А.И.Казанский, А.К.Казанская, Н.А.Сундуков
Трудящиеся Москвы и Московской губернии на фронтах гражданской войны и в тылу
В борьбе с иностранными захватчиками и белогвардейцами Москва и Московcкая губерния занимали одно из первых мест. Московский комитет большевистской партии и Московский Совет уделяли много сил укреплению советских органов власти, борьбе с саботажем, налаживанию городского хозяйства.
Лето 1918 года было тяжелым для Советской страны и для Москвы. Огненное кольцо фронтов опоясало Советскую республику. Задачу, поставленную партией перед трудящимися, ярко выразил в стихах пролетарский поэт Демьян Бедный:
Товарищи, мы — в огненном кольце.
На нас идет вся хищная порода.
Насильники стоят в родном краю.
Судьбою нам дано лишь два исхода:
Иль победить, иль честно пасть в бою.
В тяжелые дни начавшейся интервенции немецких империалистов в Москве спешно формировались полки, батальоны и тотчас же шли на фронт. К 24 февраля 1918 года в Москве и Московской губернии в ряды Красной Армии записалось около 60 тысяч человек. Инициаторами в этом деле были металлисты.
Московский союз рабочей молодежи «III Интернационал» призвал молодежь города и губернии создавать отряды для защиты революции. Московская молодежь составила крепкое ядро революционной армии.
Московский Совет профессиональных союзов обратился к рабочим с воззванием: «Все в ряды Красной Армии». Для подготовки командиров Красной Армии были открыты различного рода ускоренные курсы. В апреле 1918 года во всех уездах Московской губернии прошла неделя Красной Армии. В мае 1918 года в стране была введена обязательная воинская повинность. В июне в Москве был опубликован декрет о призыве в Красную Армию. Трудящиеся Москвы с энтузиазмом вступали в ее ряды.
Московские большевики отдавали в Красную Армию своих лучших сынов. Московский комитет партии принял постановление о мобилизации коммунистов на фронт и об организации коммунистических отрядов. В числе московских коммунистов, выехавших на фронт, были член Военного Совета 2-й армии П. К. Штернберг, товарищи И. В. Русаков, Е. М. Маленков (председатель Сокольнического Совета) и другие.
На фабриках и заводах проходили собрания, посвященные проводам мобилизованных коммунистов. Рабочие наказывали своим посланцам самоотверженно бороться с врагами. Приехавшие на фронт из Москвы коммунисты сыграли большую роль в укреплении Красной Армии. Многие из них стали комиссарами, командирами частей и соединений, агитаторами. В ноябре 1918 года на помощь героическим защитникам Царицына прибыл 38-й пехотный Рогожско-Симоновский полк, состоявший из рабочих Рогожско-Симоновского района Москвы.
В ноябре 1918 года Московский комитет партии решил установить шефство районов Москвы над частями Красной Армии, находящимися на фронте. Вся работа по оказанию помощи фронту проходила в очень трудных условиях: не хватало оружия и обмундирования для Красной Армии, сами рабочие переживали голод и всевозможные лишения.
Большие события происходили в жизни московской молодежи. Осенью она выбирала делегатов на I Всероссийский съезд Союзов рабочей и крестьянской молодежи, который состоялся в Москве 29 октября 1918 года, с докладом о задачах комсомола на съезде выступила Н. К. Крупская. Съезд принял программу и устав Союза молодежи.
7 ноября 1918 года Москва торжественно отпраздновала первую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Многие площади и улицы к этому дню получили новые, революционные названия: Воскресенская площадь стала называться площадью Революции, Долгоруковская — Каляевской, Пресня — Красной Пресней, Серпуховская площадь — Добрынинской и т. д.
В апреле 1918 года Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК), руководимая Ф. Э. Дзержинским, произвела разоружение анархистских отрядов в Москве. В мае 1918 года в столице была раскрыта контрреволюционная организация «Союз защиты родины и свободы». Она действовала во главе с эсером Борисом Савинковым. В июле 1918 года в Москве организовали мятеж левые эсеры. Он был разгромлен.
