Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Петрозаводский государственный университет»
Кольский филиал
Кафедра юриспруденции
Дисциплина «Уголовное право» (общ.ч.)
Контрольная работа
Вариант 1
студента 2 курса
заочной формы обучения
специальность 030501 Юриспруденция
Преподаватель:
Апатиты
2009
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА……………………….......3
2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОКУШЕНИЯ
НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ…………………………………………..……………….8
ЗАДАЧА…………………………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....14
1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА
Задачи уголовного права
сформулированы в ст. 2 УК РФ: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств[1]
.
В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признается следующая иерархия ценностей: личность, общество, государство, что соответствует нормам общепризнанного международного права. В УК РСФСР первоочередной задачей была охрана государства от преступных посягательств.
В качестве приоритетной задачи УК РФ называет охрану прав и законных интересов человека и гражданина. В статье 2 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Для охраны прав и законных интересов человека и гражданина государство создает специальные органы. Это прежде всего органы суда, прокуратуры, ФСБ, милиции и т.д. Кроме того, пунктом «д» части 1 статьи 103 Конституции РФ введена должность Уполномоченного по права человека. О значимости вопроса охраны прав и законных интересов человека и гражданина для уголовного права свидетельствует и то, что Особенная часть УК РФ открывается разделом о преступлениях против личности.
Задача охраны прав собственности Уголовным кодексом РФ вытекает из части 2 статьи 8 Конституции РФ, где установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Задача охраны общественного порядка и общественной безопасности также признается первоочередной. « Под общественным порядком как субъектом уголовно-правовой охраны понимается совокупность общественных отношений, обеспечивающих: общественное спокойствие, соблюдение общественной нравственности ( включая законопослушное и достойное поведение граждан в общественных местах), бесперебойную работу транспорта, предприятий, учреждений и организаций; физическую и нравственную неприкосновенность личности. Общественная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов общества от внутренних и внешних угроз.
Задача охраны окружающей среды вытекает из статьи 42 Конституции РФ, гарантирующей право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Под благоприятной окружающей средой следует понимать окружающую среду (т.е. совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов), качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов ( ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 года)[2]
.
Задача охраны конституционного строя РФ от преступных посягательств. Конституционный строй – определенный способ организации государственной власти, основанный на Конституции. Глава 1 Конституции РФ устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных её положений, являющихся первичной нормативной базой, как для остальных положений Конституции, так и для всей системы действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов. Нормы первой главы закрепляют принципы народовластия, верховенство права, государственный суверенитет РФ, признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, идеологический и политический плюрализм, свободу экономической деятельности, признание и защиту различных форм собственности, гарантии местного самоуправления и др.
Задача обеспечения мира и безопасности человечества провозглашается впервые в истории Уголовного права и реализуется путем включения в УК РФ самостоятельного раздела XII и самостоятельной главы34 «Преступления против мира и безопасности человечества». Источником норм об ответственности за эти преступления является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского) , созданного для процесса по делу главных военных (немецких) преступников, виновных в развязывании Второй мировой войны[3]
.
В число задач уголовного права включена задача предупреждения преступлений, что является реализацией предупредительной функцией уголовного законодательства. Суть этой задачи заключается в предупреждении совершения новых преступлений лицами, совершившими преступления, путем применения к ним наказания и других принудительных мер (частная превенция) и предупреждении совершения преступлений гражданами под воздействием уголовно-правового запрета и угрозы наказания (общая превенция), а также побуждении граждан противодействовать совершению преступлений, участвовать в их пресечении, не нести ответственности за действия, совершенные в порядке необходимой обороны, в условиях крайней необходимости, при задержании преступника, добровольном отказе от доведения преступления до конца, при обоснованном риске, при добровольной сдаче незаконно приобретенного оружия, сообщении о даче взятки и т.д. Уголовному праву присуще также воспитание у граждан необходимого уважения к закону, соблюдение и исполнения закона, что также предупреждает совершение преступлений.
Часть 2 ст.2 определяет, что для осуществления вышеназванных задач УК РФ устанавливает основания и принципы уголовной ответственности; определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями; устанавливает виды наказаний; устанавливает иные меры уголовно-правового характера за совершение преступления.
Реализуя свое социальное предназначение в государственно-организованном обществе, нормы уголовного права выполняют регулятивную, охранительную, предупредительную и воспитательную функции.
Предметом правового регулирования уголовного права являются социально негативные (вредные, отрицательные), лишенные ценности фактические общественные отношения, которые возникают в момент совершения преступления между лицом, его учинившим, и государством в лице его правоохранительных органов. Эти фактические отношения, порожденные преступлением, представляющим собой юридический факт, будучи урегулированы нормой (или нормами) уголовного права, приобретают юридическую форму уголовных правоотношений или, как их называют иначе, уголовно-правовых отношений[4]
.
