Наталия Дубова
В 1967 году начата разработка сразу двух операционных систем для БЭСМ-6
Конец 60-х — расцвет системного программирования в Советском Союзе. На смену незамысловатым интерпретирующим системам первых машин, которые не умели делать почти ничего, кроме вызова стандартных подпрограмм, приходят настоящие операционные системы. С ростом быстродействия новых машин задача автоматизации управления потоком задач с помощью самой ЭВМ должна была решаться безотлагательно — слишком велики могли быть потери рабочего времени машины из-за простоев, которые неминуемо порождало ручное управление обменом с внешними устройствами, сменой программ и т. д.
Появление первого советского «миллионника» — БЭСМ-6 с максимальной производительностью 1 млн. операций в секунду — послужило мощным стимулом развитию программистской мысли. Многие революционные инженерные идеи, которые реализовал лебедевский коллектив в этой машине, требовали соответствующей поддержки со стороны системного ПО, чтобы при решении задач на БЭСМ-6 можно было на полную мощность использовать ее потенциал. В 1967 году начата разработка сразу двух операционных систем для этой машины.
Первыми были программисты из ИТМиВТ, института, которым руководил Сергей Алексеевич Лебедев, и в стенах которого рождалась БЭСМ-6. Лев Николаевич Королев, заместитель Лебедева, возглавил разработку операционной системы для этой машины. Система должна была взять на себя управление совместной работой устройств и решение задач в мультипрограммном режиме. Собственно, термин «операционная система» тогда еще не употреблялся. Разработчики из ИТМиВТ — Лев Королев, Александр Томилин, Виктор Иванников, Марк Чайковский — называли свое детище диспетчером, чуть позже за системой закрепилось официальное название «Диспетчер-68».
«Диспетчер-68» был первой ОС для БЭСМ-6, вслед за ним и на его основе чуть позже появятся несколько более развитых систем. В ИТМиВТ в 1970 году разработан «Новый диспетчер» — НД-70, отличительными чертами которого были возможность организации параллельных вычислений, режим работы в реальном времени и в составе многомашинного комплекса. Свой вариант операционной системы сделали в Дубне, в Лаборатории вычислительной техники и автоматизации Объединенного института ядерных исследований. Здесь было много нестандартного оборудования, новых внешних устройств, поэтому в ходе эксплуатации машины с «Диспетчером-68» пришли к выводу о необходимости его модернизации. Так появилась ОС «Дубна». Но наибольшую популярность на БЭСМ-6 завоевала ОС «Диспак», разработанная в 1971 году в закрытой организации Челябинска под руководством Владимира Федоровича Тюрина и вобравшая в себя и развившая основные возможности «Диспетчера-68», а затем и НД-70.
Создатели «Диспетчера-68» были убеждены, что делают первую в стране операционную систему. На самом деле это было не так. Впервые возможности автоматизированного управления задачами реализовали в Институте прикладной математики АН СССР для машины «Весна». Но эта ЭВМ создавалась в обстановке секретности, в подведомственной КГБ организации, поэтому сведения о ней не разглашались. В ИПМ высоко оценили «Весну», но БЭСМ-6 была несомненно мощнее и притом изящнее этой машины, поэтому директор института академик Келдыш решил переориентироваться на ЭВМ Лебедева. ИПМ получил второй экземпляр БЭСМ-6, и программисты института вторыми, чуть позже своих коллег из ИТМиВТ, начали работу над ОС для этой машины. В результате получилась совсем другая система. Коллектив разработчиков возглавлял Эдуард Зиновьевич Любимский. По его собственным словам, ОС ИПМ оказалась во многом схожей с современной Unix.
В ИПМ разработку операционной системы начали в 1967 году, а выпуск производственной версии приурочили к 100-летию Ленина. Это была вполне развитая, универсальная система, но ее использование ограничилось ИПМ и еще несколькими организациями. Лидером среди операционных систем для БЭСМ-6 стал «Диспак», который прошел через все последующие модификации машины и использовался большинством организаций, где вплоть до 90-х работала БЭСМ-6.
Создание сразу нескольких операционных систем для новой машины было естественной реакцией самых сильных программистских коллективов страны на появление столь высокопроизводительной и столь интересной в функциональном плане ЭВМ. Один из основных разработчиков операционных систем для БЭСМ-6 в ИТМиВТ Александр Николаевич Томилин отмечает, что ими двигало даже не столько желание оснастить машину, сколько стремление развить самих себя. Благо БЭСМ-6 открывала для этого колоссальные возможности.
|