Все эти контрреволюционйые мятежи должны были помочь наступлению белогвардейцев на Москву. Чудовищное злодеяние было совершено 30 августа. Эсерка Каплан, выполняя задание контрреволюционеров, покушалась на жизнь В. И. Ленина и тяжело ранила его на заводе Михельсона.
Главной ударной силой интервентов и белогвардейцев в первой половине 1919 года являлась армия Колчака.
В марте 1919 года в Москве присходило событие громадной исторической важности — шел I конгресс нового Интернационала, в результате работы которого был создан III, Коммунистический Интернационал. Москва стала штабом международной организации рабочего класса.
Московская партийная организация большевиков готовилась к VIII съезду партии, первому съезду, который собирался в Москве. Борьбу за выполнение решений VIII съезда большевики Москвы соединяли с задачами разгрома Колчака. «Все на борьбу с Колчаком!», «Все на врага!» — под такими лозунгами проходили на заводах и фабриках Москвы и Московской губернии митинги и собрания трудящихся.
В. И. Ленин выступал на мяогих предприятиях и призывал напрячь все силы для победы над Колчаком. Московские профсоюзы организовывали и направляли на фронт боевые отряды. Коммунисты Москвы и Московской губернии посылали на фронт политработников и командиров. Российский Коммунистический Союз Молодежи объявил первую всероссийскую мобилизацию своих членов и отправил на фронт более 3 тысяч комсомольцев; 800 комсомольцев из них были москвичи.
Одно из замечательных проявлений подлинного трудового героизма, прочно вошедшего в быт советских людей, родилосъ в Москве в 1919 году. Это — коммунистические субботники.
Разруха — результат империалистической войны — сильно подорвала народное хозяйство. Плохо работал железнодорожный транспорт. В паровозных и вагонных депо сотнями стояли «больные» паровозы и вагоны, в которых очень нуждалась страна, фронт. Не хватало рабочих рук для их ремонта.
6 апреля 1919 года коммунистическая ячейка станции Сортировочная Московско-Казанской железной дороги слушала сообщение председателя ячейки депо слесаря Ивана Ефимовича Буракова о текущем моменте в связи с приближением Колчака к Волге и о работе железнодорожного транспорта. По предложению И. Е. Буракова было принято решение: 12 апреля, в субботу, после работы, с 8 часов вечера до 6 часов утра воскресенья, дополнительно работать на ремонте паровозов.
12 апреля в 8 часов вечера 15 человек (из них 13 коммунистов) приступили к работе. Работали беспрерывно 10 часов и отремонтировали три паровоза. Эти паровозы были использованы для отправки воинских эшелонов на Восточный фронт. Коммунистическая ячейка станции Сортировочная решила продолжать еженедельно ночную работу с субботы на воскресенье до полной победы над Колчаком. Большевики Московско-Казанской железной дороги, узнав об этом замечательном почине рабочих, решили организовать массовый субботник. Коммунисты считали, что они не должны щадить своего здоровья и жизни для завоевания революции, поэтому всю работу они производили бесплатно.
10 мая 1919 года был проведен первый массовый субботник. В нем участвовало 205 человек. Работа проходила с большим подъемом. Отремонтировали 4 паровоза, 16 вагонов, разгрузили и погрузили 9300 пудов различного груза. Производительность труда достигла 270 %.
Весть о субботниках молнией разнеслась по всей Москве. Коммунистические ячейки столицы подхватили инициативу коммунистов Московско-Казанской железной дороги. Московский комитет партии правильно оценил значение субботников, обязал всех членов партии принимать в них участие и создал при комитете отдел субботников.
Вместе с коммунистами на субботники начали выходить и беспартийные трудящиеся. Сначала работали главным образом на станциях железных дорог. Потом стали проводить массовую очистку города от снега и мусора, ремонтировать станки, машины, автомобили на фабриках и заводах, работать в лазаретах и госпиталях, заготовлять топливо и т. п. На субботниках всегда была высокая производительность труда — 200—500% нормы.
С мая по декабрь 1919 года в Москве состоялось 402 субботника, в которых участвовало 42774 человека.
