к-т НГМА Боран-Кешишьян А.Л.
Одной из важнейших проблем современной философии и культурологи является проблема соотношения понятий культуры и цивилизации. Многие мыслители 20 века уделяют этой проблеме пристальное внимание. Одним из первых исследователей этой проблемы был немецкий ученый культуролог Освальд Шпенглер.
В одной из своих крупнейших работ «Закат Европы» Освальд Шпенглер пытается определить будущее Запада. Здесь сформулирована оригинальная культурофилософская концепция автора. Базовыми понятиями для этой концепции является культура и цивилизация.
Важнейшая задача, которую ставит перед собой О.Шпенглер- развенчание европоцентризма, который расценивает любую предшествующую из культур, как низшую, что Западная Европа- это полюс, вокруг которого скромно вращаются мощные тысячелетия прошлого и далекие огромные культуры. Нельзя говорить, что одна культура важнее другой, исчезает сам критерий важности, цивилизации становятся несравнимыми, отмечает автор. «…Я вижу феномен множества мощных культур, с первобытной силой вырастающих из недр народившей их страны»,- подчеркивает он.
Шпенглер называет культурами определенные общественные образования вместе с их характерными особенностями. Культура для него – живое существо высшего порядка, выросшее «со своей возвышенной беспечностью», «подобно цветам в поле». Коль скоро культуры- живые организмы, то закономерно предположить, что срок их существования ограничен определенными сроками. Никто до Шпенглера не заявлял с такой определенностью: «Живые культуры умирают!». Для него неопровержимым фактором является то, что «всякая культура переживает возрасты отдельного человека».
В общепринятом понимании слово «культура» близка по значению к «цивилизации». Но Шпенглер, автор «Заката Европы», подразумевает под живым термином нечто другое, он противопоставляет культуру и цивилизацию. «Цивилизация- это не самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей». Шпенглер назвал цивилизацией одряхлевшую культуру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего существования. Зарождение культуры по его словам происходит в тот момент, когда «из первобытно-душевного состояния вечно детского человечества пробуждается и выделяется великая душа, некий образ из безобразного». Гибель культуры происходит после того, «как эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств,… и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию. «Когда цель достигнута и идея, то есть все изобилие внутренних возможностей завершена, когда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламывается, она становится цивилизацией».
Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немедленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что Запад превратился в цивилизацию, что душа его, которую он называет «фаустовской» находится в стадии завершения. Из этого положения и вырастает его тезис о неизбежности гибели Запада. Хотя философ говори о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением.
Итак, из сказанного можно сделать ряд выводов. Согласно концепции О.Шпенглера культура- это набор качеств и структур, привязанный к некоторой нации или стране. Культуры имеют локальный характер. Он рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски средств реализации основной идеи.
Цивилизация- это исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности и т.д.
Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. «…Падение западного мира представляет собой ни более и ни менее как проблему цивилизации. Европа давно уже перешла цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель- только вопрос времени. Этим Шпенглер объясняет и все кризисные явления, охватывающие современное общество.
Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают обоснования высказанной в «Закате Европы» чрезвычайно убедительным (и зачастую маскируют недостатки аргументов).
|