Н.В. Сахарова, заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Технологии, консультации и инвестиции»
Современная мировая экономика характеризуется смещением форматов производственных процессов - от индустриального общества к постиндустриальному (информационному).
В данных условия важнейшим значением для экономического развития государства и социально-политической стабильности гражданского общества является переход от материального производства промышленной продукции к нематериальному производству знаний, которые, как катализатор, в конце концов, и позволяют существенно увеличить эффективность материального производства.
Более того, все очевиднее проявляется ориентация западных стран на новый вид разделения труда в мировой экономике: самые современные производственные предприятия материальной продукции переводятся в страны 3-го мира, а производство ЗНАНИЙ остается в западных странах. Такой процесс позволяет им не только обезопасить территорию своей страны от пагубных последствий индустриального производства (включая экологические аспекты), но и изменить миграционные процессы на рынке труда, привлекая в свои страны наиболее продуктивные человеческие ресурсы со всего мира. При этом необходимо отметить, что условия производства ЗНАНИЙ нуждаются в особом правовом режиме защиты ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, что также предоставляет законодательство ведущих западных стран.
Оценки современных экономистов показывают, что за внешней простотой данного процесса скрываются сложные глубинные процессы, реализация которых возможна исключительно на государственном уровне, а не является уделом отдельно взятой частной инициативы.
Что же такое современное информационное (постиндустриальное) общество?
Во-первых: это новое соотношение «весовых» частей материального и нематериального в промышленно-торговом обороте. А именно: в быстрорастущих высокотехнологичных компаниях балансовая (бухгалтерская или оценочная) стоимость нематериальных активов (патенты, товарные знаки, торговые марки, технологии, ЗНАНИЯ «know-how») достигает 40%.
Во вторых: торговые марки начинают играть настолько важную роль, что появившееся понятие «франчайзинг» подразумевает под собой компанию, владеющую всего лишь исключительным правом собственности на торговую марку, и полностью исключающую из своей деятельности производственные процессы. А компании, занимающиеся производством, вынуждены выпускать продукцию под заимствованной торговой маркой, поскольку в противном случае им очень тяжело вести конкурентную борьбу на рынке и не всегда в такой борьбе они способны выйти победителем.
В третьих: инновации, получающие необходимую финансовую поддержку, способны развиться и перейти (трансформироваться) от «идеи» к «бизнесу», при этом такой переход сопровождается созданием новых товаров и услуг, которые до этого не существовали на рынке. В этом случае инновационный лидер создания такого нового сегмента рынка практически полностью снимает за короткий период времени всю возможную здесь прибыль, не оставляя конкурентам никаких шансов заработать (здесь напрашивается аналогия с отработанными золотыми приисками).
В четвертых: реальными игроками на рынке инновационных технологий являются компании, обладающие (управляющие) или способные силами своего менеджмента привлечь необходимые инвестиционные ресурсы и имеющие право инвестировать данные средства в рисковые (венчурные) проекты. К таким компаниям, несомненно, относятся банки, страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании, работающие на фондовом рынке и диверсифицирующие свой инвестиционный портфель в рисковые, но высокодоходные бумаги.
Резюмируя все вышеизложенное, необходимо отметить очень важный аспект. Производство ЗНАНИЙ не является настолько высокозатратной, как это принято считать, областью экономики, так как в основе данного «производственного процесса» лежит исключительно «интеллектуальный человеческий ресурс». Себестоимость его равна стоимости «впитанного» образования (а это определяется способностью и желанием учиться и познавать) и ценой создания условий для творчества индивидуума или коллектива единомышленников, что в самом элементарном случае, а зачастую так оно и есть, требует жилья, питания и современных средств для производства знаний -компьютера и Интернета (так и напрашивается аналогия с «шарашкиными конторами» в бывшем СССР).
Таким образом, если говорить обобщенно, то современная инновационная экономика основывается не только и не столько на конкурентной борьбе по переделу существующих рынков, сколько на создании новых видов продуктов и услуг, которые своим появлением создают новый сегмент на рынке с объемом прибыли, многократно превышающем даже самые смелые ожидания.
