Культурное строительство на Южном Урале в 1929-1941 гг. Диссертация кандидата исторических наук С.С. Загребина, 1994г.
Национальное многообразие было присуще не только автономиям, но и регионам, формально в них не входящим, одним из которых был Южный Урал. Подобная ситуация ставила задачу поиска некого объединительного начала между нациями и народностями, проживающими на одной территории. Им стала культура. Стержнем культурной политики Советской власти в 1930-е годы была идеология. Политика Советской власти была направлена на формирование и развитие национальности по форме и социалистичности по содержанию культуры.
Основная проблема культурной работы заключалась в безграмотности миллионов людей, среди которых свое место занимали и национальные меньшинства. Если общая грамотность русского населения Урала в 1929 г. составляла более 40%, то среди татар было 30,3% грамотных, среди башкир 21,3%, хантов 5,2%, манси 5,6%, ненцев 0,6% Главная проблема ликвидации неграмотности состояла в необходимости обучения и на русском, и на национальных языках, что было нужно для формирования единого языкового пространства, играющего существенную объединительную роль в государстве. Обучение миллионов неграмотных на родном языке встречалось с известными трудностями, такими как отсутствие квалифицированных учителей, владеющих тем или иным языком, учебных пособий и методических разработок на национальных языках. Для их преодоления, а также для решения ряда политических задач в стране начинается движение к переходу с арабского алфавита на латинизированный. Районные исполнительские комитеты организовывали недельные районные курсы по подготовке учительства и актива оргработников. При достаточно полном снабжении учебниками ощущалась нехватка методической литературы для школ и межпунктов, особенно в деревнях.
В 20-е-нач.30-х гг. комплектование школ грамоты велось из пестро собранного, наскоро учтенного контингента неграмотных, не связанных друг с другом общей профессией и работой. В пер. пол. 30-х гг. все более ощущается нужда в грамотных людях и, прежде всего в грамотных рабочих. Весьма ярко эта необходимость прозвучала на Всероссийском совещании по ликвидации неграмотности, проходившем в Москве в сентябре 1930 г. Делегат с Урала Гребенщиков говорил, что в связи с постройкой новых крупнейших заводов туда хлынули огромные потоки крестьянства, которые, приходя на производство, не представляли, что из себя представлял тот или иной цех. Прежде всего, следовало ликвидировать неграмотность крестьян. Необходимо было овладеть техникой производства и научными знаниями, это было связано с задачей подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно работать на новых социалистических гигантах индустрии, многие из которых находились на Южном Урале. Проходя по звеньям рабочего образования, человек мог обучиться грамоте, овладеть профессией, а наиболее способный создать фундамент для продолжения своего образования в техникумах и вузах.
Кино
. Кинофикация Южного Урала несла неоценимую пользу населению края. Несмотря на преобладание в кинорепертуаре пропагандистских агиток-однодневок, было немало высокохудожественных произведений крупных советских кинорежиссеров – это «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927) С. Эйзенштейна, «Чапаев»(1934) и другие.
Театр
. Театральное искусство на Южном Урале развивалось в 2-х основных формах, как самодельный пропагандистский театр и как профессиональный драматический репертуарный театр. Поначалу это было просто чтение с комментариями газетных передовиц. Возникшая в 1920-е г. «Живая газета» угасает и к нач. 30-х уступает место другой форме массова-театральной работы. Появляется «Синяя блуза», ее рождение произошло осенью 1923 г. в Москве, в студенческой среде. Существовал как своеобразный жанр массовой агитации. Выступления устраивали в цехах фабрик и заводов, клубах. В сер. 30-х гг. на Южном Урале идет процесс стабилизации театрального искусства. В Челябинской и Курганской областях практически все театральные коллективы сформировались к нач. 30-х г. В одном Челябинске было 4 театра: драматический театр, театр оперетты, кукольный театр, театр юных зрителей, всего было 2759 зрительных мест и 191 актер.
Печать.
В общей системе средств массовой коммуникации собственно средств массовой пропаганды- периодическая печать и радио занимали главенствующее место. В 1928-1930 г. на Урале издалось 7 областных газет с тиражом 200000 экз., 48 крестьянских газет, 37 промышленных и 45 заводских газет. «Красный Курган», «Челябинский рабочий», «Вперед». Из центральных газет больше всех выписывались «Правда» и «Известия». Газеты отражали важнейшие события мировой жизни и жизни страны Советов. К 30-м г. печатные издания на Южном Урале получили чрезвычайно большое распространение. В Челябинской области каждый район имел собственную газету.
Радио.
Особое место принадлежит газете «без бумаги и без расстояний», а именно – радио. В феврале-марте 1928 шло ежедневное вещание на весь Урал с мощной областной радиостанции Свердловска, 90 000 человек слушали. Во всех радиопередачах большое внимание уделялось пропаганде колхозного строя, индустриализации, разъяснению решений партии и правительства. К 1939г. на Южном Урале было более 80 тыс. радиостанций. Радио становится привычной частью повседневной жизни. Торгующие организации расширили поставки радиоприемников.
Наиболее важной тенденцией культурного строительства на Южном Урале являлась общегуманитарная значимость развития культуры региона. Становление и развитие системы народного образования и массовое обучение неграмотных и малограмотных, широкое распространение печати и радиовещания, самодеятельных и профессиональных театров, кинематографа объективно несло людям огромное общеобразовательное просвещение.
Культурное строительство объективно способствовало укреплению вечных нравственных ценностей, создавало предпосылки для развития свободной личности, со стойкими моральными ценностями и принципами.
|