Содержание
Введение. 3
1. Макроэкономическая динамика. 4
2. Длинные волны Кондратьева. 7
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Биография великого русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева хорошо известна. Родился в 1892 году в семье крестьянина, закончил юридический факультет Петербургского университета. В 1917 году короткое время был заместителем министра продовольствия в правительстве А. Керенского, а после октября работал сначала в Сельскохозяйственной академии в Москве, а затем создал и возглавлял до 1928 года Конъюнктурный институт.
Кондратьев участвовал в работе над составлением первого пятилетнего плана, хотя и считал, что планы должны носить скорее качественный, чем количественный характер. Он был против форсирования индустриализации за счет перекачки средств из сельского хозяйства. Верил в возможность широкой кооперации сельского хозяйства без уничтожения самостоятельных семейных хозяйств. В 1930 году был арестован и осужден по обвинению в создании не существовавшей на самом деле «трудовой крестьянской партии», которая якобы боролась против коллективизации в СССР.
Главный элемент творческого наследия Кондратьева - это, по общему мнению, его теория длинных волн. В том или ином контексте она находится в центре внимания многих ведущих экономистов современности.
Цель данной работы – рассмотреть теорию длинных волн Н.Д. Кондратьева.
Задачи:
1. Раскрыть теорию макроэкономической динамики.
2. Рассмотреть длинные волны Кондратьева.
Теория экономической динамики,
определяет движение народного хозяйства, причины колебаний экономической активности и степень изменения совокупности показателей, характеризующих равновесное развитие экономики, образующих экономическую конъюнктуру. Среда цикла до сих пор является одной из самых спорных проблем. Исследователей, занимающихся изучением конъюктурной динамики, условно можно разделить на тех, кто признает существования периодически повторяющихся циклов и на тех, кто стоит на детерминистских позициях и утверждает, что экономические циклы проявляются со скоростью приливов и отливов. Представители первого направления,
к которым принадлежат авторитетные ученые современной западной неолассической школы, считают, что циклы являются следствием случайных действий (импульсов или шоков) на экономическую систему и вызывает циклическую модель отклика [1]
.
Цикличность - это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционирования различных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность - важнейший фактор экономической Динамики, один из детерминантов макроэкономического равновесия.
Наиболее характерная черта цикличности - движение - происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность - форма прогрессивного развития.
Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как в историческом, так и в региональном аспектах.
Цикличность - это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабах как минимум национальной экономики к другому. Фактически это один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения ее отраслевой структуры. Одновременно цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на национальное хозяйство и мировое хозяйство в целом [2]
.
Известно несколько типов экономических циклов, которые иногда называют «волнами». Их трудно выделить из-за множественности их показателей, из-за временной размытости границ между ними.
Так называемые «длинные волны» (циклы) имеют протяженность в 40-60 лет. Разработка теории длинных волн была начата в 1847 г., когда англичанин X. Кларк обратил внимание на 54-летний разрыв между кризисами 1793 и 1847 гг. Он предположил, что это не случайно, что разрыв был объективно обусловлен.
Существенный вклад в развитие теории длинных волн внес его соотечественник В. Джевонса, который впервые привлек статистику колебаний цен для объяснения нового для науки явления [3]
.
Значительный вклад в теорию цикличности внес К. Маркс. Он все внимание уделил изучению коротких волн, получивших в экономической литературе наименование «периодических циклов», или «периодических кризисов перепроизводства». Каждый цикл, по Марксу, состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем, - что полностью согласуется с теорией цикличности.
Проблема цикличности интересовала философов на протяжении многих сотен лет. Экономисты же обратили на нее внимание сравнительно недавно, в начале XIX в.
Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять этой проблеме пристальное внимание. Он выделял четыре цикла, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем.
Кризис проявляется, прежде всего, в перепроизводстве товаров, возмещении кредитов и повышении ссудного процента. Это ведет к снижению прибылей и падению производства, росту банковских задолженностей, банковским крахам и банкротствам предприятий [4]
.
После кризиса наступает депрессия. Производство уже не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно рассасываются, но торговля идет вяло. Ставка ссудного процента падает до минимума. Однако постепенно в народном хозяйстве появляются «точки роста» и происходит переход к оживлению. Предприятия, приспособившиеся к новым условиям рынка, увеличивают выпуск товаров, осуществляют новое промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка ссудного процента и заработной платы, начинается фаза подъема. Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растут занятость, товарный спрос, уровень цен и норма ссудного процента. Но постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл. До 50-х годов XX в. во время кризисов происходили всеобщее понижение уровня цен, связанное с падением платежеспособного спроса, рост безработицы. В настоящее время монополистический сектор экономики при поддержке государства не только способен удерживать докризисный уровень цен, но нередко способствует их росту. Такое падение производства при сохранении инфляции называется стагфляцией.
