У
божко
Лев Григорьевич
Председатель Консервативной партии
Лев Убожко родился 12 марта 1933 г. в г.Копейске (Челябинская область) в семье служащих.
В 1951 г. он закончил школу в г. Челябинске, отслужил три года в Советской Армии и, не реализовав мечту стать дипломатом, не поступив в престижный Московский институт международных отношений, в 1961 г. стал дипломированным специалистом Московского инженерно-физического института. Престижная в начале 60-х годов профессия инженера-физика не удовлетворяет Льва Григорьевича, и в 1965 г. он заканчивает Высшую политическую школу, а в 1968 г. заочно Свердловский юридический институт.
Уже в 1963 г., работая инженером на оборонном предприятии "Маяк" в закрытом Челябинске-40, он был уволен с работы за критику. Полгода Убожко безработный, добивается справедливости в ЦК КПСС, Верховном Суде, Прокуратуре, и его восстанавливают на работе.
В 1966 г. следует перевод на работу в Московский НИИ химических технологий старшим инженером, затем он становится начальником отдела и в апреле 1968 г. - вновь увольнение. Годы становятся более суровыми, и 9 судебных заседаний от - районного до Верховного суда РСФСР - не удовлетворяют требований Льва Убожко.
Через 1,5 года он устраивается на работу в Мосэнерго старшим инженером.
Социальная активность будущего диссидента не падает: он активный лектор-международник общества "Знание" Тимирязевского района г.Москвы ("Мне предсказывали большое будущее",- вспоминает Л.Убожко) и внештатный инспектор ЦК профсоюзов.
1968 г. - приход в диссидентское движение. 27 января 1970 г. его арестовывают по статье 190-ч.1 УК РСФСР. Андрей Амальрик, автор книги "Просуществует ли Советский Союз до 1984 г.", подельник Убожко, в "Записках диссидента" пишет, что из 9 томов дела, на 200-300 листов каждый, три первых были посвящены Убожко... Он признал распространение литературы, подтвердил показания свидетелей, взгляды свои признал антисоветскими, но не отказался от них, никого сам не назвал".
А Андрей Сахаров в своих воспоминаниях пишет, что "судьба Убожко - предельно трагическая". В ноябре 1970 г. максимальный по статье срок приговора - 3 года лишения свободы. Во время нахождения в лагере г.Омска вместе с уголовниками Убожко была инкриминирована статья 70 УК РСФСР, и 23 декабря 1971 г. он был помещен в специальную психиатрическую больницу г.Ташкента. Комиссия психиатров под председательством Лунца констатирует диагноз "шизофрения параноидальной формы".
В больнице Убожко, по его словам, составляет доклады для медперсонала на политические, философские и экономические темы. И, может быть, поэтому в 1974 г. его переводят в психбольницу общего типа по месту жительства матери в г.Челябинск. Получив свободный выход, он в 1975 г. бежит из больницы, но его задерживают и возвращают.
Лев Григорьевич продолжает вести пропаганду среди заключенных, доказывая им, что никакого социализма в СССР нет. "Я утверждал везде и всюду, что необходимо восстановить ленинские нормы партийной жизни. Я доказывал, что идеи марксизма-ленинизма начисто извращены и опошлены".
Убожко слушали. И вскоре он заметил, что "заключенные стали много размышлять и политически созревать" в ожидании своего освобождения.
1 декабря 1975 г. Андрей Сахаров в своей Нобелевской речи среди других узников совести упоминает Убожко.
21 февраля 1982 г. Убожко переводят в могилевскую специальную психиатрическую больницу, а 24 мая 1986 г. он возвращается на родину в Челябинск (в психбольницу же). Мать Льва Григорьевича к тому времени умерла, не выдержав переживаний. 12 июня 1987 г. Убожко освобождают, хотя и ненадолго: 24 декабря он возвращается в Челябинскую больницу. Времена, однако, изменились, и после начавшихся протестов общественности полное освобождение наступает 24 февраля 1988 г. Несколько позже происходит и реабилитация.
