Политико-географическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.
На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:
1) территориально расширилось геополитическое влияние США;
2) расширился блок НАТО;
3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;
4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;
5) снизился военный потенциал России.
В настоящее время зоной преимущественного политического влияния России является территория СНГ. Страны СНГ активно участвуют в территориальном разделении труда и имеют много общего в своем экономическом развитии и адаптации к новым условиям хозяйствования. На геополитическое положение страны оказывает влияние экономико-географическое положение.
Экономико-географическое положение постоянно изменяется. Анализ экономико-географического положения проводится по следующим компонентам:
- транспортно-географическое положение;
- промышленно-географическое положение;
- рыночное положение;
- демографическое состояние;
- рекреационно-географическое положение.
По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов – на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.
Россия – это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения.
Особенность территориально-государственного устройства России состоит в том, что девять автономных округов входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и автономные округа, и области являются равными субъектами Федерации.
В 2000 году административно-территориальное устройство России включало:
1) 21 республику;
2) 6 краев;
3) 49 областей;
4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
5) 1 автономная область (Еврейская);
6) 10 автономных округов;
7) 1867 районов;
8) 1091 городов;
9) 329 городских районов;
10) 1922 поселков городского типа;
11) 24444 сельских администраций.
Большая часть республик расположена в европейской части страны (16 из 21), остальные пять – в азиатской части. Два края находятся в европейской части (Краснодарский и Ставропольский), четыре – в азиатской части. Все десять автономных округов расположены в районах Крайнего Севера, два из них – в европейской части.
Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов.
В мае 2000 г. в России образовано семь федеральных округов. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Центрами Федеральных округов являются общепризнанные региональные столицы:
1) Центральный округ – Москва;
2) Северо-Западный округ – Санкт-Петербург;
3) Приволжский округ – Нижний Новгород;
4) Северо-Кавказский (Южный округ) – Ростов-на-Дону;
5) Уральский округ – Екатеринбург;
6) Сибирский округ – Новосибирск;
7) Дальневосточный округ – Хабаровск.
Причинами социально-экономического кризиса 90-х гг. ХХ в. в России являются большие расходы на содержание армии и военизированных формирований, значительные внутренние и внешние долги, война в Чеченской республике, ошибки в проведении экономических реформ и отток капитала за границу. В результате сократился в два раза объем ВВП страны, в 2,5 раза – объем промышленного производства, на 1/3 – уровень производительности труда, в 1,3 раза – объем сельскохозяйственного производства. В стране сократился уровень жизни и усилилось расслоение населения по доходам.
В наибольшей мере от экономического кризиса пострадали старопромышленные отрасли европейской части России, где наибольший удельный вес занимают отрасли обрабатывающей промышленности.
К положительным элементам экономических реформ можно отнести:
- появление новых форм собственности;
- внедрение рыночных отношений;
- закрытие нерентабельных производств;
- сокращение объемов производства ВПК;
- сокращение численности вооруженных сил.
Социально-экономический кризис отразился на уровне социально-экономического развития России. Для оценки уровня социально-экономического развития используют ряд показателей. К ним относят:
1) величину ВВП;
2) уровень производительности труда;
3) уровень потребления на душу населения;
4) отраслевую структуру хозяйства;
5) удельное топливо-, энерго-, сырье- и материалоемкость экономики.
6) уровень образованности населения;
7) среднюю продолжительность жизни в регионе.
Российская внешняя политика в конце XX в. стала более определенной, нацеленной на перспективу и учитывающей геополитические факторы. Но остаются серьезные проблемы, связанные с возможностями ее реализации. Они обусловлены такими обстоятельствами, как: несовпадение представлений в нашей стране и за рубежом о будущем России, в т.ч. о ее позициях в миропорядке; риски новой изоляции страны; появление альтернативных геополитических моделей, не учитывающих или ущемляющих интересы нашего государства.
Для реалистической оценки возможностей российских геополитических проектов, заложенных во внешней политике страны во второй половине 1990х годов, нужно еще раз проанализировать особенности современной ситуации. Геополитическое положение государства определяется не только физической географией, но и изменениями в мировом геополитическом порядке, геоэкономическими процессами. После распада СССР геополитический статус России снизился. На постсоветском пространстве, не исключая и части территории самой РФ, начали утверждаться внешние центры силы. Дезинтеграционные процессы поставили под вопрос геополитическую субъектность России.
Нынешнее политико-географическое положение нашей страны в мире может рассматриваться с двух точек зрения. В первом случае Россия оценивается как географический центр глобальной системы (хартленд) и интеграционное ядро Евразии. Распространено и представление о России как о своеобразном "мосте" между Европой и Азией (это имеет и философское обоснование: отечественные мыслители, в частности Н. Бердяев, говорили о России как о "посреднике" между Западом и Востоком).