В современной экономической литературе широко используют терминологию, выработанную Национальным бюро экономических исследований США (NBER), согласно которой цикл включает следующие четыре фазы: вершина (пик, бум), сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия), оживление (расширение) [5]
.
В настоящее время статистики и экономисты не способны дать подробных прогнозов экономической конъюнктуры, а могут определить лишь общую ее тенденцию. Во-первых, трудно учесть все факторы, особенно в период нестабильности экономики и политических потрясений. Во-вторых, существенное влияние на национальную экономику оказывает международное окружение. В-третьих, правильно определив тенденцию, трудно предсказать точные прохождения фаз и вовремя изменить экономическую политику. Наконец, действия предпринимателей могут усугубить нежелательные отклонения конъюнктуры.
Не будет преувеличением утверждение, что особое место в разработке теории цикличности принадлежит Н.Д. Кондратьеву. Признанием его заслуг в этой области служит то, что многие зарубежные ученые называют длинные волны его именем.
Выпускник юридического факультета Петербургского университета, Н.Д. Кондратьев еще в 20-х годах открыл широкую дискуссию по проблемам длинных волн. Подлинно мировую известность принес ему доклад «Большие циклы конъюнктуры», сделанный им на заседании ученого совета Института экономики в 1928 г. Исследования Кондратьева охватывают развитие стран Европы за 100-150 лет.
Если брать одно из определений слова «конъюнктура», то оно гласит, что конъюнктура - это сложившаяся на данный промежуток времени обстановка, ситуация в какой-либо сфере общественной жизни. Если говорить об экономической конъюнктуре в условия капиталистической системы, то здесь имеются ввиду конкретные условия процесса производства, а также ситуация сложившаяся на рынках на данной фазе капиталистического цикла [6]
.
Если рассматривать сложившуюся на данный момент конъюнктуру и определяющие ее факторы, то среди них можно выделить три основные группы:
1. Постоянно действующие факторы нециклического свойства (научно-технический прогресс, демографические факторы, расходование природных ресурсов).
2. Постоянно действующие циклические факторы (будут рассматриваться далее).
3. Случайные и временно действующие факторы (стихийные бедствия, войны).
Если исключить воздействие последней группы факторов (случайных), то получится примерно следующая картина:
Общей тенденцией мировой экономики и большинства стран является повышение уровня цен, экономический рост - рост конъюнктуры, это можно проследить по условной линии тренда, составляющими которого являются постоянно действующие нециклические факторы. Однако если даже в долговременном периоде прослеживается тенденция к росту, то все равно рост этот не равномерен. Рост может уступать место спаду.
Это объясняется тем, что на линию тренда накладываются циклические колебания.
Данные колебания представляют собой следующие друг за другом подъемы и спады уровней деловой активности на протяжении некоторого периода времени. Они имеют следующие общие черты:
1. Пик цикла.
2. Спад.
3. Низшая точка.
4. Фаза оживления.
Наиболее продолжительными из выделяемых колебаний являются так называемые «большие циклы конъюнктуры», они имеют период 45-60 лет.
На эти циклы накладываются среднесрочные колебания: цикл запасов, среднесрочный, строительный (Кузнеца); далее следуют сезонные колебания деловой активности. Вместе эти колебания отражают тенденции развития экономической системы, и рыночной конъюнктуры [7]
.
Все перечисленные циклы, и в большей степени циклы Кондратьева наиболее ярко проявляются при анализе экономики промышленно-развитых стран.
В числе показателей конъюнктуры, исследованных им, - индексы цен, государственных бумаг, номинальная заработная плата, внешнеторговый оборот, добыча угля, золота, выплавка чугуна и т.д. Большой научной заслугой нашего соотечественника следует считать понимание им вероятностного характера подхода при анализе статистических рядов показателей конъюнктуры [8]
.
Сам Кондратьев довел анализ циклов до 1920 г., предполагая в последующие 20-30 лет спад производства.
Он выделил следующие большие циклы:
1778- 1813 – период подъема вследствие начала применения парового двигателя, развития текстильной и угольной промышленности.
Далее начался спад, вплоть до 1843 года, подъем в котором связан с развитием железных дорог, сталелитейной промышленности, появлением пароходов.
Спад начался в 90/95 годах и продолжался до 1914/20 годов, когда начались электротехнические и химические нововведения, двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель. Данный цикл продолжался до 1935/40 г.
Следующий цикл начался с 1940/45 и связан с автомобильной, электротехнической и химической промышленностью. С 1980/90г. начался новый цикл.
Сейчас пятый цикл на основе экстрополяций по Кондратьеву, повышательная волна 1982-85 до 2005-2007гг.
Он выделял равновесие трех порядков (трех видов, рассматривал волнообразное движение от состояния экономического равновесия.)