1 мая 1920 года по решению ЦК партии состоялся всероссийский субботник. В Москве работало 425 796 человек. В этот же день в субботнике в Кремле участвовал и Владимир Ильич Ленин. Это был подлинно народный героизм. Идея субботников распространилась по всей стране. Реальная помощь субботников народному хозяйству и фронту была огромна. Назначение субботников было еще и в другом. В работе «Великий почин» (о героизме рабочих в тылу по поводу коммунистических субботников) В. И. Ленин, отмечая героизм красноармейцев на фронте, писал: «Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу. Прямо-таки гигантское значение в этом отношении имеет устройство рабочими, по их собственному почину, коммунистических субботников. Видимо, это только еще начало, но это начало необыкновенно большой важности. Это — начало переворота, более трудного, более существенного, более коренного, более решающего, чем свержение буржуазии, ибо это — победа над собственной косностью, распущенностью, мелкобуржуазным эгоизмом, над этими привычками, которые проклятый капитализм оставил в наследство рабочему и крестьянину. Когда эта победа будет закреплена, тогда и только тогда новая общественная дисциплина, социалистическая дисциплина будет создана, тогда и только тогда возврат назад, к капитализму, станет невозможным, коммунизм сделается действительно непобедимым».
В. И. Ленин считал, что субботники — новая форма социалистического труда.
Во второй половине 1919 года интервенты и белогвардейцы перенесли центр тяжести борьбы против Советской России на юг. Главный удар теперь должна была нанести армия Деникина. Юденич наступал на Петроград. Польша двинула свои войска на Советскую Белоруссию. Враг бросил все силы, чтобы разгромить Красную Армию и захватить Москву.
Наступление деникинской армии оживили силы внутренней контрреволюции в самой Москве. Был раскрыт заговор, возглавляемый «Национальным центром». Руководитель «Национального центра» Н. Н. Щепкин был арестован в тот момент, когда он принимал деникинского посланца. У него были найдены записи с планами наступления Красной Армии, донесение Деникину о расположении наших войск и прочие шпионские сведения. Заговорщики имели в своем распоряжении большое количество оружия и даже артиллерию. Выступление предполагалось начать в Вешняках, Волоколамске и Кунцеве, затем захватить в Москве радио и телеграф. Арест заговорщиков сорвал план Деникина опереться на вооруженное выступление своих сторонников в Москве.
Другая контрреволюционная организация, носившая название «Анархисты подполья», 25 сентября 1919 года произвела взрыв здания Московского комитета большевиков в Леонтьевском переулке. При взрыве погибло 12 человек, в том числе секретарь МК партии Владимир Михайлович Загорский, 55 человек были ранены, среди них Ярославский и Ольминский.
Деникинское наступление и заговор контрреволюционеров совпали с обострением продовольственного положения в Москве. Запасы муки в городе уменьшились настолько, что трудно было обеспечить выдачу пайка по карточкам. В течение нескольких дней хлеб получали только дети. Правительство разрешило ввозить хлеб в Москву из богатых продовольствием районов страны. Москвичи специально для этого отремонтировали 32 паровоза и 1312 вагонов. За 1919—1920 годы было привезено в Москву 427090 пудов хлеба и 317250 пудов рыбы и соли.
Кроме того, организованным группам рабочих Московский Совет разрешил посылать своих делегатов в хлебные губернии для закупки хлеба и других продуктов. Московский Совет принял также энергичные меры к обеспечению населения хлебом из нового урожая. В Москве создавались специальные хлебоуборочные отряды. Эти отряды помогали крестьянам в уборке хлеба и доставке его в Москву.
В конце сентября Совет рабоче-крестьянской обороны в приказе за подписью В. И. Ленина объявил Москву на военном положении. Был создан Московский сектор обороны, во главе которого стал Комитет обороны Москвы.
В октябре 1919 года войска Деникина взяли Орел и приближались к Туле. Никогда еще враг так близко не подходил к Москве. Капиталисты объявили, что они выдадут миллион рублей тому белогвардейскому полку, который первым войдет в Москву. Московский пролетариат грудью встал на защиту своей столицы и родной Советской власти. Ведущей, направляющей силой в этой борьбе была Московская партийная организация.
