Свадьба
В дом невесты приходили сваты – друзья или родственники жениха. Разговор они начинают с таких слов: «Ехал охотник, увидел лисицу – красную девицу, она забежала в этот двор. Мы представляем интересы жениха, хотим заполучить эту лисицу». Невеста в это время ждет в соседней комнате. Если невеста не согласна, то она выходит из комнаты и выносит «гарбуз», тыкву и вручает ее сватам. Говорят, «гарбуз получил», т.е. отказ. Тогда гости не солоно хлебавши покидают дом.
Если же родители и невеста согласны, то невеста выходит к гостям с хлебом и солью. Сватов приглашают в комнату, которая называется «светлица», и ставят угощение. Гости выпивают, закусывают, хвалят жениха, а хозяева – невесту. Невеста же должна стоять у печки, опустив глаза, и ковырять печку пальцем, показывая, какая она скромная. Эта процедура называется «сговор». После сговора начинается свадебный процесс.
Родители жениха приезжают к родителям невесты на смотрины, хотя они могут их хорошо знать. Семья невесты тщательно готовится к смотринам, убираются в доме и во дворе, чтобы показать, какая невеста чистюля, в хате должны висеть вышитые рушники и скатерти, что говорит о том, что невеста хорошая рукодельница. Во время смотрин хозяева демонстрируют и обговаривают приданое. Это и сундук с добром, разными пожитками. Невеста должна обязательно иметь золотые украшения, а среди них – серёжки. Показателем благополучия является «дукач» - золотая пятирублёвая монета. Ее носят на шее. В приданое могут давать овец, лошадей, землю и т.д. Допускается торг о приданом, мол, дайте бiльше. Договариваются о свадьбе.
За несколько дней до свадьбы жених с невестой должны обойти всех гостей и лично пригласить их на свадьбу. Они кланяются в пояс приглашенным и говорят: «Казалы батько и маты, и мы кажем. Приходьте до нас на свадьбу».
В день свадьбы подруги наряжают невесту и за ней приезжает жених на бричке (это в идеальном случае. Иногда жених может одолжить бричку у кого-нибудь для форсу). Жениха на порог не пускают: родственники, дети, друзья требуют выкуп за невесту. Таких барьеров может быть несколько: на въезде в село, на улицах, на входе в дом. Бывает, что жениху приходится пробираться околицами.
После уплаты выкупа едут в церковь на венчание. При выходе из церкви молодоженов могут обсыпать зерном и хмелем. Дома у жениха их встречают родители хлебом и солью. На пороге ставят тарелку. Кто первый встанет, тот и будет в семье главным. Потом начинается пир. Очень много обычаев остались и сейчас, например, похищение невесты и ее туфли.
Если до замужества девушка могла ходить с непокрытой головой, то теперь она должна собирать волосы в узел и покрывать голову платком.
Стройка дома
Если человеку строили хату, то ему помогали всем миром, а рассчитывались всем миром. Сначала ставили сруб. На это уходило несколько дней, в течение этого времени хозяйка должна была кормить всех мужиков, а их бывало до 20 человек и более. Естественно одна она не могла справиться, и ей помогали соседки. После того, как сруб был готов, хату надо было обмазать первый раз, «черновой обмаз». Для этого вскапывали землю, заливали ее водой, а потом засыпали соломой. После этого женщины и дети ходили там и месили землю. Полученным материалом обмазывали стены изнутри и снаружи.
Первый праздник с выпивкой был, когда был полностью готов сруб, и называется «стягати сволокi». Сволокi – это балки на потолке. Бабы мазали стены, а мужики накрывали крышу соломой. Все лето хата сохнет, а где-то в августе, начале сентября более чистая мазка, обязательно с глиной, выравниваем стен дощечкой, а уж осенью ко вселению в новый дом идет побелка. В эти дни всех освобождали от работ.
Колядки
бывают на Рождество. Поскольку миру стало известно о рождении Иисуса Христа по зажженной звезде в Вифлееме, то к Рождеству делали звезду и на палке с этой звездой ходили колядовать. Колядовала молодежь, собирались гурьбой и ходили по дворам с этой звездой и оповещали народ, что родился Иисус Христос. А люди на радостях их одаривали. Но до вечера, пока не зажгутся первые звёзды на небе, нельзя было садиться за праздничный стол.
Всё, что давали колядникам, складывалось в мешок. Молодёжь с полными мешками собиралась в условленном месте, где устраивалось застолье, т.к. их угощали колбасой, салом, холодцом, и гулянки продолжались всю ночь. Обычно в каждом селе есть хата, где собиралась молодёжь.
