В прежние времена вопросы веры были вопросами жизни и смерти. Из-за них разгорались войны, люди умирали и убивали. Сейчас все изменилось. Мало кого беспокоит, что Гроб Господень, за который много веков христиане сражались с неверными, сегодня по-прежнему принадлежит мусульманам, вернее, мусульманину по имени Важе Мусейд. Ведь крестоносцам так и не удалось отвоевать Гроб Господень у турок, и в XII веке султан Саладин, тот самый, против которого так долго и упорно воевал Ричард Львиное Сердце, вручил ключи от храма предкам Мусейда. Между прочим, в Средние века, в те редкие моменты, когда битвы вокруг Гроба Господня ненадолго стихали, неверные довольно спокойно пускали к себе христианских паломников.
Храм Гроба Господня был заложен в IV веке византийским императором Константином после того, как его мать императрица Елена нашла крест, на котором был распят Христос. Никому не пришло в голову усомниться, что Гроб Господень необходимо отвоевать у неверных. Конечно, крестовые походы приносили немалые богатства их участникам и организаторам, но, видимо, это был тот редкий случай, когда корыстные цели совпадали с фундаментальными ценностями.
Никто и не усомнился в том, что Константин правильно указал место распятия. В те времена вера не оставляла место сомнению. Это сейчас у скептиков возникает очень много вопросов. Почему обрамленная серебром выбоина, в которой стоял крест, достигает всего 20 см в глубину? Как могло удержаться в ней тяжелое распятие? Почему расселина, сквозь которую по легенде стекла кровь Иисуса на череп Адама и смыла первородный грех, заканчивается где-то посередине скалы? Как могли на столь маленькой скале уместиться три креста? Археологи из-за всех этих загадок роют землю в переносном смысле, поскольку в прямом смысле по негласным законам на Святой Земле им копать не разрешают.
Попытка пересмотреть подлинность Гроба Господня была предпринята не атеистами, которым до этого нет никакого дела, а самими христианами. В XIX веке английский протестант генерал Чарльз Гордон решил добиться справедливости и уравновесить католиков и своих единоверцев. Однажды, сидя в гостях у своего друга, он выглянул в окно и увидел гору, которую при желании можно было бы назвать горой в форме черепа. "Голгофа", - решил генерал. Ведь Голгофа - это лобное место, что значит "череп". Гордон принялся рьяно доказывать, что нашел настоящую Голгофу. Доводы генерал приводил такие: казнь должна была совершаться за пределами городских стен, Голгофа должна иметь форму черепа, а рядом проходить большая дорога. Все это верно. Но где именно находились городские стены Иерусалима в римский период, определить трудно. Насчет черепа судите сами, а насчет дороги - так в то время дорог уже было больше, чем достаточно.
Наша съемочная группа направилась в пещеру, где могло бы находиться альтернативное место захоронения Христа. Паломников здесь мы не заметили. Эта гробница - одна из многочисленных достопримечательностей Израиля, а не одно из святых мест. Гробницу, найденную Гордоном, в отличие от Гроба Господня снимать никто не запрещает. Этот факт, впрочем, никак не может быть ни доказательством, ни опровержением ее подлинности. На стене мы видим древний крест, но первые христиане во времена гонений часто изображали кресты на стенах пещер, а их потомки вполне могли следовать их примеру. Так что и крест не может служить подтверждением идей Гордона.
Съемочная группа покинула пещеру, пристально осмотрела город. То, что человеку с воображением представляется глазницами черепа, противники Гордоновской гробницы считают колодцами, причем колодцами, вырытыми гораздо позже новозаветного времени. Между прочим, гробница эта была обнаружена почти за 20 лет до открытия Гордона в 1867 г., когда некий грек, владелец городской помойки, рыл именно колодец, а обнаружил не воду, а груду костей. Археологи, осмотрев эту груду, глубокомысленно заявили, что грек наткнулся на массовые захоронения. Но для нас осталось не вполне понятным, какая связь между массовым захоронением и захоронением того единственного, из-за которого ведутся эти споры. Мы решили воздержаться от самостоятельных выводов о том, где же на самом деле находятся Голгофа и Гроб Господень. А те, для кого этот вопрос по-настоящему важен, наверняка давно решили его для себя сами.
|