Все коммунисты были мобилизованы и разделены на группы. Местонахождение каждой группы и ее задачи (охрана, патрулирование и пр.) были точно определены. Районные Советы приступили к записи желающих принять участие в охране города от белогвардейских выступлений.
Коммунисты направлялись из Москвы на Южный фронт. Первый отряд отбыл в начале октября. Затем выехала вторая группа, третья. И так почти каждый день. Москва провожала на фронт своих лучших сынов. За октябрь 1919 года было направлено 3628 коммунистов. Профсоюзные организации Москвы также отправляли своих товарищей на фронт.
В октябре 1919 года в Москве проходил II съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. Съезд объявил вторую комсомольскую мобилизацию на фронт. «Для контрреволюции нет пути в Москву»,— говорила молодежь. Москва послала на Южный фронт 1000 комсомольцев.
Октябрьские дни 1919 года были самыми тяжелыми днями на фронте. Опасность нарастала с каждым днем. В Москве была проведена «партийная неделя». Одним из ведущих ее лозунгов было: «Беспартийные — в Коммунистическую партию. Коммунисты — на фронт!» Беспартийные шли в партию, заранее зная, что, став коммунистами, они должны быть бойцами и на фронте, и на всех участках, где идет острая классовая борьба. Начался большой прием в партию. На рабочих митингах и собраниях выступали товарищи Ярославский, Крупская, Семашко, Скворцов-Степанов, Ольминский, Владимирский и другие видные деятели партии и Советского государства. Они призывали рабочих, работниц и красноармейцев Москвы вступать в большевистскую партию.
В итоге «партийной недели», продолжавшейся с 8 по 19 октября, в Москве было проведено 1235 митингов, в партию вступило 14 581 человек.
Вслед за «партийной неделей» в Москве была проведена «неделя обороны». Московский Совет и Совет профессиональных союзов Москвы обратились к трудящимся столицы с воззванием. Они призывали всех трудящихся дать отпор рвущимся к Москве бандам белогвардейцев, вступать в рабочие дружины для поддержания порядка, охраны разных складов, для обучения военному делу. В ответ на это обращение тысячи рабочих и служащих Москвы записывались в рабочие дружины — боевой резерв Красной Армии.
К 7 ноября 1919 года — второй годовщине Великой Октябрьской социалистической революции — перелом на фронте был уже совершен, и Красная Армия погнала деникинцев на юг. Москвичи, встречая праздник, праздновали ликвидацию деникинской угрозы Москве. Короткая передышка, однако, скоро сменилась новым наступлением интервентов.
В конце апреля 1920 года войска панской Польши и белая армия Врангеля ринулись на Советскую республику. Московские трудящиеся и на этот раз все отдали фронту. Новые тысячи рабочих и служащих ушли в Красную Армию. Оставшиеся в Москве отвечали трудовым подъемом. С большим воодушевлением проходили коммунистические субботники.
Огромным напряжением сил на фронте и в тылу белополяки и Врангель были разгромлены. Советская страна победила в борьбе с иностранной военной интервенцией и белогвардейщиной.
Велики были заслуги трудящихся Москвы в разгроме интервентов и белогвардейцев. Многие из выдающихся деятелей Московской большевистской организации отдали свою жизнь за победу Советской власти. Память о них увековечена в названиях московских улиц, предприятий, клубов.
Московские трудящиеся помнят большевика Г. А. Усиевича, одного из руководителей октябрьского вооруженного восстания, погибшего в августе 1918 года. Погиб на фронте в январе 1920 года П. К. Штернберг. Именем его назван Астрономический институт Московского университета. Имена товарищей Маленкова, Бабаева, Кухмистерова и других вечно будут жить в памяти москвичей и советского народа.
Трудящиеся Москвы в годы интервенции и гражданской войны укрепляли союз рабочего класса с трудовым крестьянством, связь города с деревней. В борьбе с врагами объединялись молодые советские национальные республики. Москва уже в те годы была центром интернациональных связей первого в мире социалистического государства.
|