Праву государства противостоит надлежащая обязанность лица, совершившего преступление, и наоборот, праву последнего соответствует вытекающая из него обязанность государства. Государство как сторона правоотношения в лице органов дознания, следствия, прокуратуры, суда имеет право привлечь преступника к уголовной ответственности и назначить ему предусмотренную законом меру наказания. Субъект преступления в свою очередь наделен правом требовать безупречно точной оценки своего общественно опасного и уголовно-противоправного поведения в полном соответствии с предписаниями надлежащего закона, а также назначения ему судом справедливого и строго индивидуализированного наказания, соразмерного опасности и тяжести содеянного.
Необходимо помнить о взаимосвязи и взаимообусловленности функций регулирования и охраны, выполняемых нормами уголовного права. Реализация охранительной функции данной отрасли права посредством регулирования особой группы отношений, возникающих в связи с совершением преступлений, считается типичной разновидностью социального управления процессами и явлениями, протекающими в обширной сфере правопорядка, в целях их недопущения, нейтрализации и ликвидации. Нормы уголовного права, регулируя в полном объеме правовые охранительные отношения, тем самым выполняют функцию охраны, но уже других, социально значимых и ценных отношений. Таким образом, охранительная функция уголовного права приобретает форму реального бытия в регулятивной функции.
Реализация охранительной функции (основное назначение уголовного права) осуществляется методом принудительного воздействия на преступников путем использования специфических средств в виде мер уголовного наказания, предусмотренных законом, в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений
Воспитательная функция направлена на воспитание у граждан соответствующего уважения, исполнения и соблюдения закона.
Уголовное право, воздействуя на свой предмет присущим ему методом регулирования, призвано обеспечивать неотвратимость уголовной ответственности и наказания. Оно должно являться важным средством разрешения противоречий между личностью и обществом, когда такие противоречия выражаются в форме совершения преступления.
2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОКУШЕНИЯ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ
В соответствии с ч. 3 ст. 30 УК «покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам».
Покушение представляет собой начало непосредственного совершения преступления. На этой стадии происходит реальное посягательство на объект, находящийся под охраной закона, частично выполняется объективная сторона конкретного преступления.
В науке уголовного права предложено большое количество теорий разграничения приготовления к преступлению и покушения на преступление. Основными из них являются:
· исходящие из субъективного критерия (злого намерения, представления субъекта о виде совершаемого им неоконченного преступления);
· объективные, которые исходят из законодательного определения объективной стороны состава;
· смешанные, в которых соединяются субъективный и объективный подходы[5]
.
Самым прочным критерием, отличающим покушение на преступление от приготовления к преступлению, является критерий начала исполнения состава, его объективной стороны. Все действия, совершенные до исполнения состава, относятся к приготовлению.
Покушение на преступление характеризуется объективными и субъективными признаками, составляющими в совокупности состав этой стадии неоконченного преступления. Эти признаки позволяют отличать покушение на преступление, с одной стороны, от приготовления к преступлению, с другой — от оконченного преступления.
Под покушением следует понимать совершение действий, входящих в объективную сторону состава преступления. При покушении всегда имеют место действия, которыми непосредственно выполняется состав данного преступления. Это — первый объективный признак покушения.
Характерной особенностью покушения, отличающей его от приготовления, является то, что при покушении объект преступления ставится под непосредственную угрозу причинения ему вреда; уже совершены действия, входящие в объективную сторону преступления. Но при покушении, в отличие от оконченного преступления, недостает некоторых признаков объективной стороны преступления: преступного результата,
указанного в соответствующей статье Особенной части УК, или полного завершения всех действий,
образующих объективную сторону преступления.
Недоведение преступления до конца — второй объективный признак покушения.
Именно незавершенность отличает покушение от оконченного преступления и является одним из оснований для выделения его в самостоятельную стадию.
Однако незавершенность
при покушении не следует понимать всегда как незавершенность фактических действий виновного, хотя этот признак и имеет место. Обычно при покушении лицо не успевает совершить всех тех действий, которые намеревалось совершить. Например, при покушении на убийство действия виновного часто пресекаются вмешательством других граждан.
Незавершенность преступления при покушении означает, что преступление не является оконченным, хотя фактически действия виновного могут быть и завершенными. Так, при оконченном покушении виновный нередко убежден, что сделал все необходимое и считает, что преступление завершено, и поэтому прекращает свои общественно опасные действия.
Незавершенность при покушении следует понимать, прежде всего, как отсутствие всех объективных признаков состава преступления, предусмотренного данной нормой Особенной части УК.
Следует иметь в виду, что при покушении нередко наступают определенные общественно опасные последствия, но иные, чем те, которые стремился причинить виновный. Например, при покушении на убийство часто причиняется вред здоровью. Однако это обстоятельство не превращает содеянное в оконченное преступление, так как для признания его оконченным необходимо наступление не любых вредных последствий, а лишь тех, которые прямо указаны в законе.