Адыгейские традиции
Самая тяжелая обида, возмущающая душу горца больше, чем убийство родственника – это оскорбление, наносимое посягательством на честь родственницы, женщины или девушки, или вообще семейства; подобные случаи почти никогда не оканчиваются примирением, прежде чем позор не будет смыт кровью виновного или кого-нибудь из его родственников.
Обычай требует, чтобы кровный обидчик немедленно по совершении убийства бросал свой дом и искал убежища и покровительства в чужой общине; он должен сделать это потому, что если он останется дома, то ответственность за убийство распространяется не только на близких его родственников, но и на других членов его рода и даже на всех людей одной с ним общины. Если он показывается публично, то не иначе как вооруженный с ног до головы и окруженный свитой. Между тем родственники и друзья его употребляют все усилия, чтобы успокоить раздражительную мстительность родных убитого. Кровный обидчик может, если захочет, остаться дома, но в этом случае должен выплатить семейству своей жертвы цену раба. Плата эта называется унеимичипше. Затем окончательное миролюбивое соглашение может быть достигнуто при помощи посредников, когда они силою убеждения склоняют семейство убитого принять в выкуп цену крови, тловуас, или если дело идет только о поранении, - согласиться на вознаграждение по определению суда. Нечаянное убийство относится к разряду умышленных или вынужденных какой-нибудь причиной. Они оплачиваются той же ценой крови.
Черкесы питают почтение к грому, именуя его шибле. Люлье писал:
В один день летом я отправился из дома кунака моего с несколькими спутниками вверх по долине Дуаб. Было ясно, только на вершине хребта виднелись тучи. Мало помалу они растянулись и заволокли все небо, пошел дождь, сначала небольшой, а потом сильный. Бурки у меня не было, а потому я должен был искать убежище в ближайшем ауле. Вскоре послышался раскат грома, и последовало несколько сильных ударов. Гроза скоро прошла, небо прояснилось, и мы пустились в путь. Проехав несколько верст, мы увидели группу людей одного пола и разных возрастов, выходившую из небольшого ущелья, примыкающего к долине. Подъехав к ней мы узнали причину ее сходбища: мы увидели трех коз, только что пораженных громом. Нас пригласили остановиться, в чем по обычаю, нельзя было отказать, чтобы не обидеть, тем более что люди были все знакомые. Около коз составился круг, и началась обычная пляска с напевом, в котором часто повторялись слова шибле и ялий. Между тем, несколько человек отправились в лес, нарубили жердей и кольев, устроили из них на четырех столбах довольно высокий помост, уложили на нем коз и накрыли их листьями. Помост делается высоким для того, чтобы укрыть трупы коз от хищных зверей. В то же время, как одни устраивали помост, другие успели сходить в аул и принести оттуда разных съестных припасов, в том числе несколько живых коз. Эти последние тут же были принесены в жертву, с обрядом возлияния, а головы их надеты на высокие шесты, воткнутые в землю около помостов. Вся эта процедура называется шибласха. Устроенного помоста, кольев и коз никто не трогает, и все остается до совершенного разрушения и истления. Пока приготовлялись ястива и варилась паста, заменяющая хлеб, молодежь обоего пола плясала с рвением. Когда все было изготовлено, нас накормили, и только тогда отпустили в путь. Пир между тем продолжался еще до вечера и должен был по обычаю повториться в следующие два дня.
Когда гром убивает человека, то его хоронят на том же месте, где он был убит, и вместо трех дней пируют семь сряду, ибо приписывают событию мысль блаженства.
Гадание производится по лопатке домашнего животного, барана или козы. Всматриваясь на свет в эту кость, предугадывают по животным линиям хороший или плохой урожай, дождь или засуху, холод, суровую зиму, войну и всякого рода благополучия или бедствия. Легенда: Два брата гостили в соседнем ауле у одного доброго своего приятеля. Раз старший из них пошел к другим знакомым в ауле и задержался на ужин. Возвратившись после ужина в дом приятеля, он не нашел там брата, и когда спросил о нем, то ему сказали, что во время ужина смотрел в лопатке – и вставши из-за стола, оседлал свою лошадь и поспешно уехал, не объяснив куда. Услышав это, старший брат потребовал эту лопатку, посмотрел в нее, улыбнулся и сказал: брат мой увидел, что с женой его наедине мужчина, но не рассмотрел, что мужчина этот – родной младший брат ее. Присутствующие захотели проверить, правда ли это и послали узнать нарочного. Нарочный привез известие, что сказанное совершенно верно.
|