Началом эры вычислительной техники принято считать 1946 год, год создания легендарного компьютера ENIAC, первой полномасштабной универсальной вычислительной машины. ENIAC (акроним Electronic Numerical Integrator and Computer) был построен в университете штата Пенсильвания. Создатели крупнейшего на тот момент электронного устройства использовали в нем свыше 18 тыс. электронных вакуумных трубок. Компьютер поражал воображение скоростью вычислений: за одну секунду машина могла выполнить 5000 операций сложения и 300 операций умножения, иными словами, в 100, а то и в 1000 раз быстрее распространенных в то время механических и электромеханических арифмометров.
|
Дж. Преспер Эккерт у пульта управления ENIAC
|
Но ENIAC привлекал внимание не только удивлявшей ученых скоростью вычислений, но и гибким (хотя и ограниченным) аппаратом записи вычислительных алгоритмов — говоря современным языком, являлся программируемым устройством.
Благодаря этим своим качествам ENIAC продемонстрировал, что электронным вычислительным устройствам по силам решение важнейших задач наподобие разработки водородной бомбы; дело в том, что исследователи Пенсильванского университета вели свои работы еще со времен второй мировой войны в рамках проекта военного ведомства Project PX.
Создателями ENIAC принято считать Джона Макли и Дж. Преспера Эккерта. Первый разработал архитектуру компьютера, второй воплотил его идею в жизнь.
Да, первыми были американцы, но это тот редкий случай, когда мы отстали от «них» совсем на чуть-чуть. Пожалуй, это и отставанием назвать нельзя. Наши ученые приходят к идее цифровой электронной вычислительной машины практически независимо от западных и делают абсолютно оригинальные разработки. Просто идея эта действительно носилась в воздухе. Энергетика, ядерная физика, статистические расчеты, и в первую очередь военно-промышленный комплекс, постоянно сталкивались с необходимостью проводить сложнейшие расчеты за минимальное время.
Не случайно, что отцы-основатели советской вычислительной техники, Сергей Александрович Лебедев и Исаак Семенович Брук начинали свою научную деятельность в электроэнергетике и каждый из них в процессе своей работы пришел к созданию некоего счетного устройства, позволявшего хоть немного облегчить утомительные расчеты. У Брука в лаборатории Энергетического института АН СССР с 1939 года работал механический интегратор для решения дифференциальных уравнений, а Лебедев в 1945 году для аналогичных задач создал электронную аналоговую машину.
Настоящая история советской вычислительной техники начинается в 1948 году. В августе этого года появляется проект автоматической цифровой вычислительной машины, по сути первый в СССР проект ЭВМ с жестким программным управлением. Его авторами были Брук и его молодой коллега Башир Искандарович Рамеев, в будущем создатель легендарных советских ЭВМ серии «Урал». Сейчас проект хранится в Политехническом музее, и посетители могут посмотреть, как выглядел «Урал-1». Проекту Брука — Рамеева не суждено было воплотиться в жизнь, но это была первая ласточка, официально запатентованное изобретение, и до реально действующего лампового гиганта в нашей стране оставалось совсем немного.
|
Первая малогабаритная ламповая электронная вычислительная машина М-1
|
В конце этого же самого 1948 года Лебедев, в то время директор Института электротехники АН Украины, начинает работу над малой электронной счетной машиной (МЭСМ), которая всего через два года начнет с успехом решать сложные вычислительные задачи. Продумывая проект новой машины, Лебедев независимо от Джона фон Неймана обосновывает принципы построения ЭВМ с хранимой в памяти программой, которые будут реализованы в МЭСМ.
По сути, 1948 год положил начало трем основным советским научным школам в сфере вычислительной техники: школе Лебедева, ставшего основным идеологом машин с высочайшим быстродействием, школе Брука, который занялся разработкой малых и управляющих ЭВМ, и школе Рамеева, до конца 60-х возглавлявшего направление, связанное с вычислительной техникой универсального назначения.
Поверьте, наш немного возвышенный тон вполне уместен. Это потом придут терзания по поводу копирования западных оригиналов и нашего отставания «навсегда». Тогда же, в 40-х — 50-х, мы были «с веком наравне». И наши достижения вызывают чувство гордости и огромного уважения к создателям первых советских ЭВМ. С этим чувством и начнем нашу хронологию.
|