Педагогическая технология
Виктора Николаевича Сороки-Росинского
В первой половине 20-х гг. прошлого века
в «Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского» (Петроград) сложилась педагогическая технология В.Н. Сороки-Росинского.
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882—1960) окончил ис
торико-филологический факультет Петербургского университета (1906).
Работал в Воепио-медицинской академии и одновременно преподавал
историю и литературу в средних учебных заведениях Петрограда.
В 1920—1925 гг. возглавлял «Школу социально-индивидуаль
ного воспитания имени Достоевского», известную главным обра
зом под названием «Школа-коммуна им. Ф.М. Достоевского», или
ШКИД).
В 1925—1928 гг. — директор школы для трудных подростков и
одновременно методист ЛГПИ им. А.И. Герцена.
В 1933—1936 гг. — научный сотрудник Педологического ин
ститута. До 1942 г. учительствовал в средних школах г. Ленинграда; с 1942 г. в эвакуации преподавал в Горно-Алтайском педагоги
ческом училище, в Пржевальском педологическом институте.
В.Н. Сорока-Росинский теоретически обосновал и на практике апробировал оригинальную систему воспитания трудных подростков-сирот. Концептуальной идеей этой системы выступила идея развития творческих способностей детей. Основными элементами своей системы Сорока-Росинский называл: фундаментальную образовательную подготовку (10
уроков ежедневно) и самостоятельную творческую деятельность воспитанников, способную дать надлежащий выход той буйной беспокойной энергии, которой полны эти дети. Широко использовал и метод длительных игр: инсценировки, постановки, журналистское творчество, соревнования.
Большое значение Сорока-Росипский придавал самовоспитанию. В своей работе «Психология и самовоспитание» (1907) он ставил вопрос о создании специальной науки — автогогики, помогающей каждому человеку развивать свою индивидуальность. К работе в ШКИД Сорока-Росинский стремился привлечь творчески работающих педагогов. Он один из первых стал изучать психологию педагогов и предложил своеобразную типологию «пород» учителей: теоретики, реалисты, утилитаристы, интуитивисты (артисты). К сожалению, вследствие расхождения в педагогических взглядах с официальными педагогическими структурами, В.Н. Сорока-Росинский вынужден был уйти из ШКИД. Некоторые талантливые его ученики создали художественные произведения о ШКИД: Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД (1927); Ольховский П., Евстафьев К. Последняя гимназия (1930). В конце 50-Х гг. Сорока-Росинский написал свои воспоминания «Школа им. Достоевского» (не окончены), в которых объективно показал жизнь ШКИД.
Создавая свою педагогическую технологию, В.Н. Сорока-Росинский и руководимый им педагогический коллектив руководствовались глубоко гуманистической целью:
превратить жизнь молодежи «в непрестанное самоутверждение личности, в постоянное самотворчество».
Исследователь педагогического наследия В.Н. Сороки-Росинского Л.А. Кирсанова следующим образом характеризует основ
ные этапы
складывающейся педагогической технологии, последовательно включавшие детей в такие виды деятельности, которые позволяли овладеть им элементами духовной культуры.
Главная цель первого этапа
— быстро сориентироваться в особенностях «материала, подлежащего обработке», т.е. в особенностях детей, которые становились учениками и воспитанниками школы. Нужно отметить, что исходный уровень поступавших подростков В.Н. Сорока-Росинский обозначил такими понятиями: воровство, всякого рода правонарушения, страсть к разрушению. Волчья мораль, жестокость по отношению к человеку, недоверие ко всем взрослым — «единственно полезные приемы приспособления в борьбе за существование». Дети были с разным уровнем общего развития, разными способностями и с разной степенью желания учиться.
На этом этапе В.Н. Сорока-Росинский решал и задачи, важные для последующих этапов:
· необходимо «тщательно разобраться в собственном педагогическом вооружении», т. е. учесть педагогический опыт и характер образования учителей;
· следует трезво проанализировать возможности самой школы: ее здания, оборудования, материальной базы. Оказалось, что школа располагала тем, чего не было в других школах, коммунах, колониях — хорошей библиотекой.
Тщательный анализ обозначенных задач определил вектор развития его педагогической технологии — организация учебно-познавательной и художественной деятельности детей. Богатейшая библиотека, гуманитарное образование многих педагогов создавали реальные условия для этого.
