XVIII век был последним спокойным и счастливым периодом императорского Китая. Во время благодатного правления императора Канси было создано немало удивительных произведений искусства, в том числе и архитектурного. Канси построил грандиозную летнюю резиденцию в Ченде. Во время палящей жары весь императорский двор переезжал сюда, чтобы в прохладных павильонах летнего дворца не принимать скоропалительных решений. В огромном парке, моделирующем всю многообразную природу огромного Китая, мастера и ремесленники возвели 36 чудес императора Канси. Красивейшие дворцы, башни и замки со всего Китая отныне радовали императоров срединной империи.
Но Летним дворцом дело не ограничилось. Хотя он и занимает треть территории современного Ченде, все, что хотели видеть здесь монархи, не уместилось в пределах парка. А потому строительная лихорадка перекинулась и на сам город. Для того чтобы подчеркнуть, что Китай - великая многонациональная держава и то, что Тибет неотрывная ее часть, в Ченде был построен Малый храм Потала. Тот, кто бывал в Лхасе и видел дворец Потала, с первого взгляда поймет, что именно величественный дворец далай-ламы послужил прообразом для архитекторов храма в Ченде. Причем необходимо подчеркнуть, что это не уменьшенная копия дворца, а именно храм, лишь внешне напоминающий тибетский прообраз.
Малый храм Потала был воздвигнут при внуке Канси - императоре Цяньлуне в 1767 г. Строительство было приурочено к шестидесятилетию Цяньлуна и восьмидесятилетию его матери. Рассказывают, что, несмотря на все свое благочестие, впрочем, в этом нет никакого противоречия, император Цяньлун до глубокой старости вел активную сексуальную жизнь, со своими женами, конечно. Может быть, именно это и хотели подчеркнуть создатели этого храма. К сожалению, нам не удалось снять статуи восточного павильона, подтверждающие нашу теорию. Они могли бы пролить свет на традиции и практику тантрического буддизма, который утверждает, что просветления и нирваны вполне можно достичь с помощью секса и алхимии. Это следует помнить и тем, кто захочет позвонить в колокол счастья, расположенный на крыше одного из павильонов. За это нужно заплатить один юань и дальше можно не беспокоиться - все будет хорошо. Ну а в чем счастье с точки зрения тантрики - это, наверное, объяснять не надо.
Малый храм Потала, как и его прототип, расположен на высоком холме в форме ступенчатых террас. Цветовая красно-белая гамма также выдержана в традиционных тонах тибетского буддизма. Но он не был единственным стилевым устремлением старых китайских архитекторов. Стремясь подчеркнуть все ту же многонациональность, они внесли в свое величественное творение некоторые ханьские черты. Их нетрудно заметить в залах, башнях и павильонах этого храма. Хань - это основная нация страны, собственно китайцы. И самым ярким примером их влияния остается парадная арка, за которой простирается дорога, ведущая наверх, к храму.
На празднование дня рождения Цяньлуна сюда собралась вся высшая этническая знать со всех уголков гигантской империи. Свидетели рассказывают, что праздник превратился в феерическое неповторимое чествование правления последнего, пожалуй, счастливого и благополучного императора Китайской империи. В XIX веке Ченде не был так любим, как раньше. Он пользовался недоброй славой не только из-за загадочной гибели здесь императора Сянь Фена, но главным образом из-за смерти в 1820 г. императора Цзя Цина, пораженного молнией.
Крыши малой Поталы в свое время были покрыты чистым золотом. Но сегодня от него ничего не осталось. Во время второй мировой войны японские оккупанты штыками и мечами соскоблили все золото с металлических листов.
Все древние храмы Ченде - действующие. И поэтому можно увидеть весьма интересные вещи, какие не найдешь в запыленных пропахших нафталином музеях. Нашей съемочной группе удалось снять очень любопытный обряд борьбы со злыми духами. Может быть, это слегка смахивает на театральное представление. Но можете быть уверены, что для тех, кто занят в нем, все это очень и очень серьезно.
Все это происходило на территории другого храма - У Ни Сы - вселенского умиротворения. Он был построен на 15 лет раньше Малого храма Потала, причем также в смешанном тибетско-ханьском стиле. Передняя - часть классический образец ханьской архитектуры, зато задняя моделирует формы одной из древнейших тибетских святынь - монастыря Самэйе.
Пройти на территорию храма можно только через главные ворота. Их охраняют две огромные статуи свирепых генералов - Кын и Кха.
На первый взгляд кажется, что главный храм состоит из нескольких этажей. На самом деле это многоэтажное здание, а павильон тысячеглазого Бодхисатвы. Под куполом гигантского зала расположилась огромная деревянная статуя высотой 22 метра. Это кажется невозможным, но она вырезана из пяти цельных стволов деревьев. Как известно, Бодхисатва - это буддистский просветленный, отказавшийся перейти в нирвану ради помощи другим. Но его имя еще связано с тем, что у него помимо обычной пары есть еще сорок рук. И на каждой ладони - по глазу. Они в свою очередь выполняют 25 функций.
К сожалению, сегодня красота храмов Ченде несколько померкла. Дело в том, что река, протекавшая через весь город, пересохла из-за всеобщего потепления климата. Вода ушла, и теперь величественные храмы не отражаются в водной глади, что было неотъемлемой частью замысла древних китайских архитекторов. Множество городских мостов теперь перекинуто через заросшее травой и кустарником русло. Как все это выглядело раньше, можно только догадываться.
|