10 ноября 1982 г. умер Л.И.Брежнев. Через два дня Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем 68-летнего Юрия Владими-ровича Андропова, прослужившего Брежневу «верой и правдой» 15 лет на посту Председателя КГБ, за что он был удостоен золотой медали «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда в 1974 г. и бриллиантовой маршальской звезды в 1976 г.
В своем первом докладе на Пленуме ЦК 22 ноября 1982 г. Ан-дропов уверенно, сжато, четко, ясно, со знанием дела показал не только свою готовность управлять страной, но и быть в дер-жаве полноправным, единоличным хозяином. Анализируя бюрократи-ческие методы руководства и управления, новый лидер традицион-но готовил общественное мнение к «окончательному» решению ве-ковой проблемы: «Кто виноват и что делать?!». Руководители всех рангов должны были усилить свое рвение в служении новому главнокомандующему. Народ должен был ясно осознать, что для лучшей жизни надо еще «поднажать».
Особое внимание в докладе нового Генерального секретаря было уделено экономике. «Производительность труда растет тем-пами, которые не могут нас удовлетворить». — подчеркнул он. Речь Андропова раскрывала ужасный, катастрофический развал промышленности и сельского хозяйства: планы «выполняются» це-ной «больших затрат и производственных издержек», «кое-кто» не знает как «взяться задело», не действуют механизмы управления и планирования. Резко были осуждены леность и пассивность об-щества. «Нельзя двигаться только на лозунгах». Андропов пред-ставил основные меры и средства преодоления экономической стагнации. «Надо расширять самостоятельность объединений и предприятий, колхозов и совхозов», сделав ставку на необходи-мость усиления «ответственности за соблюдение общегосударст-венных, общенародных интересов... Плохая работа, бездеятель-ность, безответственность должны... сказываться на служебном положении».
Новый лидер заверил участников Пленума ЦК КПСС, что ника-кого, во всяком случае поспешного или необдуманного, экономи-ческого переворота не будет.
Традиционно, следуя примеру своих предшественников, Андро-пов сказал о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества наро-дов СССР. которое «в значительной мере зависит от углубления социалистической демократии».
Говоря о внешнеполитическом значении 60-летнего Союза ССР, Андропов подчеркнул, что по мере создания социалистического лагеря «начал складываться и совершенно новый тип международ-ных отношений. В их основе — идейное единство, общность целей, товарищеское сотрудничество — при полном уважении к интересам, особенностям и традициям каждой из стран. В их основе — прин-цип социалистического интернационализма». Весьма туманно ха-рактеризуя «новый тип международных отношений», он твердо за-верил, что «Советский Союз со своей стороны сделает максимум возможного для укрепления и процветания мирового социализма». Довольно смелое и самонадеянное заявление руководителя страны, народ которой еще не достиг нормального благосостояния.
Не ограничиваясь кадровыми перестановками, Ю.В.Андропов начинает борьбу с коррупцией в партийно-советском аппарате, порожденной безответственностью и абсолютной безнаказанностью в брежневское правление. Тогда административным органам реко-мендовалось не заводить каких-либо «дел» на партийно-советских руководителей.
11 декабря 1982 г. «Правда» опубликовала сообщение о засе-дании Политбюро, посвященном обсуждению писем трудящихся, не-довольных беспорядками на производстве, нарушениями в распре-делении жилья, приписками, расхищением государственной собст-венности и другими противоправными действиями. Предложения по усилению санкций в отношении нарушений законности и справедли-вости демонстрировали намерение нового руководства страны энергично бороться со всеми видами преступной деятельности не-взирая на лица.
Однако кампания против коррупции скоро затихла. Но усили-лась борьба за открепление дисциплины. «...Без должной дисцип-лины, — отмечают Ю.В.Андропов на встрече с коллективом москов-ского завода им.С.Орджоникидзе в декабре 1982 г., — трудовой, плановой, государственной мы быстро идти вперед не сможем. На-ведение порядка действительно не требует каких-либо капитало-вложений, а эффект дает огромный». Требования Генсека вылились в «отлов» опоздавших на проходных, прогульщиков — в магазинах, кинотеатрах, банях. И все же внешний положительный эффект не внес решающих перемен в жизнь страны. Необходимы были карди-нальные экономические меры, которые пробудили бы трудовую ак-тивность народных масс.
С октября 1983 г. Ю.В.Андропов, по свидетельству главного «врача Кремля» Е.Чазова «перестал непосредственно конкретно руководить Политбюро и ЦК, Верховным Советом СССР и не появ-лялся в Кремле». 9 февраля 1984 г. Андропов скончался.
13 февраля на Пленуме ЦК Генеральным секретарем был избран 73-летний Константин Устинович Черненко.
