Доклад
на тему:
Евросоюз и Россия: современные направления экономического взаимодействия.
Начиная с 2003 года, экономические отношения между ЕС и Россией регулируются Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Реализация СПС является основой развития взаимоотношений между ЕС и Россией. Направленность СПС на далеко идущую либерализацию, предусматривающую в конечном итоге создание зоны свободной торговли, отражает то значение, которое придает каждая из сторон двусторонним экономическим связям. В соответствии с условиями СПС, Россия пользуется гораздо более благоприятным режимом в торговле с ЕС, чем с другими своими основными торговыми партнерами (режим наиболее благоприятствуемой нации), отсутствуют какие-либо количественные ограничения, за исключением некоторой продукции сталелитейной промышленности (что составляет лишь 4% двусторонней торговли). В настоящее время ЕС и Россия работают над завершением создания в рамках СПС эффективного механизма разрешения споров. Это позволит улучшить предсказуемость и повысит прозрачность торговых отношений и, при необходимости, позволит решить ряд длительных торговых споров.
С момента возникновения в России экономики с элементами рыночных механизмов, торговые потоки постоянно растут. В результате кризиса в 2004 году объем двусторонней торговли сократился, однако позиции были восстановлены в течение 2006–2008 годов в результате выздоровления российской экономики. Европейский Союз является основным торговым партнером России. На ЕС приходится 54% российского импорта и 39% российского экспорта. После расширения Европейского Союза экспорт России в ЕС составит более 50% всего ее экспорта. Доля России во внешней торговле ЕС также значительна. В 2008 году Россия была пятым торговым партнером ЕС после США, Швейцарии, Японии, Китая.
Структура двустороннего товарооборота отражает сравнительные экономические преимущества той и другой стороны: горючее и сырье составляют основу российского экспорта, в то время как импорт из ЕС – это капитал и готовая промышленная продукция и товары широкого потребления. В настоящее время поставки из России покрывают 20% всех нужд ЕС в импортном топливе. Имеется огромный потенциал для роста торговли услугами. Безусловно, в будущем значение этого динамичного сектора в торговых отношениях будет возрастать. Восстановление российской экономики с 2006 года привело к росту импорта из ЕС, который в настоящее время достиг уровня, превышающего уровень торговли до 2004 года.
Зачем новый формат взаимодействия?
Торгово-экономическое сотрудничество России с ЕС развивается на достаточно либеральной договорной базе. СПС во многом воспроизводит соответствующие положения ВТО. Однако возможности и инструменты СПС используются сторонами явно недостаточно, более того, реальное взаимодействие осуществляется в основном по другим каналам.
Принятая на Римском саммите Россия-ЕС в 2003 г. Концепция Общего экономического пространства в стратегической перспективе предусматривает создание интегрированного рынка Россия – ЕС, в рамках которого будут реализованы четыре «свободы»: торговли товарами и услугами, движения капиталов и рабочей силы.
Эта задача конкретизирована в «Дорожной карте» Общего экономического пространства (ДК ОЭП), принятой на Московском саммите Россия-ЕС в 2005 г. Для реализации целей и задач ДК ОЭП стороны в 2005 – 2007 гг. учредили Диалоги в области транспорта, охраны прав интеллектуальной собственности, телекоммуникаций и информационного общества, промышленной политики, технического регулирования и стандартизации, сельского хозяйства, государственных закупок, макроэкономики и финансовой политики, экологии, регионального сотрудничества, инвестиционной политики, космоса, также был создан механизм раннего предупреждения об изменениях в режиме торговли. Сотрудничество в энергетической сфере осуществляется в рамках Энергодиалога, созданного еще в 2000 г., для взаимодействия таможенных структур активно используется соответствующий подкомитет Комитета сотрудничества Россия-ЕС.
Сформированные в рамках ДК ОЭП отраслевые диалоги нацелены на усиление сотрудничества в приоритетных для сторон областях, гармонизацию законодательной базы и систем регулирования, а также упрощение административных и таможенных процедур.
В существующем виде Диалоги не являются инструментом для выработки политических решений. Экспертные встречи в рамках отраслевых диалогов проходят в формате обмена информацией, уточнения позиций сторон, принятия рекомендаций.
Необходимо модернизировать механизм сотрудничества, что должно найти свое отражение в новом соглашении о партнерстве..
До формирования новой договорной базы стороны по-прежнему должны придерживаться прагматического курса, направленного на решение, шаг за шагом, отдельных конкретных и важных проблем в секторах, упомянутых в ДК ОЭП. В частности, могут быть достигнуты положительные результаты в вопросах, касающихся упрощения административных и таможенных процедур, гармонизации стандартов и правил сертификации, сближения законодательства в других областях, оказывающих влияние на конкурентоспособность экономик России и ЕС (например, в сферах научных исследований и разработок, космоса, охраны окружающей среды и др.).