Современная Россия сохраняет свой геополитический потенциал центра Евразии, но с ограниченными возможностями использования, что ведет к ее превращению в региональную державу с тенденцией к дальнейшему снижению — геополитического статуса. Экономическая слабость (по данным ИМЭМО на 1998 г., наша страна производит лишь 1,7% мирового ВВП), отсутствие государственной воли и общественного консенсуса по поводу путей развития не позволяют реализовать модель хартленда в ее новой трактовке: Россия как интеграционное ядро Евразии.
Качественно изменяется геополитическая структура постсоветского пространства, которое теряет свой изначальный "россоцентризм". СНГ, куда входят все бывшие советские республики, кроме трех балтийских, действует очень неэффективно. Главные факторы, сдерживающие его распад, — зависимость многих постсоветских государств от российского топливного сырья, другие экономические соображения, в меньшей мере — культурноисторические связи. Однако как геополитический и геоэкономический центр Россия явно слаба. Тем временем с постсоветскими республиками активно взаимодействуют европейские страны, в особенности Германия, Турция с ее попытками восстановить единство тюркского мира "от Адриатики до Великой Китайской стены", Китай (Центральная Азия), США (Прибалтика, Украина, Грузия) и др. На статус новых региональных держав претендуют Узбекистан и Украина, в которой западные геостратеги видят естественный противовес России и ее "имперским амбициям" относительно территорий бывшего СССР (идея Бжезинского).
Постсоветские государства включаются в целый ряд геополитических союзов, альтернативных СНГ (европейская, тюркская, исламская и другие виды интеграции). Их роль недооценена в России, где еще сильно убеждение, что "никуда они от нас не денутся". На границах РФ возникают новые региональные системы сотрудничества. В некоторых из них она принимает посильное участие — балтийская, черноморская, каспийская, азиатскотихоокеанская системы, но в ряде случаев объединение идет без ее присутствия. Активно взаимодействуют страны Центральной Азии. Здесь регулярно проходят встречи "тройки" (Казахстан, Узбекистан, Киргизия) и "пятерки" (те же плюс Туркмения и Таджикистан), формулирующих свои особые интересы. Как альтернативу СНГ в данном регионе рассматривают собственный Центральноазиатский союз, тюркскую интеграцию (включая Турцию) или в объединение мусульманских стран в рамках Организации Исламская конференция. Характерное событие — встреча в Душанбе (декабрь 1999 г.) глав правительств Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, посвященная развитию Центральноазиатского сообщества в XXI в.
Важное геополитическое явление — консолидация Украины, Молдовы, Грузии и Азербайджана (объединение названо ГУАМ); в 1999 г. к процессу присоединился Узбекистан (отныне — ГУУАМ). Этот блок задуман как геополитический противовес российскому влиянию в постсоветском пространстве. Здесь очень активна Украина, чьи руководители неоднократно обменивались визитами с главами стран, составивших ГУУАМ. Официальный Киев при поощрении Запада пытается играть роль геополитической альтернативы Москве. Кроме того, опыт последних лет показывает: в Восточной Европе идеи союза любой конфигурации, но без России, — это, как правило, проекты союза против России, значит, перспективы воссоздания средневекового БалтоПонтийского пояса ("санитарного кордона" вдоль западной ее границы) должны вызывать у нашего государства озабоченность.
Уже решается важная задача преодоления странами СНГ транспортной зависимости от России. Например, центральноазиатские государства "прорубают окно" к Индийскому океану. Построена железная дорога Теджен — Серахс — Мешхед, соединяющая Туркмению с Ираном, что дает странам региона выход к этому океану (что в перспективе полезно и России, особенно в случае строительства транспортного коридора "Север — Юг" по относительно короткому маршруту казахский Ералиев — Красноводск — Кизыл56 Атрек — Иран). Рассматриваются варианты альтернативной коммуникационной оси, соединяющей Туркмению и Узбекистан через Афганистан с Пакистаном. Реанимирована идея Великого шелкового пути (ВШП), который почти полностью выводит южных соседей РФ изпод ее влияния на коммуникации. Маловероятно, что через Россию будет осуществлен транзит каспийской (азербайджанской) нефти: многообещающими сейчас считаются нефтепроводы, выходящие в Грузию (Супса) и Турцию (Джейхан). Только экспорт нефти из Казахстана может идти через порт Новороссийск. Кроме того, закономерно и введение Туркменией виз для россиян. Повод к таким акциям дала сама наша страна, обвинив Грузию и Азербайджан в поддержке чеченских сепаратистов и инициировав процесс установления визового режима с этими странами. Фактически это означает их выход из СНГ.
В итоге участники СНГ "разбегаются", переориентируясь на другие геополитические центры. Лишь ось Москва — Минск остается геополитически устойчивой: она скрепляет единство Евразии на пророссийском базисе и препятствует созданию БалтоПонтийского пояса. Россия явно идет по пути к утрате геополитической роли центра Евразии. Исходя из этого обстоятельства, многие западные исследователи уже полагают, что основные глобальные процессы определяются отношениями Америки, Европы и АзиатскоТихоокеанского региона (АТР).
|