Звезду русского балета Вацлава Нижинского безжалостно свели с ума люди из его ближайшего окружения. Среди них Сергей Дягилев, беззастенчиво обворовывавший артистов своей балетной труппы и особенно Нижинского, а также Ромола - жена гениального танцовщика, которая постоянно ему изменяла, в том числе и с молодым психиатром, лечившим артиста от шизофрении. Так во всяком случае пишет газета "Дейли мейл", рассказывая о публикации в Британии полного текста дневника Нижинского, который он написал в течение нескольких недель в 1919 году, когда у него участились припадки безумия.
Несколько раньше тщательно переработанная и прилизанная версия его дневника была опубликована Ромолой в 1939 году. Из "труда" следовало, что Нижинский - безгрешный, почти святой гений, мозг которого не выдержал напряжения высокого искусства, а сама Ромола как верная жена вместе с другом великого артиста Дягилевым всячески помогала гордости русского балета бороться с ужасным недугом. Однако, как видно из полного текста дневника, все было с точностью до наоборот.
Оказалось, что удивительно симпатичный и талантливый сын польских танцоров уже в 18 лет был принят в труппу Русского императорского балета в Санкт-Петербурге. Там его соблазнил один из великих князей, склонный к гомосексуализму. Он познакомил будущего гениального танцовщика с Дягилевым - ведущим балетным импресарио того времени. Модный бисексуал быстро затащил юношу к себе в постель. Впрочем, Нижинский особенно и не сопротивлялся. Он потом писал в дневнике, что руководствовался наставлениями великого князя о пользе секса в карьере артиста. Кроме того, юноша был беден, а Дягилев обещал ему выгодные контракты и огромные, гонорары. Затем импресарио увез Нижинского в составе балетной труппы во Францию, где танцовщик принимал участие в знаменитых "Русских сезонах" в Париже начиная с 1907 года.
Там молодой танцор достиг вершин славы и блистал в лучших балетах того времени. Но львиную долю прибыли от его выступлений забирал себе Дягилев, оставляя артисту жалкие крохи. Тогда же он на правах хореографа стал указывать Нижинскому, как исполнять ведущие партии в любимых публикой балетах. Его назойливые наставления доводили артиста до бешенства, и в отместку он неожиданно заявил, что женится на Ромоле - красивой венгерке, крутившейся около знаменитых танцоров русского балета. Такое решение любовника привело в бешенство Дягилева, который, по слухам, хотя и перетрахал всех мужчин и женщин в своей труппе, питал к Нижинскому особые чувства. Дело закончилось тем, что сильный и жесткий Дягилев стал жить с супружеской четой, по очереди имея то жену, то мужа, что вызвало ненависть и отвращение Нижинского к своему "благодетелю", но он был вынужден работать на него, потому что боялся оказаться среди нищих на улицах Парижа.
Однако последней каплей, доконавшей великого танцора, стала мания величия, охватившая Дягилева Успех "Русских сезонов" в Париже настолько вскружил ему голову, что он стал называть себя Богом Искусства, а Нижинского - своим первым учеником. Великий актер, считавший Дягилева наглой бездарью, не смог выдержать такого издевательства над музами и сам объявил себя Богом. Он так и подписывал свои письма - "Бог Нижинский". Вскоре у него начались припадки безумия.
В 1919 году врачи обнаружили у Нижинского вялотекущую шизофрению. Выступать он уже не мог и до конца своих дней скитался по психушкам. Первый кумир балетоманов Европы, судьбу которого можно считать одной из самых трагичных в мире искусства XX века, умер в швейцарской психиатрической клинике в 1950 году.
Список литературы
Олег Марков. Балет укрепляет мужскую дружбу.
|