«Лидером стал профессиональный канцелярист, а не политик, среднего пошиба бюрократ». — так констатировал «взлет» К.Черненко академик Г.Арбатов.
В апреле 1984 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. «Встав во главе партии и государства, — свидетельствовал Е.Чазов. — Чер-ненко честно пытаются выполнять роль лидера страны. Но это бы-ло ему не дано — и в силу отсутствия соответствующего таланта, шпроты знаний и взглядов и в силу его характера. Но самое главное — это был тяжелобольной человек... Добрый и мягкий че-ловек, он попал в мясорубку политической борьбы и политических страстей, которые с каждым днем "добивали" его».
В конце 19S4 г. была опубликована программа нового лидера «На уровень требований развитого социализма. Некоторые акту-альные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС». Подчеркивая «зрелость» социализма, «партийный мыслитель» вынужден был при-знать исторически длительным этап развитого социализма. Не от-казываясь от коммунистического будущего, отмечалось существен-ное отставание СССР от ведущих капиталистических стран по про-изводительности труда. Вновь партия нацеливалась на хозяйст-венные дела, которые необходимо было решать, по ее мнению, идеологической, политико-воспитательной работой с массами, ибо «большие творческие силы» заложены в сознательности и «идейной убежденности масс». И как объективная закономерность по совер-шенствованию развитого социализма подчеркивалась руководящая роль КПСС.
К середине 80-х годов партийно-советское руководство, пе-реросшее 70-летие своего развития, своим внешним видом свиде-тельствовало всему миру нашу немощь и корыстолюбие лидеров. «"Конечно, мне нелегко. — говорил Черненко, — ...бледный с си-ними губами, задыхающийся... — Но товарищи настояли на моем избрании, и мне отказаться было невозможно". Опять те же сте-реотипные ссылки на "товарищей", которые я. — вспоминают Е.Чазов, — уже слышал и от Брежнева, и от Андропова. Ссылки, которыми прикрывалась жажда власти и политические амбиции».
«Это было очень своеобразное время, — вспоминал академик Г.Арбатов. — Брежнев и его сподвижники утвердили власть узкой группы, в которой, несмотря на старость и болезнь, все же бе-зоговорочно главенствовал сам Генеральный секретарь. Все в этой группе, пока хоть как-то держались на ногах, были практи-чески несменяемыми. Физиология старта важнейшим фактором поли-тики. А иногда все зависело просто от того, кто кого пережи-вет».
Одряхлевшее руководство Советского Союза больше беспокои-лось о своем здоровье и благосостоянии близких, нежели о «службе Отечеству». Оно патологически боялось каких-либо изме-нений и новшеств, продолжая упорно обманывать народ, покупать его доверчивость дешевой колбасой и водкой, выдвигать «руково-дителей» лишь из рядов КПСС.
Но смерть брала свое и круг геронтократов в советском ру-ководстве значительно сужался. Даже на смертном одре их возно-сили выше императоров и богов. В начале 1985 г. депутатский листок так характеризовал умирающего лидера: «Выдающийся дея-тель Коммунистической партии. Советского государства, междуна-родного коммунистического движения, стойкий борец за коммунизм и мир, испытанный руководитель-ленинец, талантливый организа-тор, обладающий громадным жизненным опытом, К.У.Черненко с присущим ему глубоким пониманием ключевых, перспективных во-просов общественного развития, реалистическим подходом к оцен-ке достигнутого и нерешенных проблем многое делает для утвер-ждения и развития эффективного творческого стиля партийного и государственного руководства. Константина Устиновича Черненко отличает умение зажечь людей своей энергией, новаторским отно-шением к делу, сплотить товарищей на коллективную работу».
10 февраля 1985 г. Черненко скончался. «Говорят, — свиде-тельствовал один из работников ЦК КПСС В.Печенев, — что на первом после смерти Черненко (через два часа) заседании Полит-бюро Тихонов предложил в Генсеки Гришина, а Гришин, играя в скромность — Тихонова. Тогда поднялся Громыко и сказал, что, наверное, по стажу (им с Тихоновым было уже под 80 лет!) он тоже подходит. Но нельзя смешить советских людей и Запад. Надо избрать молодого и энергичного человека — Горбачева».
Список литературы
1. Валовой Д.В. От застоя к развалу. М., 1991.
2. Драма обновления / Сост. М.И.Малкумян. М., 1990.
3. Земцов И. Андропов: политические дилеммы и борьба за власть. Иерусалим. 1983.
4. Земцов И. Черненко: Советский Союз в канун перестройки. Лондон, 1983.
5. Чазов Е. Здоровье и власть. М., 1992.
|