В конце марта 1990 г. экспертная независимая комиссия общества психиатров приняла заключение: "Убожко Лев Григорьевич душевным заболеванием не страдает. Обнаруживает патохарактерологические особенности личности гипертимного круга со склонностью к сверхценным образованиям. В психиатрическом наблюдении и учете не нуждается".
10 октября 1991 г. Пленум верховного суда СССР отменил уголовное дело Амальрика А.А. и Убожко Л.Г. за отсутствием состава преступления.
Весной 1988 г. Убожко - среди создателей Демократического союза, вместе с Валерией Новодворской, Владимиром Жириновским он входит в Координационный совет. Убожко - обладатель партийного билета No 1 первой официальной оппозиционной организации.
Летом 1988 г. происходит "историческая" встреча Льва Убожко с Геннадием Бурбулисом на итоговом заседании "Дискуссионной трибуны" в ДК им.Андреева (г.Свердловск). Известный государственный деятель тогда был ведущим этого клуба, созданного осенью 1987 г. Свердловским горкомом КПСС в качестве альтернативы митинговой демократии. Воспользовавшись свободным микрофоном, как пишет местная газета, "явился неизвестно кем званный из Москвы гость Л.Убожко в качестве эмиссара "Демократического союза"... Публика встретила выступление функционера ДС весьма неоднозначно. Были и аплодисменты, но возмущение преобладало. Более того, прозвучала и достойная отповедь... "Трибуна" и ее совет должны быть готовы к подобным "вылазкам".
К осени взаимная неудовлетворенность "отцов и матерей" -основателей достигла апогея. Лев Григорьевич в газете "Вечерняя Москва" в статье "Вожди и Моськи" писал: "Чудовищная демагогия этих людей поражает даже их самих". У Новодворской, например, "полон рот плюрализма и демократизма, но ее слова расходятся с делами". Поведение Новодворской "ничем иным, кроме как дилетантизмом и ограниченностью ума, замешанными на фанатизме и кликушестве, объяснить невозможно". Валерия Ильинична ответила достойно: "Убожко - несостоявшийся оратор, человек малоэрудированный и непомерно честолюбивый".
В октябре 1988 г. шесть членов ДС создают оргкомитет Демократической партии Советского Союза.
13 января 1989 г. Л.Убожко на квартире В.Богачева объявил о создании Демократической партии. Однако на учредительном съезде ДПСС, прошедшем в Москве 5-6 августа 1989 г., он в руководящие органы партии не был избран. Председателем же партии стал Ростислав Семенов (хозяин квартиры, в которой проходил съезд). В знак протеста Убожко вместе с группой своих сторонников покинул съезд. По словам Льва Григорьевича, Семенов оказался "самозванцем", да еще и "агентом охранки, деспотом, бездельником и хамом", а В.Богачев "беспринципным и бесхарактерным". (В июне 1990 г. Семенов будет исключен из Российской Демократической партии, а Богачев за неудачную попытку "дворцового переворота" - из Либерально-демократической.)
Неутомимый Убожко в ноябре 1989 г. в Москве вновь создает Демократическую партию и становится ее председателем. Однако 6-7 сентября 1990 г. на II съезде партии группа делегатов, возглавляемая секретарем ЦКК ДП А.Черепановым и Н.Проселковым, обвинила Убожко в том, что он "агент КГБ и жулик". К агентам был причислен и лидер центристского блока В.Воронин. Убожко смог удалить 19 делегатов-раскольников, лишь вызвав милицию. В этом случае арендатором зала Краснопреснеского райкома КПСС был Лев Григорьевич.
"Демократических партий развелось слишком много", - решил Лев Григорьевич. И чтобы не путали с "подлой партией Травкина" переименовал свою Демократическую партию в Консервативную. Ехидные газетчики отрапортовали о создании КПСС-2.
Партия была зарегистрирована 9 апреля 1991 г. Управлением юстиции Моссовета.
