение и втом отношении, что вызвал глубокий военно-политический кризис в фашистском лагере. Италия, Румыния, Венгрия оказались перед серьезными трудностями, связанными с огромными потерями на фронте, падением боеспособности войск и нарастанием недовольства широких народных масс. Так, например, требование Гитлера о направлении на фронт новых контингентов румынских войск Антонеску ответил, что боеспособность дивизии такова, что если их «в таком состоянии отправить на фронт, то мы скорее увеличим ничем неоправданные потери, чем будем способствовать улучшению положения на фронте».
Правительства сателлитов Германии стали усиленно искать пути выхода из фашистской коалиции и вести зондаж относительно заключения сепаратного мира с Англией и США.
Япония и Турция, стоявшие на грани вступления в войну против Советского Союза, сочли более благоразумным воздержаться от этого шага.
Как отмечает Маршал Советского Союза А.М.Василевский, «именно Сталинградская победа предопределила начало распада фашистского блока, увеличила размах освободительного движения в странах, подпавших под ярмо нацистской оккупации, и воочию показала, что на страже социализма не только правда, но и жизненная сила, что фашизм обречен на неминуемую гибель».
Сталинградская битва велась в течение шести с половиной месяцев, а если считать от дня перехода советских войск в контрнаступление, то непосредственно в районе Сталинграда боевые дествия продолжались два с половиной месяца.
К началу перехода советских войск в контрнаступление, 19 ноября 1942 года, соотношение сил сторон было следующим:
Советские войска Немецкие войска
(с учетом армий сателлитов)
Люди 1000500 1011500
Танки 894 675
Орудия и
Минометы 13541 10290
Самолеты 1115 1216
Приведенные выше данные свидетельствуют, что Советская Армия блестяще осуществила прорыв обороны противника и окружение 330-тысячной армии Паулюса, не имея превосходства в силах. Такое положение было в ряде других операций.
Победу одержало советское военное искусство, высокое военное мастерство советских воинов, офицеров, генералов, и не случайно эти качества отмечали многие политические и военные деятели, в том числе У.Черчилль, Ф.Рузвельт, Д.Эйзенхауэр, Ш. де Голль и др. В частности, У.Черчилль, далеко не щедрый на похвалы, подчеркивал, что кроме Советской Армии, не было такой силы, которая могла бы переломить хребет гитлеровской военной машины, что эта машина была сломлена превосходством русской доблести, советского военного искусства и прекрасным руководством советских генералов.
«Общие потери вражеских войск в районе Дона, Волги, Сталиграда, - пишет Г.К. Жуков, - составили около полутора миллионов человек, до трех с половиной тысяч танков и штурмовых орудий, 12000 –орудий и минометов, до трех тысяч самолетов и большое количество другой техники. Такие потери сил и средств катастрофически отразились на общей стратегической обстановке и до основания потрясли всю военную машину гитлеровской Германии».
В итоге были разгромлены две немецкие, одна румынская и одна итальянская армии.
|