Особенности экономики знаний
Организационные принципы и схемы ведения такого бизнеса настолько же просты по своей сути, насколько сложны в практической реализации. Что имеется в виду. Заработать в венчурном бизнесе возможно следующим образом: необходимо соединить «идею» с «капиталом», которые должны трансформироваться в новый вид бизнеса («предприятие») Дальнейшая схема бизнеса выглядит так: либо данное предприятие будет выпускать продукцию, либо оно будет продавать права на выпуск такой продукции, либо оно будет продано само (факт превращения частного бизнеса в публичный - из ЗАО в ОАО, акции которого котируются на фондовом рынке).
И вот здесь появляется самая главная проблема, суть которой состоит в том, что носитель идеи (автор, разработчик) не в состоянии (в силу различных причин) превратить «идею» в «нематериальный товар», имеющий оценочную стоимость и юридическую чистоту, а инвестор не в состоянии «оценить» экономическую эффективность данного объекта. В этом случае требуется посредник, который обладает необходимым опытом и способен выступить в роли переводчика, организующего переговорный процесс между сторонами, последовательно согласовывая все аспекты НОВОГО бизнеса.
Кроме этого, есть еще и субъективные факторы, сдерживающие процесс объединения сторон. К ним относятся как нежелание носителя идеи «потерять» право собственности на идею, так и опасение инвестора, вкладывающего деньги и не до конца понимающего, что же там происходит в этом «черном ящике», не позволяет ему оценить реальные риски, что приводит в большинстве случаев к руководству универсальным инвестиционным принципом - «лучше ничего не заработать, чем все потерять».
Рынки сбыта
Рассмотрим эти процессы с точки зрения рынков сбыта и определим, где же инновационному бизнесу проще найти приложение.
Анализ показывает, что с точки зрения покупательной (или платежной) способности для венчурного бизнеса наиболее предпочтительны зарубежные рынки сбыта, преимущественно западных стран, поскольку данные рынки обладают не только избытком венчурного капитала, но и развитой инфраструктурой, создающей самые благоприятные условия для такого бизнеса.
В подтверждение этих слов приведу следующие цифры: объем годового экспорта вооружений РФ составляет 25 - 30 млрд. долларов, тогда как объем рынка оффшорного программирования (разработки программного обеспечения по заказам зарубежных компаний) оценивается в 120 - 180 млрд. долларов и в настоящее время данный рынок разделен между 3-мя странами: Индия - 50%, Израиль - 30%, Ирландия - 20%.
Правовое поле
Правовое поле для венчурного бизнеса на сегодня также оптимально в западных странах, что приводит к единственно возможной схеме участия российских разработчиков в венчурных компаниях, а именно: российские специалисты уезжают за границу и работают там по контракту. Остается российским политикам и экономистам успокаивать себя одним фактом: человеческий разум и знания не признают государственных границ.
Но никто до сих пор не задавался целью подсчитать урон, наносимый экономике страны таким вот «экспортом мозгов».
Поэтому создание не только «декларированных» (в виде законов) правовых норм, но и реально работающих организационно-юридических механизмов защиты интеллектуальной собственности в РФ позволит переломить устоявшуюся тенденцию, а для этого потребуются время и значительные усилия со стороны государства.
Необходимо отметить очень важную деталь. В настоящее время США принимают значительные усилия по созданию нового раздела международного права, т.н. «Права транснациональных корпораций», суть которого состоит в том, чтобы создать такие юридические условия для деятельности международных корпораций, при которых национальные правовые акты имели бы меньшую юридическую силу или, как говорят юристы, были бы «ничтожны». А если при этом учесть, что в основу «Права транснациональных корпораций» положены нормы и правила, регламентирующие предпринимательскую деятельность в США, то становиться очевидным то преимущество, которое получат руководители и менеджеры компаний, действующих в США, перед своими конкурентами в других странах. Это объясняет те активные действия в защиту своих прав, которые проводятся участниками антиглобалисткого движения во всех странах объединенной Европы.
Базисная основа новой экономики
И последний, очень важный аспект, который считаю необходимым отметить.