По заявлению Убожко, к 1990 г. партия имела первичные организации в 173 городах СССР и насчитывала от 3 до 4 тысяч человек. После распада Союза партия имела в 87 городах России около 2 тысяч членов.
Лишь "высшей степенью лжи и паранойи" Убожко объясняет указанную Прибыловским в "Словаре оппозиции" численность "Партии Убожко" в 30 человек.
Консерваторы в июне 1990 г. вошли в Центристский блок политических партий и движений, но уже в декабре были исключены из него. Однако Убожко заявляет, что вышел сам, обнаружив, что Блоком (во главе с В.Ворониным и В.Жириновским) манипулируют коммунисты.
В январе 1991 г. Убожко участвует в Харькове в создании нового политического блока - "Демократического конгресса" вместе с 47 другими партиями и движениями из 5 республик. Один из руководителей "Демократической России" Лев Пономарев выступил с заявлением, в котором настаивал на том, чтобы не принимать партию Убожко в Блок... "Вы можете представить, какая реакция была со стороны моей бурной, взрывной натуры. Я выскакиваю на сцену, и как попер на них, хотя мне слова не давали... Я сказал, что все они подонки и дерьмо и покинул зал", - так характеризует финал столкновения двух Львов лидер консерваторов.
Весной 1991 г. партийцы-консерваторы и Транснациональная конфедерация Ассоциации свободных профсоюзов выдвинули кандидатуру Убожко на выборах Президента РСФСР.
"И вот поехали курьеры по городам, - вспоминает Лев Григорьевич, - стали собирать в поддержку подписи. Набрали несколько десятков тысяч голосов, когда узнали об ошибке: оказывается, надо подписи ставить на бланках, а не на простых листках. Пришлось остановиться на полдороге. А жаль: сложись все иначе, наверное, только я распустил бы Съезды Союза ССР и РСФСР, провел амнистию, выпустив всех осужденных на свободу". Одновременно сподвижники Убожко "людей опрашивали на улице, в метро... Так вот, после этих результатов я увидел, что когда будут три кандидатуры - Ельцин, я и Рыжков,- то может быть нанесен удар и Ельцину, и мне. За Ельцина выступают 40%, а за меня - 30-35%". Лев Григорьевич снимает свою кандидатуру, чтобы "обеспечить победу Б.Н.Ельцину уже в первом туре".
"Главная цель для меня, - говорит Убожко, - заменить Горбачева, тут уж я никому не уступлю... Верю, час пробьет. Я остаюсь до новых выборов претендентом на должность Президента России".
Готовясь к новым политическим боям, Лев Григорьевич говорил, что в команду пригласил бы Артема Тарасова, что он не против таких людей, как Белозерцев и Каспаров - "порядочных, радикальных", что он "обожает честных и прямых и не любит интриганов". Успокаивал: "Когда кричат, что Убожко потопит в крови страну, если придет к власти, это дико. У меня есть жестокость, но тут же рядом доброта и человечность". Однако, когда "Аргументы и факты" после августовских событий 1991 г. опубликовали "Секретный список Крючкова", указание о задержании наиболее опасных персон, газета "Эксперсс-хроника" отметила: "Фамилии в списки самые невероятные, так, в первую десятку самых опасных врагов социализма входит знаменитый демократ Лев Убожко, последним назван никому неизвестный Борис Ельцин".
Л.Убожко является автором брошюр "Как я стал диссидентом", "Однопартийная система - тормоз развития Советского государства", выпустил книгу "Моя борьба против красного фашизма". Любит книги, "которые дают знания, документально-публицистические, помогающие чему-то научиться" ("Номенклатура" Восленского, "Технология власти" Авторханова, "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицина, "КПСС" Шапиро). Не любит читать "для отдыха".
Убожко холост. Работал в кооперативе программистом. Неверующий, но отношение к религии положительное. В свободное время любит играть в шахматы. Мастер спорта по велоспорту.
|