Главная цель второго этапа
В.Н. Сороки-Росинского была связана с организацией учебно-познавательной деятельности шкидовцев. Проблемой в достижении этой цели стала мотивация учения. Как поставить организацию обучения, чтобы одичавшие в своей беспризорной жизни дети почувствовали потребность и стремление к учению, к знанию «влечение»? Этот вопрос выступил главным в размышлениях В.Н. Сороки-Росинского.
В организации процесса обучения в школе им. Достоевского были найдены следующие решения:
• Дифференцированное обучение, которое потребовало деления учащихся по ряду показателей интеллектуального развития на группы и ориентации содержания, темпов, методов и форм обучения на индивидуально-типологические особенности.
• Сочетание умственной познавательной деятельности с другими видами деятельности (игровой, художественной), что, несомненно, стимулировало положительное эмоциональное отношение детей к учению. Художественно-игровые формы деятельности включались в различные учебные предметы. В.Н. Сорока-Росинский вспоминает: «Вслед за русским языком, литературой и немецким языком пожелала инсценироваться и история».
• Введение такого педагогического новшества в школе, как учет, т.е. своеобразные общественные смотры знаний, позволяющие воспитанникам осознать общественную ценность и необходимость последних и получить общественное признание своей деятельности. Подготовка к такому смотру была сопряжена с активной познавательной деятельностью ребят: они готовили сцены-диалоги, инсценировки, составляли схемы, диаграммы, рисовали географические, экономические, политические карты страны, выполняли задания, требующие активной поисковой работы — самостоятельного сбора и обобщения фактов, наблюдений. Так, вспоминает В.Н. Сорока-Росинский, к одному из учетов ученики подготовили доклады «Флора и фауна у Сергиева» с показом собранных коллекций. Доклады «Морские порты и их значение», «История Петроградского порта» вызвали такой интерес, что гости-портовики вытащили блокноты и стали что-то заносить в них.
Главный воспитательный результат учета В.Н. Сорока-Росинский видел в том, что «ребята впервые почувствовали уверенность в своих возможностях».
Суть третьего этапа
педагогической технологии — вывести организацию жизнедеятельности детей во внеурочное время. Проблема состояла в том, чем занять ребят после уроков, в свободную от учебных занятий часть дня. «Выручила библиотека». Ее богатство позволяло создать благоприятную развивающую среду.
В.Н. Сорока-Росинский буквально «наводнил» школу книгами: пожалуйста, читай. Вместе с тем у него была четкая технология воспитания художественного вкуса: от бессистемного чтения он вел воспитанников к декламации и инсценированию (под руководством педагогов) лучших образцов русской и зарубежной классической литературы на уроке, а затем — к собственному литературному творчеству, всячески стимулируя его.
«Инициативность детей в любой деятельности», — так формулировал В.Н. Сорока-Росинский один из главных принципов воспитания в своей школе. Создавались творческие союзы детей как коллективные формы сотворчества, любой из воспитанников имел право на выпуск своей газеты, своего журнала, право на полемику. Никакого жесткого контроля и навязывания мнений не допускалось.
Четвертый этап педагогической технологии требовал осмысления и осуществления целенаправленной работы по расширению микросоциальной среды для подростков, сферы духовного общения. Основные действия В.Н. Сороки-Росинского преследовали цель расширить контакты своих воспитанников с окружающим миром, с различными общественными организациями. Шкидовцы ходили на экскурсии в порт, по городу, на старые питерские заводы, посещали места, связанные с революционными событиями.
Исключительное значение созданной В.Н. Сорокой-Росинским педагогической технологии состояло в том, что она позволяла переключить деятельность воспитанников с разрушительной на «деятельность общественно значимую, сознательную, творческую, ориентирующую на высшие духовные ценности». И в этом есть ее высокий гуманистический потенциал.
Педагогические технологии первой трети XX в. — уникальное явление в отечественной педагогике. Выстроенные на различных концептуальных основаниях, они заключали в себе общие педагогические принципы: уважение к свободе и жизни каждого ребенка; творческое раскрепощение личности ученика; введение его в социально и личностно значимые виды деятельности; обогащение связей учебно-воспитательного учреждения с окружающим миром и действительностью; формирование педагогически цельной, всесторонне развитой личности.
К сожалению, обозначившиеся в конце 20—30-х гг. негативные социально-политические явления привели к резкой критике созданных в первой трети XX в. педагогических технологий.
|