Реализуя установку вождя на экономическое соглашение с крестьянством, Х съезд партии (март 1921 г.) принял решение о замене продразверстки продналогом: началась новая экономическая политика (НЭП). В деревне пошло на убыль число насаждавшихся властями коллективных хозяйств.
В городе частным лицам было разрешено открывать или брать в аренду мелкие промышленные и торговые предприятия. К середине 1920-х гг. капиталистический сектор включал примерно 20% промышленных объектов, где производилось 5% всей продукции. В розничной торговле частные предприятия контролировали 53% товарооборота.
Изменилась система управления государственными предприятиями, ослабла чрезмерная централизация. Объединения государственных предприятий (тресты) перешли на хозрасчет, их права и самостоятельность существенно расширились. Трудовые мобилизации сменил свободный наем рабочей силы.
В целом нэповская экономика носила смешанный рыночно-административный характер. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной социалистической экономики), большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений, одновременно сохранив в руках государства "командные высоты": крупную и среднюю промышленность, транспорт, внешнюю торговлю, банки.
В стране еще завершалось восстановление народного хозяйства, когда партия большевиков на своем XIV съезде (декабрь 1925 г.) провозгласила курс на индустриализацию — преимущественное развитие базовых отраслей промышленности (энергетики, металлургии, машиностроения, химического производства).
Выполнялся план государственной электрификации России (ГОЭЛРО), принятый по инициативе Ленина в 1920 г. В 1927 г. была заложена Днепровская гидроэлектростанция (ДНЕПРОГЭС). Началось строительство Сталинградского тракторного завода, Московского и Горьковского автозаводов, Магнитогорского металлургического комбината, Туркестане-Сибирской железной дроги и др.
Согласно директивам XV съезда был разработан первый пятилетний план развития народного хозяйства (на 1928/29-1932/33 гг.).
Коллективизация. Кризис хлебозаготовок 1927-1928 гг. резко ускорил переустройство деревни, вызвав со стороны советской власти, как указывалось, ряд насильственных мер по отношению к кулакам.
С осени 1929 г. на смену чрезвычайным мерам по хлебозаготовкам пришла принудительная коллективизация.
Основной формой коллективного хозяйства была объявлена сельскохозяйственная артель (в ней колхозникам оставлялись приусадебный участок, мелкий инвентарь, птица, домашний скот). В то же время основные средства производства (полевая земля, основной инвентарь, крупный скот) подлежали обобществлению. Запись в колхозы осталась фактически принудительной.
К концу 1931 г. коллективизация в основных хлебопроизводящих районах страны была завершена.
Производительные силы сельского хозяйства оказались подорванными на годы вперед.
В короткий срок аграрный сектор, где господствовала мелкотоварная малоуправляемая стихия, оказался во власти жесткой централизации, администрирования, приказа, превратился в органическую составную часть директивной экономики.
В условиях войны 1941 - 1945 гг. возможности сверхцентрализованной директивной экономики СССР, помноженные на огромные природные и людские ресурсы, предельное напряжение всех сил народа и массовый трудовой героизм дали неожиданные для германских стратегов результаты. К концу декабря 1941 г. было остановлено падение промышленного производства, вызванное потерями от оккупации, эвакуацией оборудования около 2,5 тыс. заводов из прифронтовой зоны и переводом гражданского сектора промышленности на выпуск военной продукции. С середины 1942 г., когда удалось полностью запустить эвакуированное оборудование, рост производства начался и в базовых отраслях промышленности (металлургии, машиностроении, топливно-энергетическом комплексе).
Таким образом, СССР в рекордно короткий срок завершил перевод экономики на эффективную работу в чрезвычайных военных условиях. Несмотря на сохраняющееся неравенство промышленных потенциалов обеих стран, СССР изготовил за июнь 1941 —май 1945 гг. почти вдвое больше боевой техники и вооружения.
Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов.
В целом промышленность была восстановлена уже в 1947 г. Она достигла уровня 1940 г., а к концу пятилетки превысила его на 73% при плане 48%. Что касается легкой, пищевой отраслей промышленности, то. зависимые от сельского хозяйства, они были отсталыми отраслями и план не выполнили.
В 50-е г. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство средств производства, которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства.
В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10%.
С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию общества с села и сельского хозяйства.
Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства.
Для экономического стимулирования на предприятиях за счет прибыли государство разрешило создавать поощрительные фонды.
Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1965 - 1970). Объем промышленного производства вырос на 50%.
Главная особенность социально-экономического развития СССР в 70-е — первой половине 80-х гг. — резкое и тотальное падение темпов роста экономики. Оно началось в IX пятилетке (1971 - 1975 гг.), продолжалось в Х (1976 - 1980 гг.) и XI (1981 - 1985 гг.).
Темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается XI пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.
В 1983 г. руководство страны во главе с Ю.В.Андроповым попыталось выправить положение в экономике ужесточением трудовой дисциплины.
Но ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. В США производительность труда в промышленности в два раза, а в сельском хозяйстве в пять раз превышала соответствующую производительность в СССР. Наконец, в СССР не был обеспечен "наивысший в мире" жизненный уровень народа", о чем торжественно говорили в 1961 г. Жизнь народа в СССР даже среди социалистических стран (ГДР, Венгрия, Чехословакия) разительно отличалась в худшую сторону.
Невыполнение намеченного, голословные обещания с высоких трибун — все это не могло не отразиться на настроении трудящихся, не вызвать пассивности, скептицизма, падения авторитета КПСС и государственной власти в массах. Общество зашло в тупик. И партия как его руководящая сила должна была взять на себя ответственность за этот итог.
В марте 1985 г. руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восстановление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.
Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС. Он получил название "ускорения социально-экономического развития".
Ускорение понималось прежде всего, как повышенные темпы роста. В 1986-1987 гг. М.С. Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее, ускорение понималось и как новое качество роста, т. е. рост на базе научно-технического прогресса за счет производительности труда, интенсивного развития.
В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки".
Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности министерств и ведомств, а также их аппарата, переход на "партнерские" отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.
В 1988 г. были приняты два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).
В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности) . Была провозглашена новая цель экономической реформы — не ускорение, а переход к рыночной экономике.
С конца 1989 по 1991 гг. было принято более ста законов. указов, постановлений и т. п. по экономическим вопросам, но абсолютное большинство из них не работало.
Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то начиная с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%.
В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и "срыв перестройки", глава правительства Н.И.Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С.Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на повышение цен в 2 -10 раз (апрель, 1991 г.). "Павловское" повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки.
Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Союзное руководство во главе с М.С.Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживает политическая система и переключило свое главное внимание на политические преобразования.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
|