Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию РФ
Филиал негосударственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова»
г. Ульяновск
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Международное публичное право»
На тему: «Международное космическое право»
Выполнила студентка 2 курса
Заочной формы обучения (УПО)
Юридического факультета
По специальности 030501
«Юриспруденция»
группы Ю6/308
Маслова Юлия Игоревна
Проверила:
Калашникова Анжелика Ирэковна,
старший преподаватель
г. Ульяновск, 2009 год
Содержание.
Введение
1. Понятие, источники, субъекты, специальные принципы отрасли международного комического права
2. Правовой режим космического пространства, небесных тел, космических объектов
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
В последние годы одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны. Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.
Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса? Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной научно-технической деятельности. Решение проблем деятельности государств в космосе, возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права - международного космического права.
1. Понятие, источники, субъекты, специальные принципы отрасли международного комического права.
Международное космическое право
— совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования космического пространства и небесных тел и определяющих их правовой режим. М. к. п. основывается на общих международно-правовых принципах, включая принципы Устава ООН. Основные начала международного космического права установлены Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.[1]
Под источниками международного космического права
следует понимать международные договоры и обычаи, в форме которых при соблюдении общепризнанных процедур принятия объективируются юридические нормы отрасли.
С учётом сказанного ранее источниками отрасли в узком смысле слова, без учёта основных принципов международного права, являются многосторонние (в том числе универсальные и региональные) и двусторонние договоры и обычаи. Особое место среди них занимают кодифицирующие универсальные договоры (например, Договор по космосу 1967г.) и договоры, представляющие собой учредительные документы межгосударственных космических организаций (например, Соглашение о Международной организации спутниковой связи 1968г.).
Основное место среди источников отрасли занимает Договор по космосу 1967г.:
1. создавший систему специальных принципов отрасли, таких как запрещение национального присвоения космического пространства, свобода исследования и использования космоса для всех государств, международная защита космоса от антропогенного загрязнения;
2. определивший круг субъектов отрасли, допускаемых к космической деятельности;
3. обозначивший основные институты отрасли;
4. определивший принципы ответственности.[2]
Условно к источникам отрасли относятся отдельные положения договоров, связанных с космической деятельностью или пространством, например, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г., Конвенции о запрещении использования природных среды в военных или любых враждебных целях 1977 г., Конвенции об оперативном оповещении о ядерных авариях 1986 г., уставные договоры международных космических организаций.
Определённую сложность при классификации источников вызывают те из них, которые, будучи созданными государствами регулируют трансграничные экономические (имущественные) космические отношения между физическими лицами и их организациями. Они имеют все признаки международного частного права, но их отличие от последних заключается в особой роли государств, на которые в соответствии с Договором по космосу 1967 г. и Конвенцией об ответственности 1972 г. возлагается обязанность контроля и участия в возмещении ущерба, причиненного субъектами, допущенными к космической деятельности на основании национального права. Многие государства – участники космической деятельности имеют законодательство о коммерческой деятельности в космосе. В США действует Закон об аэронавтике и исследовании космического пространства 1958 г., Закон о коммерциализации дистанционного зондирования Земли 1984 г. с дополнениями 1998 г. и др., в Швеции – Закон о космической деятельности 1982 г., в Великобритании – Закон о космическом пространстве 1986 г., в Италии – Закон об учреждении национального центра космических исследований 1988 г., в России - закон «О космической деятельности» 1993 г. с последующей редакцией в 1996 г., аналогичные законы были приняты в Китае, во Франции и других странах.
Субъектом международного космического права
являются государства и образованные ими международные межгосударственные организации, однако основные характеристики космической деятельности, осуществляемой, во-первых, на территории с особым международным режимом и, во-вторых, в особо опасных условиях, определяют следующие дополнительные признаки круга субъектов отрасли: признание государства субъектом отрасли не зависит от его реального участия в космической деятельности; международные космические организации принято считать субъектами отрасли тогда, когда в дополнение к общепризнанным характеристикам большая часть их государств – членов является участниками «космического пакета» документов.[3]
Таким образом, нормы космического права адресованы двум основным группам субъектов – государствам и созданным ими организациям. Государства, реально занимающиеся космической деятельностью, соответственно степени участия и особенностям правового статуса, подразделяются на так называемые «запускающие» государства и государства регистрации. Космический объект независимо от его вида вносится в национальный регистр и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального секретаря ООН. Правовые последствия этого действия выражаются в том, что юрисдикция государства регистрации относительно космического объекта и его экипажа сохраняется на весь период времени от взлёта до возвращения на Землю, включая пролёт через воздушное пространство третьих государств. «Запускающее» государство, в том числе участвующее в запуске как член международной организации, рассматривается как европейский партнёр, действующий через свою организацию, имеет статус участника, осуществившего запуск, организовавшего запуск, предоставившего территорию, установки, участвовавшего в оснащении космического объекта или давшее экипажу поручение о выполнении какого-либо задания, эксперимента, включившего в состав экипажа своего гражданина или туриста. Определение статуса государства в качестве «запускающего» важно при распределении ответственности в случае аварии и причинения вреда.
Международные межгосударственные организации, участники космического сотрудничества, могут быть участниками правоотношений и субъектами отрасли только тогда, когда большинство их участников являются сторонами Договора по космосу 1967 г. и других договоров. В остальном их деятельность, осуществляемая в соответствии с основными принципами международного права и специальными принципами отрасли, определяется уставными документами.
В доктрине практически не обсуждается вопрос о статусе человечества, общим достоянием которого является космос. Постановка вопроса об этом необходима не только в связи с тем, чтобы исключить из государственной практики претензии на национализацию космоса, но в большей степени для того, чтобы разработать, хотя бы в виде резолюции авторитетных международных организаций, систему или перечень обязательств государств перед грядущим и будущими поколениями.
