Экологические катастрофы XX века.
Вадим Карелин
Считается, что природоохранное право в мире появилось в XIII в. Первым актом был эдикт короля Эдуарда, запрещавший использовать каменный уголь для отопления жилищ в Лондоне. Первым же сохранившимся экологическим документом принято считать каменную стелу высотой 1,6 м, найденную в Китае и датирующуюся 1549 г. 700 иероглифов, высеченных на ней, запрещают вырубку леса и призывают граждан засаживать лесами опустыненные территории. Декрет, выбитый на стеле, гласит, что любой, кто ослушается приказа не вырубать леса, будет сослан в отдаленные места империи.
Первыми в России законодательными актами по экологическому праву были указы Петра I по охране лесов и животных.
В ХIХ в. охране природы уделяло внимание практически каждое уважающее себя государство. Человеку еще удавалось балансировать на грани, за которой — невосполнимое. В ХХ в. мы эту грань успешно перешли. Вторую половину ХХ в. историки, скорее всего, назовут периодом экологических катастроф. Судите сами.
29 сентября 1957 г.
На территории плутониевого комбината «Маяк» под Челябинском взорвался контейнер с радиоактивными отходами. Площадь зараженной территории составила 23 000 км2. По приблизительным оценкам, более 8000 человек погибли от лучевой болезни. Около 3000 человек до сих пор проживают в опасной зоне. Авария сделала этот район самым «грязным» местом на планете.
2 декабря 1984 г.
Произошедшая в ночь со 2 на 3 декабря катастрофа на химическом заводе в г. Бхопале (Индия) стала одной из крупнейших техногенных аварий ХХ в. В результате аварии погибли 3000 человек, около 20 000 ослепли и у 200 000 человек отмечались серьезные поражения головного мозга, параличи и т. д. Заражению подверглась территория длиной 5 км и шириной 2 км. Катастрофа нанесла и неисчислимый урон окружающей природе. Поля и дороги были усыпаны погибшими животными и птицами. Токсичным газом был полностью уничтожен урожай в радиусе 100 миль (167 км). Долгое время пораженная земля оставалась бесплодной.
26 апреля 1986 г.
Чернобыльская АЭС. Взрыв на четвертом энергоблоке. В результате взрыва во внешнюю среду было выброшено 50 миллионов кюри различных радионуклидов, 70% этих веществ досталось Беларуси. По официальным данным, сразу погиб 31 человек, около 2000 скончались впоследствии. Общее число зараженных оценивается Greenpeace в 1 700 000 человек.
25 марта 1989 г.
Нефтяной танкер Вальде длиной 987 футов сел на мель в заливе Принс-Уильям у побережья Аляски, в результате чего в воду вылилось свыше 30 000 тонн нефти. От загрязнения пострадало более 2400 км побережья. Нефть вылилась из пробитого танкера, загрязнив одну из наиболее нетронутых и чистых экосистем в мире. Согласно Книге рекордов Гиннеса, это экологическая катастрофа с нефтяным загрязнением, нанесшим наибольший ущерб побережью.
1991 г.
Во время первой иракской войны перед отступлением из Кувейта иракцы подожгли большинство нефтяных скважин в Кувейте. В результате нападения Ирака на Кувейт в 1991 г. и последовавшей за ним операции «Буря в пустыне» в Кувейте было подожжено 732 нефтяных скважины. На их тушение ушел почти год, общие затраты составили около 2 миллиарда долларов. С огнем боролись специалисты из 16 стран, в том числе СССР. Президент Ирака Саддам Хусейн отдал приказ откачать сырую нефть, добываемую в Персидском заливе, из терминала «Си-Айленд» в Кувейте и семи крупных нефтяных танкеров. По предварительным оценкам, в море было вылито 816 000 тонн (в 40 раз больше, чем из танкера «Престиж») нефти.
Добавим к этому практически высохшее Аральское море, кислотные дожди, вырубку тропических лесов, загрязнение воздуха и водоемов, растущие озоновые дыры, и мы увидим, что за 50 лет человечеству удалось сделать с Планетой то, что не удавалось за всю предыдущую историю. Вопрос, которым задается каждый человек, для которого понятие «мир» шире его квартиры или дачи: «Почему же мы так методично уничтожаем мир, в котором живем?»
Попытке ответить на него посвящено много книг. Из них мы можем узнать о несовершенстве экологического права, хищническом истреблении природы в угоду коммерческим интересам и упорном нежелании России подписать Киотский протокол2. Общим для всех этих книг является позиция человека, горделиво, «сверху вниз» взирающего на тот мир, в котором он живет, и видящего в нем лишь источник собственного благоденствия. Очень четко квинтэссенцию мировоззрения «человека-хозяина» передал Г.Т. Миллер из пресвитерианского Колледжа святого Андрея:
1. Человек есть источник всех ценностей (антропоцентризм).
2. Природа существует для нашего использования.
3. Наши первые цели — производство и потребление материальных благ.
4. Материальные и энергетические ресурсы безграничны, потому что человеческая изобретательность всегда их обеспечит.
5. Производство и распределение материальных благ должно возрасти, потому что каждый имеет право жить по определенному жизненному стандарту.
6. Нам нет необходимости адаптироваться к природной среде, потому что мы можем сами приспосабливать ее для удовлетворения наших потребностей посредством науки и техники.
7. Главная функция общества — помощь индивидам и корпорациям в освоении окружающей среды для увеличения богатства и власти.
8. Идеалом личности является самодеятельный индивид, который для своей пользы избегает неприятностей.
Вот, собственно, «символ веры» нашего современного материалистического общества, и нечего удивляться тому, что «самодеятельный индивид», «для своей пользы избегающий неприятностей», продолжает и будет продолжать «осваивать» «окружающую среду».
Когда это прекратится? Видятся две возможности. «Окружающая среда» не бесконечна, и предел ее эксплуатации может наступить, но очень не хочется представлять себе этот момент. Другая возможность заключается в том, чтобы сделать, как ни банально это звучит, шаг навстречу природе. Этот шаг «вниз» человек должен сделать в своем сознании; человек и природа должны оказаться на равных, на одном уровне. Не на бумаге, а с молоком матери человек должен впитать, что он не «царь», а часть Природы. Нанесение вреда природе тогда будет аналогичным членовредительству и будет не менее противоестественным. Этот путь кажется куда более желанным, но требует возрождения многих забытых знаний о Человеке и его месте в окружающем мире. А это уже совсем другой разговор.
|