Взгляд на точки соприкосновения
Возможности экономического партнерства России и ЕС лежат, прежде всего, в областях, где интересы сторон схожи. Это развитие инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной), научно-техническое сотрудничество. Укрепление кооперации в этих сферах будет способствовать улучшению и оздоровлению рамочных условий других видов экономической деятельности.
Мы, кроме того, видим свои естественные конкурентные преимущества в следующих областях:
- глубокая переработка всех видов сырья (нефтепереработка, газохимия, металлургия, древесина, текстиль) для собственных потребностей и снабжения мировой промышленности;
- аэрокосмическая промышленность и судостроение;
- некоторые отрасли машиностроения (энергетическое и транспортное машиностроение, нефтегазовое и горно-металлургическое оборудование);
- развитие ряда новых наукоемких производств, связанных с нанотехнологиями, биотехнологиями, электроникой и информационными технологиями;
- транзитные услуги в рамках транспортных коридоров Запад-Восток и Север-Юг;
- промышленные услуги в энергетическом секторе.
Отраслевая структура европейских инвестиций в российскую экономику позволяет выделить наиболее привлекательные для ЕС сектора. Это добыча сырья, электроэнергетика, обрабатывающая промышленность, операции с недвижимостью, оптовая и розничная торговля, пищевая промышленность, телекоммуникации, транспортная отрасль.
Вложение финансовых, технологических ресурсов, применение современных методов управления для модернизации производства в России позволяет получить высокую отдачу для европейских инвесторов. Россия получает в обмен современные эффективно действующие предприятия, решая внутренние задачи по формированию новой модели экономики.
По такой схеме происходит взаимодействие в энергетическом и транспортном машиностроении, в сфере телекоммуникаций, автомобильной промышленности, транспортной инфраструктуры, внедрении современных технологий защиты окружающей среды.
Одним из примеров мотивированного и взаимовыгодного сотрудничества России и Евросоюза является повышение энергоэффективности экономик России и ЕС. Евросоюз объективно заинтересован в снижении энергоемкости нашей экономики – поскольку за счет высвобожденных углеводородных ресурсов могут быть компенсированы возрастающие потребности Европы. В условиях крайне медленного роста добычи нефти и газа, интерес России к снижению энергозатратности национальной экономики очевиден.
Россия и Евросоюз договорились начать работу по реализации мероприятий Совместной инициативы по энергоэффективности Россия-ЕС, включающей в себя проекты:
- по сближению законодательства и нормативно-правовой базы в области энергоэффективности, теплоснабжению и возобновляемым источникам энергии;
- по сотрудничеству на региональном уровне, укреплению программ партнерства между центрами энергоэффективности на местном и региональном уровнях в России и ЕС;
- по сотрудничеству в привлечении инвестиций в проекты энергоэффективности,
- по содействию использования механизмов Киотского протокола для повышения уровня энергоэффективности,
- по содействию обмену информацией и развитию пилотных проектов по возобновляемой энергетике и энергоэффективности,
- по утилизации попутного нефтяного газа.
Следует отметить, что проекты по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии используют последние научные разработки в энергетическом машиностроении и с полным правом могут быть отнесены к высокотехнологичным.
Россия и ЕС разворачивают сотрудничество в научной сфере. В перспективе Россия может получить статус ассоциированного члена VII рамочной программы ЕС по исследованиям и технологическому развитию (РП-7). Это даст возможность развернуть совместные проекты в научной и технологической сферах по актуальной для России и ЕС тематике.
Можно заметить, что российские и европейские подходы к сотрудничеству, в том числе и в высокотехнологичных отраслях, весьма прагматичны. При отсутствии экономической выгоды совместные проекты невозможны.
Таким образом, на фоне обострения борьбы на глобальном рынке объективно возрастает взаимная потребность России и ЕС в повышении конкурентоспособности экономик на основе прагматичного и эффективного использования конкурентных преимуществ друг друга и структурной взаимодополняемости хозяйств.
Вместе с тем, динамичному развитию сотрудничества России и ЕС мешает излишняя политизированность подходов наших партнеров к вопросам экономической интеграции и недальновидность некоторых стран – новых членов Евросоюза, стремящихся внести в повестку дня будущего договора Россия-Евросоюз свои собственные проблемы текущего характера.
Интеграционные процессы имеют и свои ограничители, прежде всего, в сфере защиты национальных интересов и стратегических отраслей экономики. Это общемировой вектор. Как в Российской Федерации, так и в странах ЕС в стадии разработки или обсуждения находятся законы, направленные на усиление контроля за осуществлением иностранных инвестиций. Мы признаем, что суверенным правом любого государства является выбор цели своего экономического развития и механизмов их достижения,однако такие механизмы не должны применяться в ущерб международным обязательствам сторон. Ограничения должны приниматься в узком ряде случаев, в первую очередь связанных с защитой национальной безопасности. При этом главными принципами проводимой политики должны быть транспарентность, предсказуемость и отсутствие дискриминации.
|