Незавершенность действий при покушении на преступление характеризуется, как уже было отмечено, ненаступлением указанного в законе преступного результата[6]
.
В то же время в случаях, если преступный результат, предусмотренный законом, наступает не сразу, а через некоторое время (например, смерть наступает спустя какой-то период после нанесения ножевых ранений с целью убийства), преступление следует считать оконченным. Уголовное законодательство не знает так называемых критических сроков развития причинной связи между действием и последствием. Уголовный закон признает деяние оконченным, если преступный результат (умышленных действий виновного) наступил, независимо от того, сколько прошло времени после совершения виновным общественно опасных действий.
Покушение характеризуется как ненаступлением преступного результата, что характерно для материальных преступлений, так и тем, что преступление не было доведено до конца. Таким образом, понятие покушения применимо к преступлениям как с материальным, так и с формальным составом.
Третий объективный признак покушения
— недоведение преступления до конца по причинам, не зависящим от воли виновного
. Причины незавершенности деяния лица могут зависеть от недостаточной активности исполнителя преступления, его непредусмотрительности в разработке плана действий, неучета активности противодействия потерпевшего, вмешательства посторонних лиц или случайных, не предусмотренных виновным обстоятельств. Эти моменты могут не допустить возможности наступления тех последствий, которые были внутренне присущи совершенному виновным действию, превратить содеянное только в покушение на преступление.
Каждый из трех названных объективных признаков покушения на преступление выполняет свою служебную роль: характеризует данную стадию и одновременно отграничивает ее от смежных понятий (приготовления, оконченного преступления, добровольного отказа).
В законодательном определении покушения содержится важное указание на то, что покушением на преступление признается умышленное действие
. Тем самым подчеркивается основной субъективный признак покушения.
Покушение на преступление характерно только для умышленной преступной деятельности. Не может быть покушения, так же как и приго-товления, при совершении преступления по неосторожности. Лицо, делающее попытку совершить преступление, стремящееся достигнуть его завершения, не может действовать неосторожно. В этих случаях уместно говорить только об умысле лица. Если субъект не желает совершить преступление, следовательно, не будет и пытаться.
Покушение, так же как и приготовление, возможно только при наличии прямого умысла.
При косвенном умысле лицо не желает наступления преступного результата, не стремится к завершению преступления, следовательно, не может и готовиться к нему либо пытаться его совершить. Преступный результат для лица при косвенном умысле является одним из возможных последствий его действий, причем субъект относится к его наступлению пассивно.
Содержание умысла включает при покушении на преступление с так называемым материальным составом
осознание общественной опасности действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, предвидение возможности наступления в результате этого конкретных общественно опасных последствий и желание их наступления; при покушении на преступление с так называемым формальным составом
-осознание виновным общественной опасности действий, непосредственно направленных на совершение преступления, и желание их совершить.
В уголовном праве покушение принято делить на два основных вида - оконченное и неоконченное. Для этого пользуются субъективным критерием
, т.е. представлением самого субъекта о степени завершенности преступления.
Оконченным является такое покушение, при котором субъект сделал все, что он считал необходимым для совершения преступления, однако это преступление не было завершено по не зависящим от него обстоятельствам.
Неоконченным
является такое покушение, при котором субъект не сделал всего, что считал необходимым для совершения преступления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативно-правовые акты и другие официальные документы
1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. и доп. по состоянию на 25.03.2004) // Российская газета. – 1993. – № 237.
1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. – 2004. – № 25. – Ст. 4855.
2. Специальная литература
2.1. Брагин А.П.
РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс.– М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 426 с.
2.2 Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: Учебник. — М.: Юристъ, 1999. — 480 с.
2.3 Печников, Н.П. Уголовное право (Общая часть): конспект лекций /
авт.-сост.: Н.П. Печников, В.Н. Чернышов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 112 с.
2.4 Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. Общая часть. Том (часть) 1: Учебник для вузов. – М. – 2006.
2.5 Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунеева, А.В.Наумова. – 2-е изд., пер. и доп. – М. – 2006.
|
[1]
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. – 2004. – № 25. – Ст. 4855.
[2]
Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: Учебник. — М.: Юристъ, 1999. — 25 с.
[3]
Брагин А.П.
РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО: Учебно-методический комплекс.– М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. – 13с.
[4]
Игнатов А.Н., Красиков Ю.А. Уголовное право России. Общая часть. Том (часть) 1: Учебник для вузов. – М. – 2006.
[5]
Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунеева, А.В.Наумова. – 2-е изд., пер. и доп. – М. – 2006.
[6]
Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Уголовное право: Учебник. — М.: Юристъ, 1999. — 215с.
|