Равновесие первого порядка: характеризуется соотношением спроса и предложения, а отклонения вызывают краткосрочные экономические циклы.
Равновесие второго порядка определяются формированием различных цен, в результате межотраслевого перелива капитала, вкладываемого в активную часть основного капитала, связывал со среднесрочными циклами.
Равновесие третьего порядка определяется основным капитальными благами – производственная инфраструктура (блага длительного пользования); квалифицированная рабочая сила.
Соотношение между кондратьевскими волнами и технологическим укладами определяются следующим.
1-й цикл - текстильные фабрики, промышленное использование каменного угля.
2-й цикл - угледобыча и черная металлургия, железнодорожное строительство, паровой двигатель.
3-й цикл - тяжелое машиностроения, электроэнергетика, неорганическая химия, производством стали и электрических двигателей.
4-й цикл - производство автомобилей и других машин, химической промышленности, нефтепереработки и двигателей внутреннего сгорания, массовое производство.
5-й цикл - развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники. 6-й цикл - возможно, NBIC-конвергенция (конвергенция нано-, био-, информационных и когнитивных технологий) [9]
.
Необходимо отметить, что, несмотря на всю важность вскрытой Н. Д. Кондратьевым цикличности развития социума для задач прогнозирования, его модель всего лишь изучает поведение системы в зафиксированной (замнутой) среде. Такие модели не всегда дают ответ на вопросы, связанные с природой самой системы, поведение которой изучается. При этом хорошо известно, что поведение системы является важным аспектом в ее изучении.
Однако не менее важны, а быть может даже наиболее важны аспекты системы, связанные с ее генезисом, структурные (гештальтные) аспекты, аспекты взаимодополнения логики системы с ее предметом и т.д.
Именно они позволяют корректно ставить вопрос о причинах того или иного типа поведения системы в зависимости, например, от внешней среды, в которой она функционирует.
Циклы Кондратьева в этом смысле всего лишь последствие (результат) реакции системы на сложившуюся внешнюю среду. Вопрос вскрытия природы процесса такого реагирования сегодня и вскрытия факторов, которые влияют на поведение систем является актуальным. Особенно, когда многие, опираясь на результаты Н. Д. Кондратьева и С. П. Капицы об уплотнении времени прогнозируют более или менее быстрый переход социума к периоду перманентного кризиса [10]
.
Н.Д. Кондратьев был автором теории циклов и длинных волн, в 1924-1925 гг. им разработан перспективный план «сельскохозяйственной пятилетки Кондратьева».
Кондратьевым была выявлена тенденция, показывающая существование больших периодических циклов волн в капиталистической экономике.
В период становления советской власти многие наши ученые эмигрировали за границу.
Дальнейшее развитие теории длинных волн видится в создании новой теории, содержащей все основные факторы, влияющие на данный процесс, так как отсутствием такой мультифакторности страдают большинство перечислявшихся моделей.
Теоретические концепции длинных волн важны тем, что они дают необходимую основу для оценки состояния экономики и прогнозирования ее будущего состояния.
По прогнозам большинства ученых, верхняя точка подъема была пройдена экономикой в начале 70-х годов. С середины 70-х годов экономика находится в состоянии кризиса.
1. Видяпина В.И. Экономическая теория. Учебник. - М.: Инфра, 2005. – 590 с.
2. История экономической мысли в России. Под ред. проф. А.Н. Макаровой. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 136 с.
3. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М.: Экономика, 2003. – 543 с.
4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс – М.: Республика, 2004. – 429 с.
5. Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. – 670 с.
6. Меньшиков С.М., Клименко Л.А. Длинные волны в экономике – М.: Международные отношения, 2005. – 520 с.
7. Николаев И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: Проспект, 2006. – 448 с.
8. Павлов В.А. История российской политической экономии: Учебное пособие. – М.: АО «Аспект-Пресс», 2005. – 256 с.
9. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: «Филинъ», 2007. – 432 с.
10. Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношении – М.: Новости, 2005. – 492 с.
[1]
Николаев И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: Проспект, 2006. – С. 103
[2]
История экономической мысли в России. Под ред. проф. А.Н. Макаровой. – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 93
[3]
Николаев И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: Проспект, 2006. – С. 104
[4]
Видяпина В.И. Экономическая теория. Учебник. - М.: Инфра, 2005. – С. 326
[5]
Николаев И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: Проспект, 2006. – С. 99
[6]
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс – М.: Республика, 2004. – С. 92
[7]
Хасбулатов Р.И. Международные экономические отношении – М.: Новости, 2005. – С. 162
[8]
Мамедов О.Ю. Современная экономика. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007. – С. 210
[9]
Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. – М.: Экономика, 2003. – С. 316
[10]
Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М.: «Филинъ», 2007. – С. 315
|