В двух часах езды от Калининграда-Кенигсберга находится поселок Веселое. Раньше здесь, на небольшом полуострове, располагалось весьма значительное укрепление пруссов. О древнепрусском названии этого места до сих пор идут научные дискуссии. По некоторым данным, поселение носило название Хонеда. Надежной защите укрепления способствовали естественные, почти непреодолимые, препятствия: залив на северо-западе и болота с единственной бревенчатой гатью на юго-востоке. В 1237 г. непреступная крепость была осаждена войсками немецкого ордена, которыми руководил рыцарь по имени Дитрих Бернхайм. Осада длилась около двух лет. Положение пруссов в осажденной Хонеде было невыносимым. В крепости вспыхнул мятеж, в результате которого вождь защитников, Кодрун, был зверски убит соотечественниками. Крепость Хонеда пала. После осады крестоносцы приступили к восстановительным работам. Сначала здесь появилось внушительное сооружение из дерева, затем на месте временных строений средневековые зодчие начали возводить каменный замок Бальга. Он стал первым укрепрайоном Тевтонского ордена на территории Пруссии. Строительство замка растянулось на десять лет. Первые здания были выполнены в строго романском стиле. В более поздние времена Бальгу неоднократно перестраивали в соответствии с модными архитектурными веяниями проходивших веков.
Замковые строения полностью соответствовали канонам боевых действий средневекового времени: высокие и узкие окна бойницы, галереи с амбразурами. Центральным сооружением Бальги был дом Конвента, который буквально нависал над заливом на высоте двадцати пяти метров. Помимо Конвента в замке находились палаты для рыцарей, резиденция комтура, часовня, трапезные, арсенал, просторные склады для хранения оброка и товаров собственного производства. Были также почта и арсенал. До сих пор сохранились очертания внутризамкового рва и остатки мощной подпорной стены. С внешней стороны рва размещались здания форбурга (предзамка), конюшен, пекарен, мельниц с конным приводом. На сегодняшний день сохранилось только здание форбурга с остатками большой башни. Передовое укрепление, форбург, начали строить в 1250 г. Ниже пола первого этажа находилось помещение, покрытие которого имело аналог только в замке Ордена Монфорт, что в Сирии. Оно представляло собой квадрат с центральной колонной, на которую опирались ребра четырех сводов. С охранившиеся руины - это часть длинного здания, через которое имелся проход, закрываемый подъемными воротами из дуба. О неприступности крепости говорит тот факт, что во время неоднократных восстаний и победоносных походов пруссов Бальга так и не была взята.
С преобразованием государства Тевтонского ордена в государство светское владельцем замка стал бывший руководитель этих земель Георг фон Поленц. Он в свою очередь уступил Бальгу герцогу Альбрехту Бранденбургскому, реформатору и просветителю, которому Бальга как военный объект был без надобности.
В XVIII веке на полуострове появились рыбацкие поселки. Жителями окрестных земель замок стал использоваться в качестве трактира, а башня форбурга служила навигационным знакам рыбацким и торговым судам. В 1928 г. на территории Бальги возник краеведческий музей. Именно тогда в рекламных целях стены форбурга украсили именами магистров Тевтонского ордена. Все имена были написаны красной краской, и только имя одного магистра, Ульриха фон Юнгингена, было написано черной. Именно с его именем связывают закат золотого века Ордена. Ульрих фон Юнгинген проиграл битву славянам под Грюнвальдом в 1410 г.
В XVIII-XIX веках земли Пруссии стали активно заселять иммигранты из Голландии, Франции и земель Германии. Замок, в основном дом Конвента, разбирали, превращая его в каменоломню. Переселенцам был необходим материал для строительства жилищ и укрепления городов. Камни и лепные изображения вывозились также в Кенигсберг и в Польшу. С разборкой дома Конвента притягательность этого места для туристов начала века нисколько не уменьшилась. Здесь еще было на что посмотреть: рвы с подъемными мостами, богатый музей, крутые береговые откосы, заваленные камнями крепости, деревья, привезенные сюда из Южной Америки, Японии и Скандинавии. Особо следует отметить кирху Святого Николая, построенную в XIII веке. В ней стоял алтарь XVII века, тогда же были отлиты колокола, а рельефная картина из дерева "Торжество Христа" - считалась уникальной. До наших дней сохранилась только часть стен церкви.
Во времена второй мировой в замке размещалась разведшкола, абверкоманда 116М. В ней готовили специалистов, действовавших против военно-морского флота Красной Армии в Балтийском море.
В 1945 г. в этих местах завершился разгром самой крупной их расчлененных немецких группировок, располагавшихся к югу от Кенигсберга. Немцев прижали к заливу и расстреливали из орудий тяжелой артиллерии в течение четырех дней. Причем огонь корректировался с помощью аэростата, поднятого над Бальгой. В ходе операции было уничтожено 95 тысяч немецких солдат. 45 тысяч попало в плен. О плотности артиллерийского огня говорит и такой факт. В 47 г. здесь пытались создать лесопильный завод, однако стволы деревьев не поддавались распилке, так как были буквально нашпигованы осколками. Историческая ценность Бальги во время боевых действий в расчет, естественно, не принималась. После войны замок по непонятной причине не стали разминировать, ограничились демонтажем оборонительных сооружений и уборкой территории от танков. И по сей день эта древняя земля хранит сотни единиц стрелкового оружия, тонны взрывоопасных материалов.
В 45 г. через Бальгу из полуокруженного Кенигсберга вывозили часть культурных ценностей, изъятых нацистами из российских музеев. Проживавшие здесь до 48 г. немцы говорят о фактах завоза на Бальгу и захоронениях здесь ящиков с неизвестным содержанием. Замок имел разветвленную систему подземных ходов, колодцев, соединенных с гротами и туннелями, и нацисты не могли ими не воспользоваться.
Рядом с кирхой находилось старинное кладбище с множеством памятников, надгробий из гранита, мрамора и даже обсидиана. Война и послевоенный вандализм переместили старинные реликвии из разграбленных могил в частные коллекции.
Последний раз организованные поиски ценностей проходили здесь в 1981 г. Однако после гибели одного из участников экспедиции, который подорвался на мине времен второй мировой войны, поисковые мероприятия были свернуты.
Сегодня раскопками занимаются неорганизованные трофейщики и мародеры-гробокопатели. Они окончательно разрушают то, что пощадили время и войны. Однако до сих пор над развалинами Бальги витает аура былого величия, а выцветшие от времени и дождей надписи на стенах напоминают о тех временах, когда по залам замка ходили рыцари в латах и время перелистывало первую страницу истории Прусского государства.
|