Патриарх Никон начал церковную реформу в середине 17 века не с благословения Божьего, а с проклятий, анафем, кровопролитий и убийств. Все трепетали перед ним, никто из архиереев не смел выступать со словами обличения. Поскольку патриарх вторгся в государственное дело, царь Алексей Михайлович стал тяготиться им. Ожидая просьб и унижений со стороны главы государства, Никон на литургии в Успенском соборе Кремля 10 июля 1658 года снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и монашеский клобук, взял вместо посоха простую клюку и отправился в Воскресенский монастырь, названный им "Новым Иерусалимом" (теперь г.Истра). Но он ошибся, Алексей Михайлович не стал упрашивать Никона не покидать первосвятейшеского престола.
В 1660 году царь созвал в Москве собор, на котором было решено из- брать нового патриарха. А в 1666-67 годах новый собор лишил Никона священного сана и сделал его простым монахом. Уйдя с патриаршего престола, Никон признал свою реформу ошибочной, стал издавать в Воскресенском монастыре старопечатные книги. Умер в 1681 году, так и не помирившись с царем, архиереями и церковью.
Собор избрал нового патриарха - Иоасафа, одобрил новую печать, утвердил новые обряды и чины. Наложил проклятия на старые книги и обряды. Эти законы и действия еще более усугубили церковный раскол.
Положение староверов в России в 17 столетии было похоже на гонение христиан в Римской империи в 2-3 веках. Чтобы сохранить старую веру, старообрядцы бежали на окраины Руси и за границу.
Старое священство вымирало, новое не приходило, еще хуже дело обстояло с богослужением. Священники не имели права освящать церкви, если нет антиминса (плата) с частицами святых мощей. Правда, кое- где антиминсы сохранились, остались и запасы мирра, освященного еще патриархами Филаретом и Иосифом до церковного раскола.
Часть старообрядцев посчитала, что раз нет епископов, а священство сошло на нет, значит, на то воля Божья. Они стали совершать богослужения без священников и стали называться "беспоповцами". Особенно много "беспоповцев" было на севере европейской части России, среди болот Архангельской, Вологодской губерний и в Карелии.
В Москве возникло два центра старообрядчества - поповское и беспоповское. Первое - за Рогожской заставой, второе - у села Преображенского. В обоих случаях причиной образования центров послужила эпидемия чумы (моровой язвы), случившаяся в 1771 году.
Старообрядцы попросили разрешения хоронить чумных покойников за Рогожской заставой, и постепенно здесь возникло духовное пристанище. Был построен храм во имя священника Никона. В 1792 году Матвеем Казаковым был возведен храм Покрова Пресвятой Богородицы. С внешней стороны храм напоминает огромный дом, зато внутри он поражал великолепием настенной росписи и древними иконами.
Покровский собор был летним. В 1804 году Василием Баженовым был возведен храм во имя Рождества Христова.
На Преображенском кладбище в 1784 году была построена соборная часовня во имя Успения Богородицы, а в 1805-1808 годах - Крестовоздвиженская часовня. Постепенно окружающий двор обрастал различными постройками, часть которых сохранилась до сих пор.
Московское старообрядчество издавна отличалось от других сословий своим богатством. Крупные фабрики и заводы московского промышленного района, известного на всю Россию, созданы фабрикантами-старообрядцами, владевшими огромными капиталами. Московское купечество в основной своей массе принадлежало к староверам, среди них встречаются знаменитые на всю Россию фамилии меценатов и жертвователей.
В 1800 году, устав бороться со старообрядцами, господствующая церковь, усилиями митрополита Платона, основала единоверческую церковь. Единоверцам было разрешено молиться по старому чину и старым книгам, но подчиняться священному Синоду.
Печальным событием стало для старообрядцев распоряжение Николая I об опечатании алтарей Рогожского Богадельного Храма Покрова и других соборов Рогожской и Преображенской общин. После смерти Николая I для старообрядцев не наступило существенных послаблений. Только после издания царского указа о веротерпимости в 1905 году в Покровском соборе было разрешено начать нормальное богослужение.
В три часа дня Страстной субботы в Покровском храме был прочитан указ императора. К этому времени на Рогожское кладбище стеклась масса верующих. Когда вошли в алтарь, ужас охватил присутствующих: пол прогнил, киоты развалились, иконы попадали на пол, изображения на них истерлись, а одежды священников истлели. Понадобилось немало трудов и средств на восстановление и реставрацию. Ведь в течение 49 лет, когда рука человека не прикасалась к запечатанным алтарям, в них погибло большое количество редких археологических ценностей и святынь, которых нельзя было купить ни за какие деньги.
16 апреля 1905 года навсегда останется в памяти московского старообрядчества как историческая грань, положенная между печальным прошлым и новой эпохой относительной свободы вероисповедания, которая продолжалась всего 12 лет. Это была золотая пора, когда по всей Российской империи как грибы после дождя росли приходы, издавался всеобщий старообрядческий журнал "Церковь", открылось в 1912 году первое высшее учебное заведение - Старообрядческий институт.
Рогожская библиотека отличалась редкими древнеправославными и старопечатными книгами. При проведении описи было учтено 517 книг (из них 50 рукописных). В том числе "Никон - Черная Гора" (изд. в 1366 г.), "Служебная Евангелия" (1551г.), Ирмосы певческие, написанные в Ростове в 1622 г., и др.
До революции существовал самостоятельный туристический маршрут "По старообрядческой Москве". Он рекомендовал любителям старины зайти в Покровский собор и ознакомиться со старыми иконами 14-17 веков новгородских и строгановских писем. Там хранилась самая древняя икона "Спас Грозное Око" (14 века, греческого письма).
Материал взят ссайта http://moskvoved.narod.ru/
|