Находясь в Мексике, мы не могли обойти вниманием дом, в котором некоторое время жил наш соотечественник Лев Бронштейн (Троцкий).
После того, как Иосиф Виссарионович выслал Льва Давыдовича из СССР, Лев Давыдович обосновался в Турции, где писал обличительные статьи против Сталина. Сталину не нравилась публицистика Бронштейна. В связи с этим ГПУ начало вынашивать планы по физическому устранению диссидента. Из Турции в 1932 г., он перебрался во Францию, но прожил там недолго. Во французском парламенте было большое количество коммунистов, которым Троцкий мешал спокойно жить. Из Франции он уехал в Норвегию, из Норвегии в Мексику, подальше от Советской России и агентов Кремля.
В Мексике Троцкий жил в доме Фриды Кало, известной мексиканской художницы, которая стала его любовницей (кстати, мексиканцы вспоминают этот факт неохотно). Муж Фриды, Диего Ривера, тоже художник, смотрел на бурный роман Троцкого и своей жены сквозь пальцы. Жена Льва Давыдовича узнала об изменах мужа и настояла на разрыве его отношений с любовницей. Троцкий пошел навстречу супруге.
Семья переехала в дом, купленный за 17 тысяч песо. Большую часть денег дал торговец книгами, уроженец Одессы. Средств на жизнь не хватало, и Лев Давыдович занялся приусадебным хозяйством. Пока он разводил кроликов и писал статьи, в СССР его заочно приговорили к смерти. Троцкого решено было убрать руками идеологических противников. Для этого была создана группа, которую возглавил Давид Альфаро Сикейрос по кличке Конь. Сикейрос впоследствии стал знаменитым художником, чей "Полифорум" известен во всем мире. При организации покушения возникли трудности с проходом на территорию участка, который занимал дом. Было решено ввести в круг Троцкого своего человека, который откроет дверь группе вооруженных террористов. Этим человеком оказался Роберт Шелдон Харт. В 4 утра 25 мая 1940 г. он открыл дверь и бандиты проникли в дом. Все, включая охрану, спали. Группа понимала, что она делает отнюдь не богоугодное дело. Перед тем, как приступить к выполнению задачи, потенциальные убийцы обильно выкуривали свой страх марихуаной и заливали текилой. Может быть, поэтому в доме было расстреляно 173 патрона, и ни один из них не достиг цели. Жена Троцкого Наталья Седова успела столкнуть Льва Давыдовича с кровати в темный угол комнаты. Сама супруга укрылась там же. Внук революционера Всеволод Седов, которому было тогда 12 лет, спрятался под кровать в детской, однако был ранен шальной пулей в ногу. Супружеское ложе Троцкого было изрешечено пулями, но вождь мирового пролетариата остался жив. Сикейрос и его люди оставили после себя бомбу замедленного действия, которая из-за технических неполадок не взорвалась.
Задача, поставленная Сталиным, осталась не выполненной. Вину за неудачное покушение решено было свалить на американца Шелдона, который вскоре был убит братом жены Сикейроса Луисом Ареналем. Великого же мексиканского живописца спасло от тюрьмы то, что Троцкого убил Хайме Рамон Меркадер. Когда республиканцы проиграли войну в Испании, Меркадер и его мать приехали в Союз. Мать стала любовницей чиновника НКВД, а сын, видимо, получил конкретное задание расправиться с Троцким. Убийца соблазнил секретаршу Льва Давыдовича Сильвию Агелову. Когда Троцкий проникся доверием к Меркадеру, тот завернул в плащ ледоруб и появился на вилле под предлогом того, что ему надо посоветоваться с хозяином по поводу важной статьи. Во время ее чтения, Меркадер зашел сзади и ударил Троцкого по голове. Ледоруб вошел в череп на семь сантиметров. Удивительно то, что после удара Лев Давыдович оставался живым. Он смог обезоружить убийцу. Благодаря этому Меркадера удалось задержать. Троцкого увезли в госпиталь, где на следующий день он скончался.
Тело было кремировано. Урна с прахом Льва Бронштейна находится сзади памятника. Его изготовил Хуано Горман всего за одни сутки. В этой же плите стоит урна с прахом жены, Натальи Седовой. В 1960 г., выйдя из тюрьмы, убийца Меркадер приехал в СССР, где получил Звезду Героя. Что же касается печально известного ледоруба, то его из музея выкрали. Возможно, похитителями были последователи радикальных взглядов Льва Давыдовича, нынешние троцкисты Мексики, а может, фанаты Меркадера.
От нескольких человек, работающих здесь, мы слышали, что ночью в доме неспокойно: после полуночи отчетливо слышатся чьи-то шаги. Пусть эти заявления останутся на совести работников дома, ставшего музеем.
|