Для эффективной деятельности инновационной экономики обязательно наличие соответствующих и адекватных технологий в широком смысле. При этом необходимо иметь в виду, что информационная экономика по своей сути требует другой базисной основы, а именно: на смену кредитно-финансовым механизмам, обеспечивающим эффективное материальное производство, должны прийти другие стабилизирующие основы для венчурного производства знаний - СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ.
И данное положение показывает, что, несмотря на бурную информатизацию в США, там не происходит скачкообразного изменения экономических отношений. Такое состояние дел объясняется тем, что отказ от технологии управления мировой экономикой на основе БАНКОВСКОГО КРЕДА (или принципа финансовой «колонизации будущего») приведет США к потере позиций мирового лидера с последующими социально-экономическими потрясениями внутри страны. (Уже не первый десяток лет прошел с тех пор, как США отказались от обязательств по обеспечению государственным имуществом своей денежной единицы (доллара), но продолжают ее активно печатать. При этом себестоимость 100 долларовой купюры равна 10 центам. Вот это ВЕНЧУР!!! «Новым русским» такой бизнес даже не снился!).
Что делать
Полагаю, что необходимо комплексно оценить сложившуюся в мировой экономике ситуацию, связанную с глобальной информатизацией всех производственно-финансовых процессов, и разработать программу или ряд мероприятий, реализация которой позволит не плестись в хвосте мировой экономики, а выйти на качественно новый уровень.
И сделать это нам будет намного легче, чем другим странам, поскольку наша экономическая система (в части НОВОЙ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ЭКОНОМИКИ) в настоящее время не столь развита, и как следствие, не обременена и не зависима от длинных временных экономических процессов и обязательств, в основе которых лежит понятие БАНКОВСКОГО КРЕДА.
Кроме того, на данную проблему необходимо смотреть более широко, а именно: понять и принять то, что под понятием «нематериальный» товар или услуга понимается любой продукт производственной деятельности, который имеет свое выражение в виде компьютерного (мультимедийного) файла, и с этим объектом возможно проводить различные бизнес-операции в виртуальной среде (Интернет).
Не буду подробно останавливаться на возможностях, открывающихся нам с использованием Интернет-технологий. Отмечу лишь, что с принятием закона «Об электронной цифровой подписи» (данный закон в РФ вступил в силу 10/01/2002 г.), который предоставляет возможность заключать через Интернет договора гражданско-правового характера, мы можем реализовать целый сегмент «виртуальной» экономики, который самостоятельно функционирует в виртуальной среде (виртуальный бизнес-треугольник):
1. Заключение договора;
2. Поставка «виртуального» товара или оказание «виртуальной» услуги;
3. Перечисление денежных средств.
При этом соотношение объема торговых операций в «виртуальной» экономике по отношению к реальной (материальной) также достигает пропорции 40% к 60%, а применение технологии страхования рисков позволит уменьшить необходимость привлечения собственных активов (денежных средств), поскольку участник данных торговых операций может застраховать свою профессиональную ответственность за 6% -8% от стоимости контракта.
Возможный сценарий (как делать)
Основываясь на понимании того, что у нас есть интеллектуальный потенциал («идеи»), но нет капитала и рынка, способного оплатить наукоемкую продукцию, возможным сценарием развития событий может быть следующий план действий:
1. СЭЗ: Создание в рамках РФ свободной экономической зоны, правовой статус которой будет оптимальным образом отражать специфику решения поставленной задачи
2. Калининград. Используя выгодное территориальное положение Калининградской области («Окно в Европу»), перенести инфраструктурные элементы созданной СЭЗ на данную территорию, что позволит обеспечить практический механизм взаимодействия наших «идей» и западного «капитала».
3. Государственная поддержка: изменение внешнеэкономических приоритетов в рамках государственной политики - создание условий для воспроизводства, развития и сохранения научного потенциала в рамках РФ, посредством оказания помощи в экспорте конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Реализация данного проекта в обязательном порядке должна выполняться на основе двух принципов:
1. Соответствующая государственная политика и поддержка.
2. Исключительно внебюджетное финансирование данного процесса.
P.S. Опыт создания всемирной сети Интернет показал, что наличие данных условий позволило перевести военный проект АКРА в публичную самоокупающуюся инфраструктуру, которая живет и развивается без государственной бюджетной поддержки.
|