Специальные принципы международного космического права,
связаны, прежде всего, с юридическими характеристиками космоса как территории, являющейся общим достоянием человечества, так и его уникальными геофизическими свойствами.
Основополагающее значение среди специальных принципов имеет принцип, запрещающий национальное присвоение космического пространства, Луны и других небесных тел, закреплённый в Договоре по космосу 1967 г. и Соглашения о Луне 1979 г.
С принципом неприсвоения связан такой важный для статуса космоса в целом императив, как свобода исследования и использования космоса на благо всех государств независимо от степени их экономического, научного развития или реального участия в космической деятельности. Так, в случае обнаружения природных ресурсов на небесных телах государства обязаны информировать Генерального секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество.
Заинтересованные государства могут претендовать на предоставление в их распоряжение образцов грунта и минералов, доставленных на Землю с небесных тел. В случае возможной эксплуатации природных ресурсов небесных тел государства обязуются установить режим, отвечающий интересам сообщества, однако добытые минералы, образцы принадлежат добывшим их государствам.
Программы по освоению небесных тел имеют Россия, Китай.
2. Правовой режим космического пространства,
небесных тел, космических объектов.
Космическое пространство
— расположенное за пределами земной атмосферы пространство, включающее естественный спутник Земли — Луну и другие небесные тела, принадлежащие к Галактике и Метагалактике.
Юридический статус и правовой режим использования космического пространства определяются принципами и нормами одной из самых молодых отраслей международного права — международного космического права. Согласно последнему, космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами на основе равенства без какой бы то ни было дискриминации. Оно не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на него суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. В космическом пространстве запрещено испытание ядерного оружия, а также размещение ядерного оружия и любых других видов оружия массового уничтожения. Существенной проблемой международного комического права, которая до сих пор остается нерешенной, является отграничение космического пространства от земной атмосферы, которая простирается, как показывает практика воздухоплавания и космонавтики, на высоту 100—110 км от поверхности Земли, после чего начинается "ближний Космос".[4]
Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нём искусственных небесных тел – пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, космических аппаратов различных размеров и назначения, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, которые в доктрине объединяются понятием «космический объект» или «аэрокосмический объект». Находясь в космическом пространстве, они подчиняются действующему в космосе правопорядку. Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать на них космические объекты – установки, обитаемые и необитаемые станции на поверхности и недрах небесных тел.
Тем не менее, их режим имеет ряд особенностей. Конвенция о регистрации 1975 г. требует от государства регистрации:
1. внесения его в национальный регистр и в Реестр Генерального секретаря ООН;
2. нанесение маркировки, по которой в дальнейшем могла бы быть проведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации или на международной территории в целях последующего возвращения собственнику. Космические объекты или их части, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.
Во время нахождения в космическом пространстве на космический объект и экипаж распространяется юрисдикция государства регистрации. Однако право собственности на космический объект, его части, установленную на нём аппаратуру, образцы, ценности любого характера, включая объекты интеллектуальной собственности, может принадлежать нескольким государствам или международной организации, а так же в соответствии с нормами отрасли контролируемым государствами физическим и юридическим лицам. Положения о защите права собственности включается в двусторонние договоры о космическом сотрудничестве. Из новейших договоренностей можно сослаться на двустороннее Соглашение между Россией и Бразилией, вступившее в силу в 2002 г., а так же на Соглашение относительно сотрудничества по Международной космической станции 1998 г. между Канадой, Европейским космическим агентством, Россией, США и Японией. Уникальность последнего заключается не только в том, что каждая сторона в соответствии со сложившейся практикой сохраняет право собственности на элементы или оборудование космической станции, но так, же и в том, что каждая сторона регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им космические элементы и соответственно распространяет на них своё национальное законодательство.
Заключение.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что:
1) несмотря на свою относительную молодость, международное космическое право уже оформилось в совершенно самостоятельную отрасль международного права;
2) несмотря на расплывчатость некоторых формулировок (или даже отсутствие их) международное космическое право вполне по силам самостоятельно регулировать все международные отношения, связанные с освоением и использованием космоса;
3) правовое регулирование международных отношений, возникающих в связи с освоением космоса, способствует созданию прочной базы международного сотрудничества в освоении космоса.
Список используемой литературы:
1. Международное публичное право / под ред. Л.П. Ануфриевой, Д.К. Бекяшева, К.А. Бекяшева, В.В. Устинова. М., 2007.
2. Международное космическое право / под ред. Г.П. Жукова и Ю.М. Колосова. М., 1999.
3. Международное публичное право: учебное пособие / под ред. Д.А. Шевчука.
4. Словарь международного космического права /под ред. В.С. Верещетина. М., 1992.
5. Большой юридический словарь /под ред. М. Е. Волосова, В. Н. Додонова, Н.И. Капинуса, О. С. Капинуса., В.Е. Крутских , Е.А. Мишустиной , В.П. Панова, Л.Р. Сюкияйнена, С.П. Щерба. Издательский дом «Инфра-М», 2006.
[1]
Большой юридический словарь, Волосов М. Е., Додонов В. Н., Капинус Н. И., Капинус О. С., Крутских В. Е., Мишустина Е. А., Панов В. П., Сюкияйнен Л. Р., Щерба С. П., Инфра-М, 2006
[2]
Международное публичное право; Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов., М., 2007. – стр. 584
[3]
Международное публичное право; Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов., М., 2007. – стр. 588
[4]
Большой юридический словарь, Волосов М. Е., Додонов В. Н., Капинус Н. И., Капинус О. С., Крутских В. Е., Мишустина Е. А., Панов В. П., Сюкияйнен Л. Р., Щерба С. П., Инфра-М, 2006
|